Метро XXI века
Номер журнала:
Рубрика:
Муниципальное унитарное предприятие «Казметрострой» создано 17 марта 1997 года для строительства метрополитена. Его костяк составили работники ОАО «Бамтоннельстрой»(БАМ), получившие большой опыт строительства тоннелей в сложных гидрогеологических условиях, и работники треста «Ташметрострой» г. Ташкента. За время работы МУП «Казметрострой» освоено 19,5 млрд. рублей капитальных вложений.
Рахимов Марат Мулахмедович, начальник МУП "Казметрострой" |
В августе 2005 г. муниципальное унитарное предприятие «Казметрострой» ввело в эксплуатацию первый пусковой участок метрополитена столицы Татарстана. Сегодня продолжается работа по строительству второй очереди первой линии Казанского метрополитена. Завершена проходка второго перегонного тоннеля «Козья слобода» - станция «Кремлевская», который прошел под руслом р. Казанки. В декабре 2008 г. пущена в эксплуатацию станция метро «Проспект Победы». В августе 2010 г. готовится к пуску станция «Козья слобода».
Новые технологии
Ввод в эксплуатацию пускового комплекса первой очереди Казанского метрополитена в крайне сжатые сроки потребовал значительных финансовых и материальных средств, а также достаточного количества технически оснащенных мощностей специализированных строительных организаций. Для достижения намеченных целей Администрацией г. Казани и АНО «Инвестстройметро» была разработана концепция «Казанский метрополитен - начало 21 века». Главная задача - поиск организационных и технических решений максимального увеличения скоростей строительства перегонных тоннелей, станционных комплексов, учитывая ограниченность сроков строительства пускового комплекса. Большое внимание при этом было уделено техническому оснащению метрополитена.
Специально с учетом сложных гидрогеологических условий Казани был заказан тоннелепроходческий комплекс «Lovat». Управление комплексом осуществляется машинистом щита при помощи бортового компьютера, программы для которого были разработаны казанскими программистами.
Впервые в отечественной практике для сооружения перегонных тоннелей создана и освоена (на основе отечественных технологий и материалов) высокоточная, с резиновыми прокладками сборная железобетонная водонепроницаемая обделка до 3,0 атм., которая имеет степень точности до 1,0 мм.
Концепцией предусмотрено внедрение в строительство метрополитена современных технологий, материалов, оборудования, отвечающих требованиям отечественной и зарубежной практики. Из пяти станций пускового комплекса метрополитена четыре были полностью выполнены в монолитном железобетонном исполнении с применением современных опалубок, что дало экономический эффект до 15-20% и ликвидировало большие расходы на развитие промышленной базы МУП «Казметрострой» по освоению и изготовлению 45 типоразмеров сборных железобетонных конструкций станционных комплексов.
Впервые на пусковом участке метрополитена разработана и внедрена новая комплексная многофункциональная ресурсоблочная автоматика, сигнализация и связь (АСС), включая подвижной состав и энергооборудование. Это позволило значительно сократить эксплуатационные расходы.
Автоматизированная система управления метрополитеном разработана на базе компьютерных систем с использованием оптико-волоконных линий связи и соответствует поездам нового поколения с асинхронным тяговым электродвигателем и приводом. Новая система комплексно объединяет поездную и стационарную аппаратуру, связанную с диспетчерским управлением. Новая автоматика является самодиагностируемой, самонастраивающейся, самотестируемой.
Автоматике соответствует высоконадежная, отказоустойчивая магистраль, не имеющая аналогов ни в одном метрополитене. В метро предусмотрено, что в случае неисправности механизма перевода стрелки пути, автоматика безопасности переведет ее в фиксированное положение. Двери электропоезда не откроются при ненулевой скорости. Влияние человеческого фактора в Казанском метрополитене полностью исключено, при ошибке диспетчера система будет фиксировать и блокировать неверно отданные распоряжения.
Для обеспечения безопасности в метро внедрена автоматизированная пожарная сигнализация, эффективная система дымоудаления, система контроля доступа.
В оснащении метро применены негорючие и нетоксичные материалы, не поддающийся грызунам кабель и многие другие новинки.
Обмен информацией между поездом и станцией обеспечивается за счет радиомодемов, установленных в головном и хвостовом вагонах. Во всем метрополитене смонтирована система радиосвязи с использованием стандартов «Тетра», разработанных для силовых структур. Это мощный частотный диапазон цифрового стандарта, позволяющий обеспечить высочайшее качество связи.
