Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Экспертиза промышленной безопасности проектов производства работ кранами

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Территориальный уполномоченный орган Единой системы оценки соответствия
в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве
ИКЦ "АЛЬТОН"

В вопросах обеспечения безопасной эксплуатации подъемных сооружений большое значение отводится правильной и грамотной разработке проекта производства работ грузоподъемными кранами (ППРк) и строгому выполнению положений ППРк эксплуатирующей организацией.


ШУЛЯТЬЕВ
Сергей Алексеевич,

ведущий инженер отдела экспертизы подъемных сооружений


ИЮТИН
Павел Владимирович,

инженер отдела экспертизы
подъемных сооружений

Особенно серьезное внимание нужно уделить разработке ППРк при работе грузоподъемных кранов в застроенной части города в стесненных условиях, которые, как правило, характеризуются:
- наличием жилых или производственных зданий, а также сохраняемых зеленых насаждений в непосредственной близости от места работ;
- интенсивным движением городского транспорта и пешеходов в непосредственной близости от места работ;
- разветвленной сетью существующих подземных коммуникаций, подлежащих подвеске или перекладке;
- стесненными условиями складирования материалов или невозможности их складирования на строительной площадке для нормального обеспечения материалами рабочих мест.
Установка грузоподъемных машин, организация и выполнение строительно-монтажных работ с их применением должны осуществляться в соответствии со специально разработанным для этих целей проектом производства работ грузоподъемными кранами. Погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов кранами и кранами-манипуляторами на базах, складах, площадках должны выполняться по технологическим картам погрузочно-разгрузных работ.
На строительной площадке жилого дома порывом ветра более 25  м/с был опрокинут башенный кран, который находился в нерабочее время не на месте стоянки, что не соответствует ППРк. К счастью, пострадавших нет.
Разработка ППРк и технологических карт ведется в соответствии с требованиями РД-11-06-2007 «Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ» (введены в действие приказом №317 от 10.05.07 г. Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору).
Исходными материалами для разработки проекта производства работ кранами служат:
- техническое задание на разработку проектно-технологической документации;
- проект организации строительства (ПОС), утвержденный в установленном порядке;
- техническое заключение о грунтах;
- генплан с существующими и проектируемыми зданиями, сооружениями, подземными и надземными сетями и коммуникациями;
- необходимая рабочая документация, утвержденная к производству работ;
- материалы и результаты технического обследования действующих предприятий, зданий и сооружений при их реконструкции;
- требования к выполнению строительных, монтажных и специальных строительных работ в условиях действующего производства.

строительство, промышленная безопасностьВ результате несоблюдения допустимой рабочей зоны на строительной площадке произошло зацепление грузом строящегося дома и разрушение стрелы крана.
Состав и содержание проектов организации строительства и проектов производства работ установлены СНиП 12-01-2004 «Организация строительства». Проектные решения и мероприятия, отраженные в составе ПОС и проектов производства работ с применением грузоподъемных машин, кроме того, определяются Правилами устройства и безопасной эксплуатации соответствующих подъемных сооружений.
При строительстве торгового центра вследствие проседания грунта под опорой автомобильного крана в момент перемещения груза произошел резкий крен, повлекший разрушение нижнего пояса основной секции стрелы и ее падение на кабину крана. Машинист погиб.
Особое внимание следует обратить на то, что, согласно Федеральному закону 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и РД 10-528-03 «Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», ППРк подлежат экспертизе промышленной безопасности.
Положительное заключение экспертизы промышленной безопасности ППРк подлежит регистрации в территориальном органе Ростехнадзора, для чего оно вместе с ППРк должно быть представлено в надзорный орган.
До регистрации в территориальном органе Ростехнадзора положительного заключения ППРк подъемные сооружения не могут быть допущены к эксплуатации на указанном в ППРк объекте. Это требование, к сожалению, очень часто нарушается. Производство строительно-монтажных работ с применением подъемных сооружений начинается еще до разработки ППРк. Есть случаи, когда ППРк направляется на экспертизу уже после окончания строительства объекта.
ППРк и технологические карты на строительно-монтажные работы с использованием грузоподъемных машин должны разрабатываться специалистами, имеющими опыт работы в строительстве, прошедшими подготовку и аттестованными в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Но порой на экспертизу представляются ППРк, разработанные специалистами, не прошедшими подготовку в учебном центре по программе «Разработка ППРк и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ» и не аттестованными в комиссиях предприятий в установленном порядке.
Разработанный ППРк очень часто не согласовывается с владельцем подъемного сооружения, осуществляющим надзор, руководителем организации, разработавшей ППРк, и не утверждается руководителем генподрядной строительно-монтажной организации (заказчиком). Лица, согласовывающие и утверждающие ППРк, также часто не аттестованы в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и в объеме требований соответствующих Правил.

