Контроль и бизнес: новое в законодательстве РФ
ХРАМЦОВ Дмитрий Юрьевич
и. о. начальника правовой и кадровой работы филиала ЦЛАТИ по РТ «ФГУ ЦЛАТИ по ПФО»
Номер журнала:
Рубрика:
Чуть меньше полугода прошло с момента вступления в силу закона, имеющего очень важное значение для юридических лиц и предпринимателей, - ФЗ РФ N294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Слова Президента РФ Д.А. Медведева о бизнесе, который пора прекратить «кошмарить», обрели законную силу. Нормативный акт регламентирует проведение проверок организаций и частных предпринимателей различными контролирующими органами и направлен на снижение необоснованного административного вмешательства в сферу малого и среднего бизнеса.
Опасные объекты вне закона?
Изначально планировалось включить в список объектов, подпадающих под действие данного закона, и опасные производственные объекты. Но Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. №365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» на порядок проведения проверок на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях наложен мораторий до 2011 г.
По словам прокурора отдела за соблюдением законодательства в сфере экономики и природопользования Прокуратуры Республики Татарстан Рушана Рифхатовича Гильфанова, Федеральный закон №116-ФЗ «Об опасных производственных объектах» имеет первоочередное значение.
Государство отдает приоритет малому и среднему бизнесу. Новым законом оно как бы ограждает предпринимателя от излишних проверок контрольных и надзорных органов, при этом не снимает с него обязанности соблюдать все требования безопасной эксплуатации объекта. В ГК РФ закреплено, что лицо реализует все мероприятия на свой страх и риск. Но извлекать прибыль нужно в рамках закона. Пример вседозволенности - трагедия в Перми.
Положения закона регулируют государственный и муниципальный контроль по отношению к юридическим лицам вообще, а также к индивидуальным предпринимателям (ИЧП или ПБОЮЛ). Закон регламентирует порядок проведения проверок юридических лиц и ИЧП, порядок взаимодействия контрольно-надзорных органов друг с другом, права и обязанности контролеров. Кроме того, в законе есть целый раздел, в котором подробно расписаны права и обязанности представителей бизнеса и меры, которые они могут принимать по защите своих прав и законных интересов.
По принципу защиты бизнеса
Впервые в российской практике новый закон устанавливает основные принципы защиты бизнеса при проведении проверок:
- преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности;
- презумпцию добросовестности любого бизнеса;
- открытость и доступность для предпринимателей информации обо всех контрольных органах и нормативно- правовых актах, соблюдение которых стало предметом проверки;
- недопустимость проверок одного и того же вопроса со стороны нескольких органов контроля;
- запрет на требование отдельных разрешений на каждый новый вид работ (услуг), если предприниматель уже уведомил госорганы о начале своей работы (отдельные уведомления требуются только на 20 видов деятельности - они перечислены в законе);
- ответственность органов контроля любого уровня и персонально их должностных лиц за нарушения в ходе проверок.
Кроме того, закон требует разграничения полномочий по разным видам проверок между различными контрольными органами. При этом акцент перенесен с прежнего тотального контроля на защиту прав предпринимателей, единую политику в отношении которых обязаны формировать федеральные контрольные органы. Они же обязаны создать административные регламенты проверок и вести мониторинг их эффективности. Теперь контрольные органы каждого уровня информируют друг друга о целях, объеме, сроках и итогах проведения плановых проверок.
Плановые проверки каждого бизнеса (и новых для него видов деятельности) теперь можно проводить не чаще, чем раз в три года. Правда, есть исключения. Они предусмотрены для бизнеса в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере. Предмет плановой проверки - соблюдение предпринимателями обязательных требований и соответствие их деятельности сведениям в их же уведомлениях. Все плановые проверки должны быть включены в ежегодные планы контрольных органов с указанием их целей, оснований и сроков. Проекты своих планов контрольные органы обязаны направлять в прокуратуру. Генпрокуратура формирует из них сводный план проверок на год.
В связи с вступлением в силу Федерального закона РФ N294-ФЗ «О защите прав юридических лиц …» в работу инспекторского состава Ростехнадзора пришлось внести определенные корректировки. Раньше инспектор мог самостоятельно «повесить» пломбу, сейчас деятельность угрожающих жизни людей опасных объектов приостанавливается только через суды.
«Работа по 294-му закону, когда проверку можно проводить один раз в три года, - это новый уровень применения наших полномочий. Повышение качества проверок и контроль предписаний – современные рычаги надзорной деятельности», - говорит руководитель Приволжского управления Ростехнадзора Борис Германович Петров.
Вне плана все-таки можно
Давая бизнесу трехлетнюю свободу, закон в то же время защищает интересы рядовых граждан. Закон разрешает контрольным органам проводить внеплановые проверки по собственному усмотрению - но по ограниченному числу оснований. Внеплановый визит контролера ждет потенциального нарушителя в случаях жалоб от любых граждан, организаций, СМИ по поводу:
- угрозы или причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- нарушения прав потребителей (только по обращениям граждан, права которых нарушены);
- проверки выполнения предписания об устранении ранее выявленных нарушений.
Жалобы по иным поводам основанием для внеплановой проверки не признаются. Большинство внеплановых проверок проводится только после согласования с прокуратурой.
Согласование заменяется простым уведомлением прокуратуры, если внеплановую проверку надо провести самым срочным образом - при выявлении вреда жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде или безопасности государства. Никаких согласований не потребуется также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Кроме того, право внеплановой проверки без согласований возникает в момент совершения нарушений, требующих немедленного пресечения. О такой проверке прокуратуру обязаны известить в течение суток. Прокуратура ведет учет всех внеплановых проверок всех контрольных органов и мониторинг их законности и эффективности.
Комментарий специалиста
ГИЛЬФАНОВ Рушан Рифхатович, прокурор отдела за соблюдением законодательства в сфере экономики и природопользования Прокуратуры Республики Татарстан |
В законе определены такие виды проверок, как комплексные, целевые и оперативные. Именно оперативным проверкам сейчас отведена роль внеплановых. Например, совместно с Приволжским управлением Ростехнадзора в ноябре-декабре 2009 г. мы провели проверки газонакопительных станций и АГЗС. Эти мероприятия не было необходимости согласовывать с органами прокуратуры - инспекторы Ростехнадзора привлекались прокурорскими работниками.
Согласование внеплановых проверок делается для снижения административного давления на малый и средний бизнес. Но если у этих субъектов бизнеса имеются опасные производственные объекты, то их проверка проводится по 116-му закону. К примеру, системы газораспределения и отопительных систем в офисе предпринимателя - это тоже опасный объект. Следуя закону, его можно проверять без согласований. К тому же в начале отопительного периода, если объект не эксплуатировался более 6-ти месяцев, выход инспектора на объект регламентируется получением предприятий акта допуска к эксплуатации.
Недавно на совещании в Марий Эл Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор Дмитрий Владимирович Викторов заявил, что сейчас в Государственной Думе РФ находится проект изменений в 294-й закон, по которому необходимо будет согласовывать с органами прокуратуры проведение абсолютно всех внеплановых проверок, в том числе и на крупных промышленных объектах».