Образовательная составляющая промбезопасности
Номер журнала:
Решая проблемы промышленной и экологической безопасности, руководство страны предлагает повысить уровень ответственности каждого звена: проектировщиков, эксплуатирующих и обслуживающих организаций. Повышение ответственности неразрывно связано с увеличением уровня компетентности, особенно тех, кто занимается непосредственной эксплуатацией оборудования на объектах, руководителей и специалистов предприятий.
В этом им предлагают свою помощь учебные центры и учебно-курсовые комбинаты Удмуртии и Ижевска. Им же, в свою очередь, необходимо консолидировать свои силы, чтобы выполнить эту задачу наилучшим образом.
Ответственность - значит, компетентность
Негативной альтернативой ответственности является халатность. Проблему халатности и разгильдяйства Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, после техногенных катастроф и чрезвычайных ситуаций, пожара в Пермском кафе «Хромая лошадь» и других, произошедших в 2009 г., возвел на уровень государственной. «Исправить это можно лишь одним способом: наказывать и рублем и мерами административного и уголовного преследования», - заявил он.
На прошедшем в марте заседании комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России главой государства было дано поручение до 1 августа 2010 г. представить предложения по консолидации научного и образовательного потенциала, в частности, в топливно-энергетической отрасли, и по созданию с участием ведущих высших учебных заведений страны отраслевых инжиниринговых центров, обеспечивающих внедрение и освоение передовых технологий.
В настоящий момент процессы консолидации прослеживаются везде. В некоммерческие партнерства и саморегулирующие организации объединяются строители, проектировщики, изыскатели, представители образования, страхования и других сфер. Объединение позволяет его участникам держать под контролем негативные явления на рынке и сообща решать общие проблемы, а также профилактировать новые. Первичным уровнем объединения можно считать конференции и круглые столы, другие мероприятия, на которых их участники, не вошедшие в НП и СРО, могут обмениваться опытом, делиться актуальной информацией, вырабатывать программы совместных действий.
Как сказал министр природных ресурсов Российской Федерации Юрий Петрович Трутнев, в последние годы, в которые Ростехнадзор относится к ведомству Минприроды, проводится совершенствование законодательства. Так, подготовлены технические регламенты, определяющие требования безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, безопасности лифтов. Начаты разработки законодательной оболочки технических требований, порядка осуществления и предмета государственного надзора.
Однако, по словам Юрия Петровича Трутнева, нынешнее законодательство размыто с точки зрения определения границ ответственности, которая должна быть предельно тесно связана с компетентностью. «За одно и то же отвечают все понемножку: проектировщики, эксплуатанты, изготовители и надзорные органы. С одной стороны, очень удобно, всем можно сказать, что они виноваты, но с другой - никто конкретно ответственности не несет», - сказал министр. По его словам, необходимо точно определить зону ответственности каждого субъекта, имеющего отношение к проектированию, изготовлению, эксплуатации, сервису, выводу из эксплуатации опасного оборудования. Как он сказал, главное - точно определить, на какой стадии жизненного цикла кто за что должен нести ответственность. И сделать, так, чтобы каждый понял, что любое происшествие - это его ответственность со всех точек зрения, с точки зрения финансовой, репутационной, уголовной. Законодательство будет меняться именно в этом направлении.
Учебные центры - за консолидацию сил
В условиях повышения ответственности руководителей и персонала за безопасность производимых на промышленных предприятиях работ необходимо улучшать качество подготовки руководящего состава, специалистов и рабочих. Учебные комбинаты, готовящие специалистов для промышленной сферы Удмуртии, повышающие квалификацию руководителей и инженерно-технических работников предприятий, имеют общую цель. Эта цель - качественная подготовка их слушателей. От того, какие знания они получат, во многом зависит безопасность людей, работающих на предприятии, и не только их. Повышение их компетентности выразится в уменьшении аварийности и производственного травматизма.
С этим связан вопрос оплаты труда преподавательского состава учебного центра. Преподаватели будут хорошо работать там, где они смогут получать достойную зарплату и в полной мере реализовывать свой научный и творческий потенциал, получая возможность пользоваться современными техническими средствами обучения, повышать уровень своей квалификации, ориентируясь на лучшие российские и зарубежные образцы.
Приказом Западно-Уральского управления Ростехнадзора от 4 августа 2009 г. №454 утвержден Порядок работы секретариата территориальной аттестационной комиссии Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, которым, в частности, определено, что секретариат ТАК может принять решение о проведении аттестации в заочной форме при соблюдении следующих условий:
- соответствие уровня образования занимаемой должности;
- соответствие профильности образования;
- достаточный опыт работы на опасном объекте;
- положительный результат тестирования при контроле знаний после прохождения предаттестационной подготовки (отсутствие неправильных ответов);
- наличие предыдущей аттестации по соответствующей области и правилам;
- периодическая аттестация.
Приказом Западно-Уральского управления Ростехнадзора от 24 июня 2009 г. №360 определен состав территориальной аттестационной комиссии по аттестации руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Западно-Уральскому управлению Ростехнадзора.
Приказом Западно-Уральского управления Ростехнадзора от 31 июля 2009 г. №447 определен состав отраслевой комиссии Западно-Уральского управления по проверке знаний норм и правил в области энергетического надзора инспекторского персонала и работников организаций, поднадзорных Западно-Уральскому управлению Ростехнадзора.
Как повысить качество преподавания, оставляя при этом обучение в учебном центре доступным по цене для предприятий и организаций любого уровня? Эту проблему, по словам директора Института управления Бориса Николаевича Первякова, не удается решить на протяжении многих лет. Проблемы ценообразования и повышения качества преподавания, а также другие темы, наиболее актуальные и интересные его коллегам из учебных центров Ижевска, Борис Первяков предложил вынести на обсуждение на страницах журнала «Промышленная и экологическая безопасность», издаваемого ООО «Евро-18».