Наиболее часто встречающиеся замечания при экспертизе ППРк
Стройгенплан бывает выполнен не в масштабе, в нем не указаны подземные, надземные и воздушные сети и коммуникации, постоянные и временные дороги, размещение постоянных, строящихся и временных зданий и сооружений, опасные зоны, пути и средства подъема работающих на рабочие ярусы (этажи), а также проходы в здания и сооружения. Все эти требования к строительному генеральному плану отражены в разделе 8 РД-11-06-2007.
В некоторых ППРк, подлежащих экспертизе, отсутствует поперечный разрез (при необходимости в отдельных случаях и продольный разрез) строящегося здания (сооружения). Требования к технологическим схемам, в которых решается технологическая последовательность выполнения строительно-монтажных работ, отражены в разделе 9 РД-11-06-2007.
Если в ППРк должно быть предусмотрено производство работ с применением нескольких кранов, то разработчики должны указать (часто не делают этого):
- условия совместной безопасной работы кранов, кранов и подъемников, кранов и других механизмов;
- условия применения координатной защиты работы кранов;
- условия подъема груза двумя или несколькими кранами; подачи грузов в проемы перекрытий;
- условия перемещения гусеничного крана с грузом, а также условия перемещения грузов над помещениями;
- условия установки кранов над подземными коммуникациями;
- паспортные данные крана о силе ветра, при котором не допускается работа крана;
- условия организации радиосвязи между крановщиком и стропальщиком;
- требования к эксплуатации тары;
- мероприятия в местах возможного движения транспорта и пешеходов.
При этом делают ошибку - совместная безопасная работа кранов не регламентируется таблицей или графиком, при необходимости - схемой.
Разработчики делают недопустимые отступления по выбору марки применяемых кранов от решений, принятых в ПОС (хотя при разработке ППРк отступления от ПОС не разрешаются без согласования с организацией, разработавшей ПОС).
При выполнении работ кранами вблизи ЛЭП (ближе 30 м) не всегда есть согласование проекта с владельцем ЛЭП.
Еще одна нередкая ошибка: в проектах по организации строительных площадок, участков работ не обозначаются опасные для людей зоны.
При нахождении нескольких башенных кранов на стоянках в нерабочее время разработчики не учитывают то обстоятельство, что механизмы поворота растормаживаются с целью уменьшения воздействия ветровой нагрузки на их металлоконструкции, и стрелы кранов при повороте могут задеть как соседние здания, так и друг друга - не указываются меры безопасности при стоянке кранов в нерабочем положении.
При возведении монолитных зданий разработчики ППРк не указывают требования к выносным грузоприемным площадкам, не разрабатывают на все имеющееся в ППРк грузы схемы строповки, отсутствуют требования по складированию материалов, конструкций, изделий и оборудования.
Зачастую при экспертизе ППРк имеются замечания к его оформлению, отсутствует системный подход, не соблюдается алгоритм выполнения строительно-монтажных работ (ГОСТ 21.101-97 «Основные требования к проектной и рабочей документации», СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве»).
Специалистами отдела подъемных сооружений ИКЦ «Альтон» накоплен большой опыт в проведении экспертизы ППРк. После прохождения экспертизы все проекты приведены в соответствие установленным требованиям, а значит, организация работы грузоподъемных кранов по этим ППРк делает эксплуатацию подъемных сооружений более регламентированной и безопасной.

Статья находится в свободном доступе благодаря Медиа-центр "Альфа PR"

Все статьи рубрики