Реперная точка энергетического комплекса
Номер журнала:
Одной из основных проблем регулирования технологической безопасности в области энергетического надзора является постоянное увеличение парка оборудования, отработавшего расчетный ресурс. Сроки эксплуатации значительной части основных фондов составляют 20 и более лет, коэффициент обновления в 4 раза ниже минимально необходимого, ввод в действие новых производственных мощностей во всех отраслях энергетического комплекса сократился за 90-е годы от 2 до 6 раз.
ЛОГИНОВ Вячеслав Васильевич, начальник Удмуртского территориального отдела по надзору в энергетике и котлонадзору Западно-Уральского управления Ростехнадзора |
Так, оборудование источников генерации на Ижевской ТЭЦ-1 (находится в эксплуатации с 1950-1970-х гг.) выработало свой ресурс, морально и физически устарели турбины №№5,6 типа АПТ-12, которые эксплуатируются более 50 лет, а их наработка составляет свыше 320 тыс. часов. Система регулирования турбин №№5,6 не надежна ввиду того, что главный масляный насос на валу турбины демонтирован, а взамен него установлены выносные насосы. На Ижевской ТЭЦ-2 имеется разрыв между располагаемой и установленной мощностями. В летний период из-за недостатка циркуляционной воды он составляет 60 МВт, а зимой из-за недостатка паровой мощности около 30 МВт. Аккумуляторная батарея №1 типа СК-32 введена в эксплуатацию в 1976 г. и находится в аварийном состоянии. Емкость батареи составляет 75%. При этом ЗАО «КЭС» в инвестиционную программу станций не включает модернизацию оборудования, зданий, сооружений и коммуникаций энергообъектов.
Весьма актуально повышение безопасности эксплуатации энергетического оборудования. Значительный физический и моральный износ основного производственного оборудования ведет не только к низкой производительности, но и обуславливает высокий уровень аварийности этого оборудования, а также низкую безопасность производства. Из-за отсутствия резерва трансформаторной мощности на ПС 220 кВ и введения новых генерирующих мощностей в условиях роста нагрузок вызывает опасение появление режимных ограничений в Ижевском энергоузле при прохождении ОЗП 2015-2021.
Одним из условий безопасности следует считать обеспечение мероприятий по техническому перевооружению оборудования электрических станций и сетей, продление срока службы этого оборудования на основании результатов технического освидетельствования.
Все технологические системы, оборудование, здания и сооружения должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию. Задачами технического освидетельствования являются оценка состояния, выявление аварийно-опасных дефектов и повреждений, принятие технических решений по восстановлению надежной и безопасной эксплуатации, а также определение мер, необходимых для обеспечения установленного ресурса энергоустановки. На основании действующих нормативно-технических документов в объемы периодического технического освидетельствования должны быть включены наружные и внутренние осмотры, проверка технической документации, профилактические испытания и измерения и т.п.
Одновременно с техническим освидетельствованием должна осуществляться проверка выполнения ранее выданных предписаний органов государственного энергетического надзора и мероприятий, намеченных по результатам расследования технологических нарушений и несчастных случаев, а также мероприятий, разработанных при предыдущем техническом освидетельствовании. Результаты технического освидетельствования должны быть занесены в паспорт энергоустановки.
Исходя из вышесказанного, следуют определенные выводы. Во-первых, такое ключевое направление, как модернизация и техническое освидетельствование основных фондов, является одной из реперных точек энергетического комплекса. Во-вторых, модернизация основных фондов из ряда стратегических задач переводится в плоскость практического применения с организацией системы государственного учета и контроля.
СОЛОВЬЕВ Андрей Борисович, заместитель руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора (Удмуртская Республика) |
Второй системной проблемой отрасли стало снижение управляемости региональными предприятиями. В результате структурных изменений собственники предприятий и руководство оказались практически недосягаемы для органов власти субъекта федерации, хотя законодательно их ответственность и ответственность наемных руководителей и персонала за техническое состояние объектов установлена.
Еще один вопрос — рост неплатежей со стороны потребителей энергоресурсов, что также снижает надежность энергосистемы в целом.
В совокупности все вышеперечисленные факторы формируют недопустимо высокий уровень риска наступления аварий на объектах энергетики республики, создают угрозу для окружающей среды, работников поднадзорных объектов и населения. Они же являются и серьезным препятствием для решения государственных стратегических задач по модернизации и повышению энергоэффективности экономики.