Безопасность на ОПО: борьба с производственным травматизмом в России и в мире
БОГДАНОВ Шамиль Энверович
аспирант кафедры неврологии и рефлексотерапии Казанской государственной медицинской академии
Номер журнала:
Рубрика:
Производственный травматизм как следствие аварий и несчастных случаев является актуальной проблемой во всех развитых странах мира. В связи с производственной деятельностью ежегодно в мире погибает 1,1 млн. человек. Это больше числа жертв дорожно-транспортных происшествий (990 000 человек), военных действий (500 000), насилия (536 000), и ВИЧ/СПИД (312 000). По данным Международной организации труда (МОТ), каждые три минуты в результате несчастного случая или профессионального заболевания в мире погибает один рабочий, а каждую секунду четверо работающих получают травму.
География увечий
В России травматизм на производстве характеризуется числом лиц, пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом при выполнении ими трудовых обязанностей на территории организации, а также при следовании на работу или с работы на предоставленном организацией транспорте. Наиболее высоким травматизмом в России отличаются лесодобывающие области Европейского Севера. Лесозаготовки и вывоз древесины на переработку содержат преимущественно низкотехнологичные производственные операции с высокой долей ручного труда и большим количеством рискованных действий. Характерно, что максимум здесь дает Коми-Пермяцкий автономный округ, экономика которого почти полностью базируется на лесодобыче. Помимо лесодобывающих регионов, повышена травматичность труда в угледобывающих регионах. В целом травматизм как в аграрных, так и в промышленных регионах имеет отчетливую отрицательную корреляцию с уровнем экономического развития.
Москва и газо- нефтедобывающие регионы Западной Сибири имеют одинаково низкий уровень производственного травматизма по сравнению с отсталыми регионами, например, с Кавказом или Эвенкией. Безусловно, во втором случае играет роль заниженная регистрируемость.
Интересно, что противоположные по уровню развития и сегодняшнему состоянию экономики регионы отличаются одинаково низкими показателями травматизма. Москва и газо- нефтедобывающие регионы Западной Сибири имеют одинаково низкий уровень производственного травматизма с отсталыми регионами, например, Кавказа или Эвенкией. Безусловно, во втором случае играет роль заниженная регистрируемость. В условиях, когда с пастбищ даже просто добраться до больницы сложно, а на полеты санитарной авиации сплошь и рядом просто нет средств, население в большинстве случаев просто не обращается с травмами к врачам, лечится домашними средствами. Тогда как в Москве и подобных регионах понижение уровня травматизма, безусловно, вызвано более высоким и, следовательно, надежным по технологическому уровню оборудованием. Отсутствие заметного снижения производственного травматизма в земледельческих регионах по сравнению с промышленными, вероятно, связано с традиционно спокойным отношением в сельских районах к выходу части работников на работу в нетрезвом состоянии и употреблению спиртных напитков в рабочее время всеми, включая механизаторов и шоферов, что является одним из главных факторов производственного травматизма в сельской местности.
Защитные механизмы
Конституция РФ в главе «Основы конституционного строя» провозглашает, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей. Основным документом для службы Охраны труда в Российской Федерации является Трудовой кодекс РФ. Согласно ст. 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N90-ФЗ). На предприятии, численность работников которого превышает 50 человек, должна быть создана служба охраны труда либо введена должность специалиста по охране труда, имеющего необходимую подготовку или опыт работы в этой области. Если численность работников не превышает 50 человек, то решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда может быть принято работодателем с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии у работодателя службы охраны труда или штатного специалиста их функции осуществляют работодатель или индивидуальный предприниматель лично (руководитель организации или какой-либо уполномоченный работник, либо привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда).
Стандартные меры по обеспечению безопасности труда, предписываемые федеральным и местным законодательством, в первую очередь, предусматривают, что каждый предприниматель обязан использовать безопасное оборудование и технологии, применять специальную одежду и обувь, обеспечивать безопасные условия труда для работников.
