Новые полномочия Росприроднадзора
ХАЙРУТДИНОВ Фарит Юсупович
руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РТ
Номер журнала:
Рубрика:
- Фарит Юсупович, в чем заключаются основные перемены в деятельности Росприроднадзора?
- Если контрольно-надзорные функции Росприроднадзора предус-матривают привлечение к административной ответственности, предъявление требований о возмещении ущерба, выдаче предписаний и представлений, то новый блок полномочий можно отнести к предуп-редительному. Он проводится еще на стадии планирования, при проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию промышленных и иных предприятий и состоит в проверке плановой, проектно-сметной, нормативно-технической документации строящихся и вводимых в эксплуатацию объектов с точки зрения их соответствия обязательным требованиям.
К предупредительному контролю относится проведение государственной экологической экспертизы; выдача разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на нее, выдача в установленном порядке разрешений на создание объектов размещения отходов, утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, лицензирование, согласование порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.
Помимо предупреждения недопущения экологического вреда окружающей среде, в рамках этого контроля Росприроднадзором собирается информация о масштабах осуществления экологически значимой деятельности. Выдавая лицензию, разрешение, Росприроднадзор осуществляет контроль за соблюдением природопользователем требований, предусмотренных в действующем законодательстве или в лицензии (разрешении), и при необходимости может приостановить действие разрешительного документа или лишить его.
К полномочиям Росприроднадзора относится и администрирование платежей. Взимание платежей за пользование природными ресурсами и платы за негативное воздействие на окружающую среду имеет две функции: стимулирующую и компенсационную.
Стимулирующая функция – это повышение экономической заинтересованности предприятий в снижении уровня вредного воздействия, нерационального природопользования, а компенсационная – это аккумулирование средств на цели возмещения вреда, причиненного окружающей среде, воспроизводства и восстановления природных ресурсов.
Таким образом, имеющиеся в настоящее время полномочия Росприроднадзора позволяют в полной мере осуществлять государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
- В связи с передачей Росприроднадзору полномочий по взиманию платы за негативное воздействие, каким образом будет строиться работа ведомства?
- Схема работы Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан никаких принципиальных изменений не предусматривает. Просто с 01.10.2010 г. Управление Росприроднадзора начнет исполнять ряд новых, дополнительных функций, таких как: государственная экологическая экспертиза, нормирование, разрешительная деятельность и администрирование платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Взимание платы за негативное воздействие будет полностью соответствовать тому порядку, который был установлен в Управлении Ростехнадзора.
Прием материалов на получение разрешительной документации, отчетов, расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду ведется по трем адресам, с учетом разделения республики на три зоны: г. Казань, г. Набережные Челны и г. Альметьевск. Схема территориального разделения помещена на сайте Рос-природнадзора.
- Изменится ли штатная численность сотрудников?
- В связи с передачей Росприроднадзору дополнительных полномочий штатная численность Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан будет увеличена на 15 человек. Но, принимая во внимание огромные объемы работы в связи с переданными полномочиями, при необходимости к их исполнению будут подключаться дополнительные сотрудники из числа инспекторского состава. В любом случае, процесс рассмотрения и выдачи разрешительной документации, прием отчетов и платежей за негативное воздействие на окружающую среду не пострадает.
- Как в связи с передачей новых функций изменился план проверок?
- Поскольку новые функции не обязывают проведение контрольно-надзорных мероприятий, план проверок меняться не будет.
Один важный момент, на который хочется обратить внимание. При формировании планов проверок хозяйствующих субъектов у Росприроднадзора появляется возможность делать выборку субъектов более целенаправленно, с учетом информации по всей разрешительной документации, которая переходит в ведение Росприроднадзора.
Приоритет для включения в план будет оказан тем хозяйствующим субъектам, которые не выполняют условия разрешительных документов, превышают нормативы или не имеют нормативов.
Но этот механизм начнет работать только с 2012 г., поскольку план 2011 г. уже прошел ряд предварительных согласований, в том числе с органами прокуратуры.
- Какие основные проблемы стоят перед Росприроднадзором в Татарстане?
Сегодня этот вопрос нужно формулировать несколько иначе. Перед Росприроднадзором стоят не проблемы, а задачи. Задачи по решению проблем. Поскольку экологические проблемы – это проблемы, по большому счету, не одного региона, а гораздо больших территорий.
Возьмем воду. Мы живем на берегах двух рукотворных морей, которые собирают воду со всего Волжско-Камского бассейна, в том числе и с западного склона Урала. А это, как известно, регионы с развитой промышленностью, которая оказывает на окружающую среду колоссальный прессинг.
Воздух. Здесь ситуация обстоит еще более остро. Если в сфере охраны водной среды существует какое-то законодательство, ведется мониторинг, то в силу своих физических свойств, подвижности, контроль за атмосферным воздухом практически осуществить очень сложно.
Отходы. Считаю, нужно обозначить две проблемы.
Первая – отсутствие в стране отлаженных технологий по утилизации отходов, которые образуют города.
Вторая – для крупных промышленных узлов. Это все нефтедобывающие и нефтехимперерабатывающие (промузел Нижнекамскнефтехим) комплексы, крупнейшие химические предприятия (Оргсинтез), авиационные заводы, КамАЗ, ЕлАЗ, Зеленодольский промышленный комплекс, тепловые и гидроэлектростанции. Все эти предприятия выпускают продукцию для страны в целом и на экспорт, формируя бюджет опять же не региона, а всей страны. А вот негативная сторона этого процесса: отходы, сбросы, выбросы – все остается на местах.
Поэтому решать указанные задачи надо не только на региональном, а, в первую очередь, на государственном, федеральном уровне разработкой четких, конкретных целевых программ с соответствующим федеральным финансированием.