Защитить нефтепровод: проблема незаконных врезок остается актуальной
Номер журнала:
Рубрика:
Не так давно российское общество с тревогой наблюдало за масштабной дискуссией о возможности прокладки трубопровода в непосредственной близости от Байкала. В качестве основной угрозы экологической безопасности рассматривалась сейсмическая активность в регионе, что создавало опасность разрушения трубы. Между тем целостность трубопроводов чаще всего нарушается отнюдь не по причине природных явлений.
Все большее распространение получают криминальные хищения с помощью несанкционированных врезок.
Соло на дырявой трубе
Только в 2007 г. на подконтрольных Приволжскому управлению Ростехнадзора объектах магистрального трубопроводного транспорта было совершено более 40 подобных врезок (в 2005 г. их было 30).
В Татарстане в ОАО «Средне-Волжский транснефтепродукт» в 2008 и 2009 гг. было выявлено и устранено 14 криминальных врезок. На объектах ОАО «Северо-Западные магистральные нефтепроводы» за два последних года – 22.
Сумма ущерба от подобных действий составляет миллионы рублей.
Ответственность за умышленную порчу имущества, причинение ущерба окружающей среде и возможную гибель людей уже предусмотрена различными статьями УК. При этом радикального увеличения максимального срока лишения свободы за криминальные врезки в трубопровод пока никто не предложил.
Нельзя не отметить, что действующая редакция Уголовного кодекса исповедует довольно либеральный подход к ответственности за порчу транспорта и путей сообщения. И если специальная норма о несанкционированном вмешательстве в работу трубопровода будет содержать значительно более суровую санкцию, с этим можно будет согласиться. Подобные предложения характерны и для зарубежной практики. Например, руководство правоохранительных органов КНР считает, что существующие наказания за хищение нефти и нефтепродуктов следует ужесточить вплоть до введения смертной казни. Ситуация в Китае не менее острая: ущерб от хищений нефти и нефтепродуктов из нефтепроводов за один год достигает сотен миллионов долларов.
Впрочем, совершенно очевидно, что изменение квалификации преступлений, связанных с хищениями из трубопроводов, не является единственной задачей на пути решения проблемы. Куда более эффективным представляется создание условий для активного пресечения преступных посягательств, что требует определенных усилий как со стороны государства, так и эксплуатирующих организаций.
А кроме врезок…
Анализ показывает, что состояние дел в области обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах остается достаточно сложным.
В 2009 г. большое количество нарушений, выявленных в ходе комплексных, целевых и оперативных проверок, пришлось на нарушения, связанные с обеспечением безопасной эксплуатации оборудования, а также с составлением исполнительной и ведением эксплуатационной документации.
Общими проблемами, оказывающими влияние на состояние промышленной безопасности на опасных производственных объектах, остаются: высокая степень износа основных производственных фондов (и, в первую очередь, оборудования и технических устройств, применяемых на ОПО); брак, допускаемый при строительстве объектов; невыполнение требований промышленной безопасности при эксплуатации оборудования на опасных производственных объектах. Одним из факторов, влияющих на повышение уровня промышленной безопасности, является своевременное проведение работ по техническому диагностированию объектов магистрального трубопроводного транспорта и проведение незамедлительного ремонта по их результатам участков опасной эксплуатации трубопроводов.
Конечно, на предприятиях и в организациях проводится определенная работа по реконструкции объектов, замене устаревшего технологического оборудования, машин и механизмов. Внедрение нового оборудования требует больших материальных затрат, поэтому продлить службу отработавшего свой срок оборудования можно, только проведя полную техническую диагностику силами специализированных организаций. После этого выдается заключение о продлении срока дальнейшей эксплуатации.
Обычно поднадзорные предприятия охотно проводят диагностику своего оборудования, но есть и такие, которые игнорируют обращение Ростехнадзора. Так, например, на балансе ОАО «Средне-Волжский транснефтепродукт» числится 568 км магистрального продуктопровода «Альметьевск - Нижний Новгород», введенных в эксплуатацию в 1961 г., 190 линейных задвижек, 111 из которых отработали более 30 и даже 40 лет. Данный продуктопровод пересекает такие водные преграды, как Шешма (2 нитки), Кама (2 нитки), Шуранка (3 нитки), Меша (2 нитки), Волга (2 нитки), Свияга (2 нитки), а также большое количество автомобильных и железных дорог. За период с 2006 по 2009 г. было продиагностировано всего 23 линейные задвижки. В 2009 г. ОАО «Средне-Волжский транснефтепродукт» направило на согласование в Управление график диагностирования 88 задвижек, при этом запланировав на 2010 г. диагностику 11 задвижек, в 2011 г. - 35, а в 2012 г. - 37 задвижек. График согласован не был, в адрес ОАО «СВТНП» направлен мотивированный отказ на основании того, что запланированные на 2010 г. объемы диагностирования не решают вопроса безопасной эксплуатации линейных задвижек, установленных на опасных участках эксплуатации (переходы через реки и ручьи, автодороги и железные дороги, участки близкого расположения населенных пунктов).
В 2007 г. по материалам расследования причин произошедших аварий было составлено 2 протокола о временном запрете деятельности МНПП «Альметьевск – Н. Новгород» ОАО «Средне-Волжский транснефтепродукт», соответствующие материалы направлены в суды г. Кстово Нижегородской области и г. Ядрин Республики Чувашия для административного приостановления деятельности данного магистрального продуктопровода на срок до 90 суток. Однако в результате постановлений судов ОАО «СВТНП» было лишь оштрафовано.
