Александр Ходырев: Приоритет 2009 года - разработка проектно-сметной документации под строительство будущих лет
Номер журнала:
Рубрика:
Для того чтобы в сложившихся финансово-экономических условиях сохранить стабильность работы такого системообразующего сегмента, как строительный комплекс, в Удмуртской Республике принимаются меры по оптимизации финансового обеспечения отрасли. Максимальное привлечение инвестиций из федерального бюджета и внебюджетных источников, совершенствование механизмов кредитования строительных организаций и физических лиц, создание условий для финансовой привлекательности сектора — ключевые рычаги применяемой антикризисной стратегии.
Ходырев Александр Григорьевич, министр строительства, архитектуры и жилищной политики УР |
Уже сегодня широко используется ряд инструментов, позволяющих не допустить стагнации строительного рынка. Прежде всего, это выражается в финобеспечении основных направлений работы, связанных с выполнением социально значимых программ. Внедрение антикризисных мер позволит в целом обеспечить качественное отраслевое функционирование, однако, несмотря на их использование, ожидается снижение интенсивности развития в отдельных областях.
Из-за негативных финансово-экономических тенденций в 2009 году в Удмуртии будут снижены темпы ввода в эксплуатацию строящихся объектов. Такой прогноз развития строительного комплекса дал министр строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики Александр Григорьевич Ходырев.
- 2008 год стал наиболее успешным для строителей Удмуртии, - сказал Александр Григорьевич, предваряя анализ особенностей работы современного периода. - Для решения задач, стоящих перед отраслью, из бюджета республики было выделено более 6,3 млрд. рублей. Данная цифра в 1,4 раза превышает показатели 2007 года. Приоритетными направлениями финансирования капитального строительства являлись объекты народного образования, здравоохранения, акцент был сделан и на газификацию населенных пунктов региона. За счет освоения средств в эксплуатацию введено 62 объекта социальной сферы. В рамках республиканской целевой программы «Жилище» введено 485 тыс. кв. м жилья. Однако финансово-экономический кризис оказал влияние на динамику развития отрасли. На успешных годовых показателях негативно отразился последний квартал 2008 года, кода многие строительные компании были вынуждены приостановить осуществляемую деятельность. Наметившаяся проблема, вызванная сложной экономической обстановкой, сохраняется и сегодня: в настоящее время интенсивность работы строительных организаций снижена. Строительный комплекс республики в среднем загружен на 60-70%. Приостановлено функционирование ряда строительных площадок. Отдельные предприятия сворачивают производственные и инвестиционные планы, переходят на усеченный режим работы.
Вместе с тем, подчеркнул А. Г. Ходырев, снижение интенсивности строительной деятельности – явление временное. «Предприятия Удмуртии и ранее сталкивались с подобной проблемой финансово-экономической нестабильности, - сказал глава Минстроя УР.- И она преодолевалась ими достаточно успешно. Отрасль должна решить новую, поставленную временем задачу. Резервы для этого существуют».
Останавливаясь подробно на проблемах текущего периода, Александр Григорьевич обратил внимание на то, что наблюдаемые в экономике изменения повлияют на финансирование федеральной программы химического разоружения. «В текущем году ожидается снижение темпов строительства Кизнерского объекта по уничтожению химического оружия, - сказал министр в ходе пресс-конференции. - Это вызвано финансовыми трудностями настоящего периода».
Касаясь проблемы финансового сопровождения работ, А. Г. Ходырев отметил, что она не станет барьером для реализации конечных планов ввода объекта в эксплуатацию. «Завод по уничтожению химоружия в п. Кизнер будет, как и планировалось изначально, введен в действие в 2010 году, - сказал он. – Соблюдение установленных сроков мы обеспечим за счет форсирования строительных работ при активизации поступления финансовых средств. Ожидается, что именно следующий год станет, с точки зрения масштабов строительства объекта по УХО, весьма насыщенным».
