Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Загрязнители водных ресурсов должны возместить экологический вред и обеспечить качественную водоочистку

 
ШАТАЛОВ Анатолий Алексеевич начальник департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу

ШАТАЛОВ Анатолий Алексеевич начальник департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу

Номер журнала: 

Рубрика: 

Устойчивое развитие РФ и ее национальная безопасность возможны только при сохранении природной системы и поддержании соответствующего качества окружающей среды. Росприроднадзор является тем инструментом, который позволяет обеспечить практическую реализацию государственной политики в области природопользования. Государственный надзор за рациональным использованием и охраной водных ресурсов является одним из важнейших направлений в деятельности Службы.

За последние два года Росприроднадзором проведены надзорные мероприятия в отношении 12 500 предприятий и организаций, которые являются загрязнителями акваторий рек РФ. По результатам проверок и рейдовых мероприятий выявлено около 9 тысяч нарушений природоохранного законодательства, из них основными являются нарушения по ст. 7.6, 8.13 КоАП РФ. 

Нарушители были привлечены к административной ответственности, выданы предписания об устранении нарушений, внесены представления о принятии мер по устранению причин и условий, повлекших загрязнение водного объекта, общая сумма взысканных штрафов только за 2013 год составила около 55 млн рублей. В результате предприятиями были разработаны и в настоящее время реализуются мероприятия, направленные на снижение сбросов загрязняющих веществ в водные объекты. При стабильном увеличении объемов производства за период с 2004 по 2012 годы существенно сократились сбросы загрязненных сточных вод — на 3 млрд м3.

В целом в водные объекты России сбрасывается в год до 52 км3 сточных вод, из которых более 19 км3 подлежат очистке. Из них порядка 72 % сточных вод сбрасывается в водные объекты недостаточно очищенными, 17 % — вообще без очистки и только 11 % очищаются до установленных нормативов. 

Основными источниками загрязняющих веществ, сбрасываемых в водные объекты, остаются электроэнергетика и ЖКХ, обрабатывающая промышленность, добыча полезных ископаемых и АПК. На их долю приходится 90 % сбросов. Действенной как профилактической мерой, так и мерой по ликвидации вреда от сброса неочищенных стоков является предъявление к природопользователям исков на компенсацию причиненного окружающей среде ущерба. 

Если сравнивать 2012 и 2013 годы, сумма предъявленного природопользователям вреда выросла почти в три раза. Рост сумм исков — следствие проведения в 2012 году проверки объектов, расположенных на реках Ангара, Белая, Тюряха (Владимирская область), Урал и Белорецкое водохранилище, по результатам которых были произведены расчеты вреда на крупную сумму.

Как известно, при расчете вреда, причиненного водным объектам, в ряде случаев Росприроднадзор предъявляет достаточно крупные суммы. Данный факт негативно воспринимается хозяйствующими субъектами. Но анализ судебной практики показал, что закон в таких случаях на стороне Росприроднадзора, который защищает право граждан на благоприятную окружающую среду. В ряде случаев с хозяйствующими субъектами заключаются мировые соглашения, при этом предприятия реально вкладывают средства в экологические мероприятия и модернизацию производств. Кроме того, хозяйствующий субъект, заключив мировое соглашение с Росприроднадзором, получает целый ряд преимуществ. Выполнение плана природоохранных мероприятий, являющегося приложением к соглашению, фактически является «вложением» предприятия в собственное развитие и модернизацию, направленную на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду и, следовательно, на минимизацию издержек, позволяет в некоторых случаях не вносить сверхлимитные платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Приведу примеры утвержденных мировых соглашений:

- Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан — ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение», вред составил более 657 млн рублей. Водный объект — р. Белая;

- Управление Росприроднадзора по Оренбургской области — ОАО «Водоканал г. Орска», вред составил более 125 млн рублей. Водный объект — р. Урал;

- Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан — ОАО «Белорецкий металлургический комбинат», вред составил более 398 млн рублей. Вод­ный объект — р. Белая и Белорецкое водохранилище.

Одно из основных требований, предъявляемых при этом к хозяйствующим субъектам, — реализация мер, направленных на ликвидацию последствий нанесенного ими вреда окружающей среде.

Второе важнейшее направление — повышение эффективности очистки стоков.

В каждом Федеральном округе есть свои крупнейшие предприятия - загрязнители. Они представлены в таблице. Деятельность этих предприятий и есть главный вектор сосредоточения внимания и усилий Росприроднадзора.

Хочется отметить значительные усилия органов региональной власти в реализации программ государственно-частного партнерства при решении проблем. 

Например, постановлением Правительства Удмуртской Республики (от 8 октября 2012 года № 456) «Об утверждении Республиканской целевой программы поддержки развития моногорода Глазова Удмуртской Республики (2012-2014)» предусмотрено выделение субсидии в размере 50 млн рублей на реконструкцию действующих канализационных очистных сооружений ООО «Удмуртская птицефабрика» в г. Глазове.

В целом же успех работы Службы во многом зависит от проработанности и практической эффективности применяемых нормативно-правовой базы и методического инструментария. В настоящее время существует ряд факторов, препятствующих эффективному исполнению инспекторским составом Росприроднадзора своих функций. Так, например, незавершенность правового регулирования реализации главы 5 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 416 «О водоснабжении и водоотведении» не позволяет осуществлять надзорные функции в установленной сфере деятельности, а именно:

- предлагаемые поправки в методику расчетов нормативов допустимых сбросов предоставляют чрезмерные возможности для организаций, осуществляющих водоотведение, манипулировать рассчитываемыми показателями при отсутствии реальных рычагов контроля над этим процессом со стороны Росприроднадзора;

- в ряде случаев невозможно определить для абонентов, имеющих несколько источников сброса, как устанавливать нормативы допустимых сбросов.

Эти нестыковки создают определенные проблемы в ведении контрольно-надзорной деятельности и государственного регулирования в области охраны окружающей среды.

Среди стоящих перед нами задач можно выделить следующие:

- усиление взаимодействия территориальных органов Росприроднадзора и прокуратуры в части оперативного обмена информацией по нарушению законодательства в области охраны окружающей среды крупными организациями - природопользователями  путем систематического невыполнения предписаний территориального органа Росприроднадзора или фактами умышленного уклонения организаций от проведения проверок территориальными органами Росприроднадзора;

- продолжение работ в рамках реализации Плана мероприятий Минприроды России по реализации Водной стратегии РФ на период до 2020 года;

- инициирование доработки Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства;

- усиление контроля над исполнением регионами переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации, в том числе в области водных отношений.

В заключение отмечу, что общими усилиями государства, бизнеса и общества можно сделать все возможное для обеспечения экологической безопасности и сохранения водных ресурсов страны. 

Все статьи рубрики