Для удобства пассажиров предусмотрено введение смарт-карт и смарт-жетонов.
Поезда казанского метро обеспечены принудительной вентиляцией, удобными сиденьями, осветительными приборами и панелями из антивандальных материалов.
Уровень автоматизации Казанского метрополитена не имеет аналогов ни в России, ни за рубежом.
Материально-техническая база
МУП «Казметрострой» имеет в своем составе три тоннелепроходческих комплекса с грунтовым пригрузом забоя для проходки тоннелей в сложных гидрогеологических условиях фирмы «Lovat» и фирмы «NFM WIRTH GROUP» с наружным диаметром 5,6 м и внутренним - 5,1 м. Ротор ТПК «Lovat» может быть приспособлен для установки шарошек, для проходки тоннелей в скальных породах. Всего силами МУП «Казметрострой» с 22 мая 2000 г. пройдено 11024 п. м тоннелей .
Предприятие имеет парк автосамосвалов - 80 единиц, автобетоносмесителей - 25, крановое оборудование - 32 (в том числе автокран «КАТО» - 50 т, автокран «Либхер» - 160 т), экскаваторы - 14 (в том числе «Хитачи» - 5 единиц).
Завод ЖБИ МУП «Казметрострой» оснащен всем необходимым оборудованием и технологиями для выпуска бетона класса В45, F300, W12, имеет производство блоков тоннельной отделки. 12 комплектов форм обеспечивают изготовление 300 единиц тоннельной обделки в месяц.
МУП «Казметрострой» владеет технологиями закрепления грунтов Jet 1 и Jet 2, имеет установку фирмы «Oberman». Также предприятие владеет технологиями химического закрепления грунтов по технологии японской фирмы «Кокен-боринг» и французской фирмы «Солетанж».
Строительство тоннелей
При строительстве перегонных тоннелей, притоннельных сооружений и станций основные промышленные и экологические риски связаны с тем, что возведение объектов ведется по водонасыщенным грунтам с карстовыми пустотами и плывунами. Поэтому с учетом местных горно-геологических условий были выбраны современные тоннелепроходческие комплексы импортного производства, позволяющие вести проходку тоннелей с грузопригрузом.
Тоннелепроходческие комплексы, оснащенные электроникой, отвечают всем требованиям промышленной безопасности и охраны труда европейского стандарта, оснащены технологическими системами, позволяющими качественно и безопасно вести подземные работы, в том числе, системы водоудаления, пожаротушения, вентиляции и аварийной остановки комплекса.
Для точного ведения тоннелепроходческого комплекса используется навигационная проходческая система TACS, позволяющая по ранее разработанной и заложенной в бортовой компьютер программе сооружения тоннеля вести комплекс по лазерному лучу в подземном пространстве.
При строительстве тоннеля применяется высокоточная водонепроницаемая железобетонная тоннельная обделка собственного производства с резиновыми уплотнениями, производится тампонаж заобделочного пространства системой нагнетания цементно-песчаного раствора за обделку тоннеля, что не дает грунтовым водам проникать в тоннель при строительстве и эксплуатации.
Для предотвращения возможных негативных последствий при строительстве тоннелей проводятся специальные защитные работы по предотвращению нарушений целостности зданий и сооружений. При строительстве объектов наземным способом (станции, вентиляционные установки и др.) осуществляется перенос существующих коммуникаций и их обновление по трассе Казанского метрополитена.
После окончания строительства объектов производится рекультивация земель, восстановление травяного покрова, посадка деревьев и кустарников. Строительство станции метро «Аметьево» позволило городу благоустроить несколько крупных заброшенных оврагов в черте города, высадить зеленые насаждения и построить объездную магистраль. Изъятый в ходе строительства грунт используется в качестве изолирующего слоя на полигоне ТБО города и для планировки городских территорий. Вышеназванные мероприятия наряду с сокращением количества личного и общественного автотранспорта с пуском новых станций метро уменьшают выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и уровень шума, улучшают экологическую обстановку в городе.
Экологическая характеристика территории строительства
Строительство метрополитена осуществляется в пределах городской территории, занятой в основном жилищным фондом, автомагистралями, промышленными объектами и объектами сферы обслуживания населения, частично — пустырями, скверами, садовыми участками.