Самые опасные участки трубопроводов
В эксплуатации ОАО «АК «Транснефтепродукт» магистральный продуктопровод «Нижнекамск - Альметьевск - Нижний Новгород» находится с 1961 г., он давно отработал свой срок. Его использование представляет определенную опасность. Однако само предприятие в настоящее время не принимает необходимых мер по снижению экологических и промышленных рисков.
Приволжское управление Ростехнадзора неоднократно письменно информировало руководство ОАО «АК «Транснефтепродукт» о необходимости проведения полного технического диагностирования данного магистрального продуктопровода с целью определения его технического состояния и возможности дальнейшей эксплуатации. Однако руководством ОАО «АК «Транснефтепродукт» принимались половинчатые решения (проводилась диагностика акустико-эмиссионным методом отдельных участков), не позволяющие определить работоспособность данного продуктопровода. В результате непринятия действенных мер по определению технического состояния продуктопровода, в 2007 г. на территории Нижегородской области и Чувашской Республики произошло 2 аварии, напрямую связанные с неудовлетворительным техническим состоянием магистрального продуктопровода, причинен значительный экологический ущерб.
Самыми опасными участками трубопроводов являются переходы через реки. При проведении их обследования большое внимание уделяется вопросам технического состояния подводных переходов, своевременному и полному обследованию, качеству работ по реконструкции и капитальному ремонту.
Обследование подводных переходов проводится силами специализированных организаций. Производится внешний осмотр трубопроводов, проверка состояния балластировочных устройств, изоляции и промеры глубины залегания трубопровода на дно. В 2009 г. предприятиями проведены водолазные обследования 93 ниток подводных переходов магистральных трубопроводов в трех республиках через реки Шешма, Степной Зай, Ик, Кама, Белая, Волга, Вятка, Свияга, Сок, Сулица, Мушуга, Брыска, Кисмесь, Була, Меша, Арборка, Самара и т. д.
В ООО «Газпром трансгаз Казань» проведено приборно-водолазное обследование 30 ниток подводных переходов магистральных газопроводов. Замечаний и дефектов не выявлено.
В ОАО «Средне-Волжский транснефтепродукт» силами специализированной организации ОАО «Подводспецтранс-нефтепродукт» проведено обследование 20-ти ниток подводных переходов. В результате выявлены участки непроектной глубины залегания трубопровода и даже оголенные участки.
В ОАО «СЗМН» полностью обследовано 22 нитки подводных переходов и частично 21 нитка переходов нефтепроводов через реки.
Особая зона
По словам специалистов Приволжского управления Ростехнадзора, нарушение охранных зон в случае возникновения аварий на магистральных трубопроводах представляет серьезную угрозу жизни людей и мешает ремонтно-диагностическим работам.
В последнее время в этом вопросе наметилась позитивная динамика: ежегодно количество долгодействующих нарушений охранных зон сокращается. Этого удается достичь в результате реконструкции объектов магистрального трубопроводного транспорта эксплуатирующими организациями и выносом их из зоны нарушения или в результате естественного убытия объектов нарушения (брошенные сады-огороды, летние загоны для скота и т. д.).
Управлением «Татнефтегазпереработка» ОАО «Татнефть» в 2008 г. планировалось начало работ по переносу магистрального продуктопровода «Миннибаево – Нижнекамский НКХ» в районе н.п. Федотово от спорткомплекса ОАО «КамАЗ», находящегося в охранной зоне магистрального продуктопровода. Однако данная работа в 2008 г. не началась. Ссылаясь на финансовые трудности, были согласованы новые сроки - до 31.12.09 г. Однако и в этот период работы начаты не были. Предприятием по требованию Управления были разработаны и согласованы компенсационные мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации продуктопровода. Их выполнение находится под постоянным контролем. По всем фактам нарушений охранных зон в администрации районов и районные прокуратуры направлены информационные письма. По большинству из них уже имеются обязательные к исполнению судебные решения о выносе объектов из охранных зон.
Стихийное развитие рынка безопасности не может оставаться «частным делом» транспортирующих компаний. Предупреждение экологических бедствий и недопущение причинения вреда жизни и здоровью людей - обязанность самих добывающих компаний и забота государства.
Комментарий специалиста
Валиев Наиль Мударисович, начальник Межрегионального отдела по надзору за магистральными трубопроводами Приволжского управления Ростехнадзора |
Проблема несанкционированных «криминальных» врезок в магистральные нефтепродуктопроводы остается очень острой. При несвоевременном обнаружении эксплуатирующими организациями подобные врезки разрушаются, что приводит к выходу нефтепродуктов из трубопровода и значительному экологическому и экономическому ущербу. Конечно, в эксплуатационных организациях создаются специальные службы, а также заключаются договоры с ЧОПами для выявления и предотвращения попыток установки подобных врезок. Государственными инспекторами Управления в ходе проведения комплексных проверок состояния промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов магистрального трубопроводного транспорта уделяется внимание и вопросам защищенности объектов. В актах проверок указывается на необходимость оснащения трубопроводов системами раннего обнаружения утечек, а также проведения воздушного патрулирования трасс. В последние годы на части трубопроводов действуют уже смонтированные системы обнаружения утечек, что позволило снизить количество вновь устанавливаемых врезок.
Однако данная проблема до конца не решена и требует активизации деятельности в данном вопросе.