Доктрина энергетической безопасности России
Медведев Дмитрий Анатольевич
Президент Российской Федерации
Номер журнала:
Рубрика:
Проблемы энергетики
Президент четко определил, какие проблемы должны быть отражены в Доктрине. «Энергетический сектор дает почти треть валового внутреннего продукта страны. В этом и гарантии нашего развития, и сложности нашего развития. Мы понимаем, сколь нестабильна конъюнктура энергетического рынка (это было в очередной раз доказано событиями конца 2008 – начала 2009 г.), она частенько меняется и зачастую не в пользу государств, которые производят энергию, в том числе России. Мы неоднократно говорили, что Россия заинтересована не в монопольно высоких ценах на энергоносители, а в их стабильных, предсказуемых границах, в разумных ценах», - отметил Дмитрий Анатольевич Медведев.
Отстает и технологический уровень российского топливно-энергетического комплекса. Износ его мощностей, особенно в электроэнергетике, приводит к сбоям в энергоснабжении, в теплоснабжении, к техногенным авариям, в том числе к таким страшным, как это было на Саяно-Шушенской ГЭС. Весьма неблагоприятным остается и воздействие ТЭКа на окружающую среду.
«Очевидно, что нам нужна целостная система мер, которая позволит не только навести элементарный порядок, но и осуществить самое главное – модернизацию российского ТЭКа», - сказал президент.
Комплексный подход
Президент России отметил, что при решении проблемы развития энергетики необходим комплексный подход. «Правительство должно разработать специальную доктрину энергетической безопасности, что в данном случае вполне оправданно, и определиться с ее первоочередными мерами, с мерами по реализации этой доктрины», - сказал он и назвал ряд принципов, которые должны быть учтены при ее разработке.
«Первое. Нужно обеспечить устойчивое и долгосрочное снабжение страны энергоресурсами, сформировать резерв этих ресурсов. Мы, к сожалению, зачастую неоправданно много тратим наших газовых запасов, переводя на голубое топливо даже те ТЭЦ и котельные, где можно было бы эффективно использовать уголь или какие-то иные виды топлива. Так проще. Но во всем мире к решению таких задач применяется дифференцированный подход. Я уже неоднократно обращал внимание губернаторов на то, что не во все медвежьи углы необходимо тащить газ. Гораздо проще снизить стоимость электроэнергии, поставить качественные электрические приборы тем людям, которые там живут. У них качество жизни от этого не пострадает, но мы не будем тратить десятки километров труб и не будем создавать избыточные мощности. Поэтому моя позиция такова: нельзя понимать газификацию всей страны слишком буквально, она должна быть разумной. Нужно создать условия для роста инвестиций, направленных на технологическое обновление ТЭК, стимулировать топливные компании к внедрению новых технологий, способных дать большую отдачу в нефте- и газодобыче.
Наша цель – повысить к 2020 г. энергоэффективность экономики на 40 процентов. Эта цель реалистична и достижима, я в этом абсолютно уверен. Это приведет и к снижению затрат предприятий, и к экономии личных средств граждан, в первую очередь (что, может быть, самое главное), по оплате услуг ЖКХ.
Совсем недавно мы этот вопрос обсуждали. Главный вывод: чтобы предотвратить дальнейшую деградацию коммунального хозяйства и одновременно повысить эффективность использования энергии, в жилищно-коммунальный сектор нужно активнее привлекать частный капитал.
Второе. Нам нужно активнее развивать гидроэнергетику и другие виды нетопливной энергетики как наиболее экономичные и экологически чистые, расширять в регионах строительство энергетических объектов с использованием местных ресурсов.
Третье. Нужно обеспечить экологическую безопасность. Для объектов ТЭКа должен быть определен порядок быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации производственного, природного характера. Введен предельно возможный срок эксплуатации энергоустановок и запрет на использование физически изношенного и морально устаревшего энергооборудования. Надо также создать систему наземно-космического мониторинга экологических и геодинамических процессов, особенно в районах освоения крупных и уникальных месторождений.
Четвертое. Ключевой вопрос – модернизация предприятий всей инфраструктуры ТЭКа, переход этих объектов на инновационную модель развития. Нужно строить современные генерации, современные энергетические сети, обеспечить возможность их параллельной работы с энергетическими системами иностранных государств там, где нам это выгодно. Для этого поддержать научные исследования и разработки, направленные на создание перспективных технологий. Не менее важно совершенствовать систему обучения современным технологиям, что должно делаться в каждом регионе.
Энергетика с человеческим лицом
Очень важен социально-экономический аспект государственной политики. На первом месте именно слово социальный. «Еще раз хотел бы подчеркнуть, - сказал президент. - Энергобезопасность нам нужна не ради выполнения соответствующих стандартов, а для решения важнейших социальных проблем, решения задач, которые стоят перед нашим государством. Это тепло и свет в домах, школах, больницах, развитие жизни в наших населенных пунктах. Именно этим вопросам и нужно уделять основное внимание».