Почвенный покров рассматриваемого района представлен антропогенно-нарушенными, антропогенно насыпными частично замусоренными и захламленными почвами, а также небольшим участком слабо-окультуренных садовых почв.
Растительный покров на участках строительства объектов метрополитена представлен преимущественно малоценными естественными и искусственными группами растений. Редкие и особо охраняемые виды отсутствуют.
Проведение инженерной подготовки территории строительства привело к уничтожению растительного покрова только в пределах участков отвода под станции и вентиляционные узлы. Однако флора данной территории представлена обычными для урбанизированных территорий видами и не представляет особой ценности.
После окончания строительных работ запланировано (а на сданных в эксплуатацию объектах уже осуществлено) озеленение и благоустройство участков временного отвода с учетом толерантности видов растений к воздействию загрязняющих веществ.
Фауна района размещения объектов строительства крайне бедна и представлена в основном видами, характерными для урбанизированных районов.
Воздействие на поверхностные воды в период эксплуатации при безаварийном режиме работы объекта связано только с водопотреблением и водоотведением. Откачка подземных вод при строительном водопонижении приводит лишь к перераспределению стока в систему о. Кабан и р. Казанку за счет перевода части подземного стока в поверхности через систему городской ливневой канализации.
Район размещения объектов метрополитена характеризуется повышенным уровнем шума, особенно вблизи оживленных автомагистралей (до 80-85 дБ). Источником шумового воздействия является работа строительной техники. Для снижения шумового воздействия на жилую застройку предусмотрен целый ряд противошумовых мероприятий. К тому же, учитывая наличие санитарной защитной зоны и временный характер работы механизмов (8-часовой рабочий день), шумовой фактор не оказывает существенного влияния на жителей близлежащих домов.
В регионе строительства метрополитена фоновая концентрация диоксида азота превышает ПДК в 1,1 раза, что обусловлено, в первую очередь, эксплуатацией автомобильного транспорта, оказывающего самое сильное воздействие на загрязнение атмосферы - от 55 до более 70% от общего количества выбросов, а также производственной деятельностью различных предприятий. Содержание остальных выбросов загрязняющих веществ (3В) в атмосферу не превышает ПДК.
Проведенный расчет выбросов и рассеивания ЗВ в атмосфере свидетельствует, что строительство станций будет вносить ощутимое воздействие на загрязнение атмосферы только по диоксиду азота. Однако данное воздействие будет носить кратковременный и дискретный характер — всего 50-60 дней в году (время работы экскаваторов и кранов). В течение этого периода при наступлении НМУ предлагается проведение ряда мероприятий, ведущих к снижению выбросов 3В и, прежде всего, диоксида азота.
Система промышленной и экологической безопасности
Система промышленной и экологической безопасности при строительства метрополитена включает в себя промышленную и экологическую экспертизу рабочих проектов по строительству метрополитена, технических устройств, зданий и сооружений, применяемых на опасных производственных объектах. А также производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности и охраны труда, подготовку и аттестацию всех работников, занятых на опасных производственных объектах строительства в области промышленной безопасности.
Все элементы и аспекты обеспечения промышленной безопасности и охраны труда в МУП «Казметрострой» являются предметом постоянных и регулярных проверок, выполняемых комиссией производственного контроля предприятия. Проверки соблюдения требований промышленной безопасности и охраны труда планируются и осуществляются с учетом обеспечения эффективного контроля за деятельностью всех структурных подразделений. Данные проверки проводятся комиссией производственного контроля в целях обеспечения гарантированного и качественного осуществления всех мероприятий и работ по обеспечению промышленной безопасности, а также объективного подтверждения факта их своевременного и качественного выполнения.
Строительство всех объектов ведется при постоянном контроле представителей Приволжского управления Ростехнадзора во главе с Б.Г. Петровым. Проводятся ежеквартальные проверки строительства объектов метрополитена, состояния промышленной безопасности и охраны труда на строительных площадках. Все замечания, выявленные в ходе проверок, должным образом разбираются на рабочих планерках с участием представителей Ростехнадзора, даются оценки выполненным работам для устранения замечаний. Проводимые Ростехнодзором мероприятия в рамках контроля, рекомендаций и принятия решений по обеспечению безопасности строительства - неоценимый вклад для всех строительных организаций в качестве опыта возведения таких сложных объектов, как метрополитен.
420202 г. Казань, ул. Коротченко, 4, тел (843) 292-78-10, факс (843) 292-39-62, kazmetro@mi.ru