Вопрос качества: проблема обучения сварщиков и надежности сварных соединений
МАЙДАНОВ Леонид Петрович
директор ООО «ЦПР «Тех- носвар», руководитель Аттестационного центра Приволжского региона НАКС
БИККЕНИН Рустам Ринатович
заместитель директора ГАОУ СПО «Ка- занский политехнический колледж», руководитель Аттестационного пункта в системе НАКС
Номер журнала:
Рубрика:
Сегодня работоспособность оборудования многих отраслей, а также обес-печение надежной транспортировки важнейшими ресурсами (такими как нефть, газ, вода, электричество) во многом зависят от надлежащего качества сварных соединений.
Роль сварщика в производственном процессе
В настоящее время сварщик находится на переднем крае производства. Практически это инженер по выполнению сварных соединений. Сварщик – специалист, который несет большую ответственность за надлежащее проведение работ, последствия некачественной сварки могут быть очень серьезными. В любой ситуации неправильное выполнение сварочных работ, независимо от вида сварки (будь то ручная или автоматическая), полностью сведет на нет прочие технологические преимущества. В результате конечный продукт окажется непригоден к эксплуатации.
Леонид Петрович Майданов, директор ООО «ЦПР «Техносвар», руководитель Аттестационного центра Приволжского региона НАКС, рассказывает: «Темпы развития сварочного производства очень велики. Сварка как высокопроизводительный процесс изготовления неразъемных соединений находит широкое применение в машиностроении, строительстве, сельском хозяйстве, в химической, энергетической и многих других отраслях народного хозяйства.
В промышленно-развитых странах в области сварочной техники и технологии ежемесячно регистрируют более 200 изобретений. Уровень механизации и автоматизации постоянно повышается, разрабатываются технологии изготовления конструкций из таких материалов, о качественной сварке которых еще недавно только мечтали (титан, ниобий, молибден, вольфрам, керамика, полиэтилен и полипропилен, сочетание разнородных материалов). Все это ведет к тому, что требования к квалификации рабочих-сварщиков постоянно возрастают. Но на производстве требуются сварщики разной квалификации, имеющие системные знания о процессах изготовления сварных конструкций».
Сварщик должен обладать необходимыми умениями и навыками в сварке и наплавке конкретным способом сварки сварочных деталей, узлов и конструкций, а также строго выполнять требования охраны труда и техники безопасности, взрывопожаробезопасности, промышленной безопасности».
Повышение квалификации – основа основ
Все сварщики на производстве, независимо от выполняемой работы, должны регулярно проходить переподготовку и получать квалификацию в соответствии с определенными требованиями или стандартами. Когда эксперты проводят оценку разрушения сварного соединения, обнаруживается обычный сценарий: действовали неопытные сварщики, не прошедшие предварительную подготовку и не имевшие достаточных знаний для проведения такого рода работ. Последствия для компании оказываются, как правило, очень дорогостоящими. Но даже при автоматизации процесса автоматические установки должны работать под контролем опытного персонала.
Под понятием «квалификация сварщика» понимается соответствие специалиста конкретному разряду квалификационной характеристики по сварочной профессии (электрогазосварщик, газосварщик, электросварщик ручной сварки, электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах, газорезчик и др.) в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС).
Система повышения квалификации является лишь частью общей системы подготовки кадров в области сварки.
В Республике Татарстан реализуются базовые образовательные программы в области сварочного производства высшего, среднего и начального профессионального образования, программы профессиональной подготовки (переподготовки), повышения квалификации и программы дополнительного образования (специальной предаттестационной подготовки).
Специалистов сварочного производства с высшим профессиональным образованием по специальности «Оборудование и технология сварочного производства» выпускает ГОУ ВПО «Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева», со средним профессиональным образованием по специальности «Сварочное производство» и начальным профессиональным образованием по профессии «Электрогазосварщик» - ГАОУ СПО «Казанский политехнический колледж» и ряд других образовательных учреждений.
Программы профессиональной подготовки и повышения квалификации в области сварочного производства, помимо названных образовательных учреждений, реализуют также крупные производственные предприятия.
Специальной предаттестационной подготовкой занимается Аттестационный центр ООО «ЦПР «Техносвар» и другие аттестационные центры.
Контролирующие функции за реализацией программ возложены на Рособрнадзор и Ростехнадзор.
Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Л.П. Майданов отмечает: «Квалифицированный сварщик должен обладать необходимыми знаниями об устройстве и характеристиках используемого сварочного оборудования, знать особенности технологии сборки деталей и узлов под сварку и сварки (в том числе и последовательность выполнения технологических процессов), знать основы электротехники в пределах выполняемой работы, различать виды дефектов в сварных соединениях и методы их предупреждения и устранения. Кроме этого, сварщик должен владеть основами сварки металлов, знать механические свойства свариваемых материалов и многое другое.
Помимо этого, сварщик должен обладать необходимыми умениями и навыками в сварке и наплавке конкретным способом сварки сварочных деталей, узлов и конструкций, а также строго выполнять требования охраны труда и техники безопасности, взрывопожаробезопасности, промышленной безопасности».
Проще говоря, квалифицированный сварщик — это специалист, который способен применять методы, направленные на предотвращение возникновения дефектов в области сварного шва и контроль их уровней в процессе осуществления работ.
В Республике Татарстан реализуются базовые образовательные программы в области сварочного производства высшего, среднего и начального профессионального образования, программы профессиональной подготовки (переподготовки), повышения квалификации и программы дополнительного образования.
Проблемы и решения
О проблемах и решениях в области обучения сварщиков рассказал заместитель директора ГАОУ СПО «Казанский политехнический колледж», руководитель Аттестационного пункта в системе НАКС Рустам Ринатович Биккенин: «В сфере обучения сварочному мастерству сегодня существует проблема отсутствия квалифицированных мастеров производственного обучения. В образовательных учреждениях слабо развита учебно-материальная база. Оборудование в учебных заведениях остается старым, тогда как на производстве приходится работать на новых установках. Общей проблемой является потеря интереса молодежи к рабочим профессиям. Кроме этого, сами рабочие порой не заинтересованы повышать квалификацию, так как оплата труда зависит не от квалификации, а от объема выполненных работ.
Повышение квалификации сварщиков - процесс достаточно емкий и творческий. В нем используются разные формы и методы, решаются различные профессиональные задачи.
При реализации процесса обучения особое внимание уделяется вопросам:
- выработки мотивации сварщиков к овладению новыми знаниями, умениями и навыками, создания побудительных мотивов и стимулов (конкурсы мастерства) к повышению квалификации;
- осознания сварщиками ответственности за выполнение собственной работы;
- соблюдения требований охраны труда и промышленной безопасности и др.
Наряду с принятыми формами используются и такие формы, как независимый контроль (аттестация), проведение конкурсов профессионального мастерства.
Три года назад в Казани по инициативе Кабинета министров РТ и при поддержке Министерства образования РТ был образован Ресурсный центр профессионального образования. Это база, где сконцентрировано современное производственное оборудование. Все учебные профессиональные учреждения могут получать здесь «практическую компоненту».
Что касается нового поколения мастеров, то сейчас наблюдается тенденция «взращивания» специалистов из своих же выпускников.
Кроме этого, не последнее место занимает внутрисетевое взаимодействие учреждений образования, аттестационных центров и контролирующих органов. Заключение договоров между центрами о творческом сотрудничестве в области повышения квалификации дает свои положительные результаты. Также в следующем году намечен выпуск специальных учебных пособий по сварке в зависимости от специализации».