Природоохранная деятельность в Пермском крае: охрана воды, воздуха и обращение с отходами
ЯШИН Николай Арсеньевич
руководитель Управления Росприроднадзора по Пермскому краю
Номер журнала:
Рубрика:
Государственный экологический надзор включает в себя государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственный земельный надзор, государственный надзор в области обращения с отходами, государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха, государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, государственный надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов и объектов животного мира на землях ООПТ федерального значения, надзор в области организации и функционирования ООПТ федерального уровня (заповедники «Басеги» и «Вишерский»), государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ.
Задачей инспекторского состава Управления Росприроднадзора по Пермскому краю является контроль над соблюдением требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов), контроль над использованием и охраной водных объектов, расположенных на территории Пермского края, и контроль соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности их руководителями, должностными лицами и гражданами земельного законодательства требований охраны и использования земель.
Основными видами нарушений в сфере охраны атмосферного воздуха являются:
- осуществление деятельности при отсутствии разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу;
- превышение нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- осуществление деятельности с нарушением правил эксплуатации оборудования для очистки газов.
Основными видами нарушений в сфере обращения с отходами являются:
- осуществление деятельности при отсутствии нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- осуществление деятельности с нарушением лицензионных условий и требований на осуществление деятельности по обезвреживанию, размещению отходов.
Основными видами нарушений в сфере водного законодательства являются:
- невыполнение условий решения на право пользования водного объекта;
- отсутствие разрешительных документов на право пользования водным объектом.
Основными видами нарушений в сфере земельного законодательства являются:
- несвоевременное проведение рекультивации нарушенных земель;
- нарушения плодородного слоя почвы;
- нецелевое использование земель;
- захламление земель отходами.
В последние годы юридическими лицами на территории края реализуются природоохранные мероприятия, направленные на уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Для уменьшения выбросов от сжигания попутного нефтяного газа предприятиями нефтедобывающей отрасли разрабатываются программы, активно внедряются технологии по утилизации попутного газа (внедрение газотурбинных электростанций, газогенераторов, а также передача в системы газопроводов попутного нефтяного газа).
Ежегодно Управлением в рамках осуществления своих полномочий определяются основные задачи, планируемые на следующий год. В 2014 году по итогам деятельности предыдущего года Управлением были определены следующие ключевые задачи:
1. Повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности, включающей выполнение плана КПД.
2. Стимулирование и понуждение хозяйствующих субъектов по разработке и реализации природоохранных мероприятий.
3. Создание системы контроля над движением отходов на территории Пермского края.
4. Реализация полномочий по ведению Государственного кадастра отходов в рамках изменений, которые вступили в силу 1 августа 2014 года.
5. Повышение качества проведения государственной экологической экспертизы. Вовлечение в экспертизу в качестве внештатных экспертов специалистов-практиков.
6. Увеличение поступлений по плате за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе взыскание и недопущение образования дебиторской задолженности и увеличения количества плательщиков.
7. Развитие системы межведомственного электронного взаимодействия с органами исполнительной власти Пермского края.
8. Усиление взаимодействия со средствами массовой информации и общественностью.
Безусловно, одной из приоритетных задач на 2014 год для Управления является осуществление полномочий по ведению государственного кадастра отходов — создание банков данных технологий по обезвреживанию и использованию отходов, прошедших государственную экологическую экспертизу, объектов размещения отходов, соответствующих нормам действующего природоохранного законодательства, подготовка предложений по включению в ФККО новых видов отходов.
Вступление в силу Постановления Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712 и Приказа Минприроды России от 30 сентября 2011 года № 792 налагает на хозяйствующие субъекты определенный круг обязанностей и задач, которые необходимо выполнить в самой ближайшей перспективе:
- отнесение образующихся отходов к кодам нового классификатора отходов в зависимости от технологического процесса их образования;
- разработка и утверждение паспортов на образующиеся отходы I-IV классов опасности;
- реализациz мер по рекультивации существующих на балансе объектов размещения отходов или разработка мероприятий, направленных на доведение объектов до нормативного состояния (реконструкция объекта, осуществление мониторинга и т.д.), в случае если они не зарегистрированы в ГРОРО;
- внедрение наилучших доступных технологий при осуществлении ими деятельности по обезвреживанию и (или) использованию отходов.
Несомненно, данные задачи могут быть решены при условии взаимодействия всех внутренних систем предприятий: экологической службы, технологических и конструкторских бюро и т. д.