Комментарий специалиста
Первяков Борис Николаевич, директор НОУ "Институт управления" |
Чтобы наладить конструктивный и долговременный диалог с руководителями удмуртских и российских компаний, работающих на одном с нами рынке, есть предложение создать координационный совет при журнале «Промышленная и экологическая безопасность».
Хотелось бы также чаще проводить совещания, круглые столы с руководителями и специалистами учебных комбинатов, надзорных органов, других ведомств, предприятий и организаций. На этих мероприятиях мы могли бы услышать «из первых уст» статистические данные, информацию о законодательных и других изменениях и обновлениях, рекомендации и предостережения по «горячим следам» после происшествий на производстве.
Недавно вышли новые положения о работе аттестационной комиссии, приеме экзаменов, тестировании. У нас по ним есть ряд вопросов. После всестороннего освещения и обсуждения их на совместном мероприятии все учебные комбинаты, я думаю, старались бы в дальнейшем исполнять все требования наилучшим образом.
Эти знания нужны всем руководителям, тем более что по новому положению они должны будут подтверждать свою компетенцию в Москве, если, в том числе, и по их вине произойдет случай с негативными последствиями. Сегодня мы чаще всего, можно сказать, знаем понаслышке о таких чрезвычайных происшествиях, случившихся в течение года. Если бы мы все вместе участвовали в их обсуждении, то руководители задумались бы и почувствовали коллективную ответственность за общее дело.
Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. 40 лет Победы, 110,
тел./факс 37-50-88, тел./факс 37-95-74, e-mail: nou@insman.ru
Мнение эксперта
Абдрахманова Екатерина Александровна, диреткор АНО "УЦ Дом науки и техники" |
Более того, это стимулирует внедрение передовых технологий и современных методик обучения. Система образования, предлагаемая АНО «Учебный центр Дом науки и техники», включает в себя гибкое, индивидуализированное обучение, базирующееся на современных и качественных методиках преподавания. Опыт применения современных образовательных методик позволил значительно расширить сформировавшиеся рамки работы. В результате в настоящее время учебный центр сотрудничает с ведущими отраслевыми компаниями Удмуртии: ОАО «Ижевский радиозавод», ОАО «Белкамнефть», ООО «Белкамстрой», ООО «Удмуртэнергонефть». Системно расширяется и практика участия учебного центра в организуемых компаниями тендерных конкурсах на обучение и повышение квалификации персонала. Все это позволяет объективно подходить к решению острых вопросов, тем самым предупреждая возникновение техногенных катастроф и чрезвычайных ситуаций.
Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Коммунаров, 200 (школа №66, левое крыло, вход со двора),
тел./факс: (3412) 66-34-72, 66-59-31, 63-63-16, e-mail: dnt@udmnet.ru
Комментарий специалиста
Селина Е.Б., начальник учебно-методического отдела ООО "Учебный центр "Альтон" |
Предполагается, что одним из действенных инструментов повышения качества подготовки и обучения специалистов может стать обязательное вступление каждого учебного центра в профильную саморегулируемую организацию (СРО) и необходимость получения допуска СРО на выполнение работ по подготовке специалистов в соответствующих областях. Большая работа в этом направлении проводится координирующим органом по развитию СРО в области промышленной безопасности - ОАО НТЦ «Промышленная безопасность» (г. Москва).
Вступление в СРО должно явиться развитием проводимой в настоящее время добровольной аккредитации учебных центров в Единой системе оценки соответствия, должно способствовать объективной оценке и повышению их профессионального уровня, компетенции и ответственности.
Мы считаем, что членство в СРО позволит решить такие ключевые вопросы, как разработка и утверждение внутренних стандартов и правил, научное и учебно-методологическое обеспечение документами, необходимыми для выполнения единых общих требований к качественной предаттестационной подготовке специалистов в области промышленной безопасности. При этом вхождение учебных центров в СРО позволит более планомерно оказывать услуги на рынке, более четко распределять ответственность между предприятиями и учебными центрами, что в целом эффективно скажется на развитии системы подготовки специалистов в области промышленной безопасности.
Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Красная, 133,
тел.: (3412) 51-08-55, 51-08-73, 51-45-20, 51-45-19, тел./факс (3412) 78-47-05
Комментарий специалиста
Ильин Юрий Петрович, директор ГОУ НПО "Радиотехничексий лицей №19" |
Комментарий специалиста
Горланкин Сергей Валерьевич, заместитель начальника отдела по организации разрешительной и надзорной деятельности Западно-Уральского управления Ростехнадзора по УР |
Комментарий специалиста
Мельник Татьяна Михайловна, управляющий АНО "Учебный центр "Нефтяник" |
Профессиональное обучение рабочих основных профессий в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования проводится (в связи с отсутствием Стандартов) в соответствии с программами обучения, разрабатываемыми непосредственно самими образовательными учреждениями, и соответственно отличаются друг от друга. Приведение учебно-методического базиса образовательных учреждений к единому знаменателю поможет изначально установить должную планку итоговых результатов. Частично такие вопросы могут быть сняты путем проведения консультационных семинаров для учебных центров региона с участием представителей Ростехнадзора.
Критерием оценки качества подготовки рабочих, прошедших курсы обучения, служат результаты проведенных итоговых экзаменов. Некоторые предприятия направляют своих квалифицированных специалистов в качестве представителей на итоговые экзамены, что позволяет постоянно поддерживать тесную связь «Предприятие – Учебный центр». Это выгодно для обеих сторон. Тем более что предприятие, выступающее в качестве заказчика и инициатора обучения своих сотрудников, может убедиться в качестве оказанных образовательных услуг.