В результате комплекса принятых дополнительных мер, в том числе связанных с введением в действие Трудового кодекса РФ и повышением эффективности деятельности органов государственного управления охраной труда, федеральной инспекции труда и других надзорно-контрольных органов в 2002 г. впервые за все предшествующие годы удалось остановить рост производственного травматизма со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих и добиться некоторого снижения количества погибших на производстве. А снижение производственного травматизма со смертельным исходом – это непосредственный вклад в развитие экономики не только за счет труда работников, избежавших несчастного случая в процессе производства, но и вклад в экономику последующих поколений. Вклад одного человека, которого уберегли от травматизма со смертельным исходом, в экономику страны составляет около 2,5 млн руб.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда или штатного специалиста их функции осуществляют работодатель или индивидуальный предприниматель лично.
В рамках данной статьи небезынтересным представляется краткий экскурс в «анатомию» систем охраны труда в западных странах. В США основой ныне действующей государственной системы охраны труда является закон о безопасности труда на производстве, принятый в 1970 г. Законом было учреждено независимое федеральное агентство под названием Управление по безопасности труда на производстве (УБТП), которое стало основным исполнительным органом, обеспечивающим выполнение закона на всей территории США. Кроме того, в каждом штате приняты свои законы и созданы исполнительные органы в сфере безопасности труда.
Стандартные меры по обеспечению безопасности труда, предписываемые федеральным и местным законодательством, в первую очередь, предусматривают, что каждый предприниматель обязан использовать безопасное оборудование и технологии, применять специальную одежду и обувь, обеспечивать безопасные условия труда для работников и в целом делать все возможное, чтобы «защитить жизнь, здоровье, безопасность и благосостояние работников». УБТП и соответствующие департаменты труда штатов выпускают детальные предписания, предусматривающие, в частности, ограничения по использованию опасных материалов, требования к вентиляции производственных помещений, к водоснабжению, хранению производственных отходов, обеспечению работников душевыми кабинами и др. Кроме того, предприниматели обязаны информировать работников о существующих опасностях производственных процессов и обучать их соблюдению техники безопасности. Предприниматели также обязаны фиксировать любые, даже мелкие случаи производственного травматизма и потери рабочего времени в результате несчастных случаев на производстве. Любой работник имеет право обратиться в УБТП по поводу имеющихся проблем с охраной труда на конкретном рабочем месте. Эти сведения служат основой для принятия решений УБТП по выбору компаний и конкретных производств для проведения проверок. Если на производстве имел место случай со смертельным исходом, УБТП принимает участие в расследовании в обязательном порядке. Ежегодно УБПТ проводит десятки тысяч проверок и накладывает десятки миллионов долларов штрафов на предпринимателей.
В странах Евросоюза системы предотвращения производственного травматизма неодинаковы. Различаются и подходы к его финансированию и организации проф-обучения. Так, в Германии повышением квалификации и обучением в области безопасности труда и охраны здоровья активно занимаются организации системы социального страхования от несчастных случаев. Помимо профессиональной подготовки молодых рабочих, за которую отвечает государство, выделяющее ежегодно свыше 30 млн. евро, 35 профессиональных товариществ социального страхования берут на себя обязанности по обучению правилам охраны здоровья и безопасности труда на рабочих местах. Через их школы и краткосрочные курсы проходит до 400 тыс. человек в год. Во Франции предприятия, на которых трудится более чем 10 работников, обязаны отчислять на финансирование учебных программ в области охраны труда 0,5% своего фонда оплаты труда, не считая расходов, которые они несут в связи с подготовкой в системе ученичества. Национальная касса страхования наемных работников (аналог Фонда социального страхования РФ) ежегодно вкладывает в обучение 74 млн. евро. Многие фирмы занимаются профобучением молодых людей в возрасте от 16 до 25 лет непосредственно на рабочих местах на основе подписываемых контрактов с выплатой заработной платы. В Великобритании подготовку работников из числа окончивших неполную среднюю школу организует и финансирует Министерство занятости. Кроме того, компании по собственным программам и за свой счет готовят кадры для своих предприятий. Обучение в области охраны труда профсоюзных активистов целиком ложится на тред-юнионы, выделяющие на эти цели солидные средства. В рамках Евросоюза происходит обмен идеями и практическими достижениями по проблемам профобучения, создаются взаимосвязанные компьютерные сети, позволяющие развивать дистанционное обучение с присвоением квалификации, удостоверяемой свидетельством международного образца.