Такие факторы, как отсутствие устойчивого экономического роста и переход к несбалансированному взаимодействию участников отраслевых процессов, привели к снижению объемов производства и реализации компаниями Удмуртии строительных материалов. Если в ноябре 2008 года на предприятиях промышленности стройматериалов республики наблюдалось 30%-ное снижение реализации продукции, то в настоящее время, как следствие, уменьшились объемы выпуска — в среднем на 50-70%. «Сложность современного этапа развития экономики сказалась на развитии промышленности стройматериалов, - детализировал А. Г. Ходырев. - В первую очередь, - на производстве кирпича, железобетона, нерудных материалов. В сложившейся ситуации перед республикой поставлена задача создания дополнительных условий для поддержки предприятияй, специализирующихся на производстве строительных материалов».
Как подчеркнул министр строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, одним из направлений работы по стабилизации объемов выпуска и сбыта строительных материалов может стать механизм взаимовыгодного сотрудничества производителей профильной продукции и строительных предприятий республики. Этот инструмент взаимодействия, по прозвучавшим оценкам, имеет немалый потенциал эффективности, как координирующий элемент внутриотраслевой политики.
На основе анализа направлений деятельности, попавших под влияние процессов дестабилизации экономической обстановки, министр оценил перспективы выполнения социально значимых обязательств.
- В текущем году будут сохранены все действующие меры государственной поддержки по улучшению жилищных условий граждан Удмуртии, - подчеркнул он. - В рамках финансирования федеральной и республиканской целевых программ «Жилище» планируется получить 497 млн. рублей из федерального бюджета и 670 млн. рублей – из бюджета республики. Озвученный объем финансирования для Удмуртии достаточно значителен. Он позволит, даже на фоне кризиса, проводить эффективную государственную политику в сфере финансового сопровождения жилищного строительства. В процессе реализации наиболее крупных программных мероприятий предстоит продолжить реконструкцию набережной в г. Ижевске, завершить строительство республиканского центра материнства и детства, реконструировать Государственный кукольный театр УР. Планируется ввести в эксплуатацию лечебный корпус в п. Сардан, спортивные сооружения в с. Вавож. Кроме того, будут построены и реконструированы здания под школы в Алнашском, Вавожском, Дебесском, Можгинском и Якшур-Бодьинском районах. В совокупности за счет всех источников финансирования планируется ввести в эксплуатацию 39 объектов социальной сферы. Что касается сферы газификации, отмечу, что в рамках соответствующих целевых программ планируется ввести не менее 500 км газопроводов. В этой связи напомню, что истекший год стал самым результативным по количеству проложенных газовых сетей. В эксплуатацию введено 870 км газопроводов. Порядка 11 тысяч квартир газифицировано природным газом - это самый высокий показатель за последние восемь лет. В 2008 году продолжалась реализация инвестиционной программы ОАО «Газпром», в рамках которой в эксплуатацию введено 85,4 км межпоселковых газопроводов. В целом на газификацию республики в прошлом году из всех источников финансирования привлечено более 1 млрд. рублей. В 2009 году основной объем бюджетных средств по данной линии работы будет направлен на развитие сети уличных газопроводов в сельских населенных пунктах республики.
В разряд первоочередных, несмотря на влияние кризиса, войдут задачи дальнейшей разработки документов территориального планирования и документации по планировке территорий Удмуртской Республики. Планируется увеличение объемов финансовых вложений в разработку документов. Как сообщил Александр Григорьевич Ходырев, в текущем году по этому направлению деятельности будет освоено 75 млн. рублей.
- В отчетном году продолжалась разработка Схем территориального планирования Удмуртской Республики и Завьяловского района, - напомнил министр. - На проектные работы по градостроительному и экспериментальному проектированию из республиканского бюджета было направлено 26,5 млн. рублей. В настоящее время разработка документов находится на стадии завершения. 2008 год стал во многом знаковым с точки зрения разработки документов территориального планирования. В частности, принят Указ Президента УР от 24.06.08 N 102 «О Градостроительном совете Удмуртской Республики». В декабре состоялось первое заседание Градостроительного совета, где обсуждался проект Схемы территориального планирования Удмуртской Республики. На текущий год в сфере градостроительной деятельности планируется утверждение Схем территориального планирования Удмуртской Республики и Завьяловского района, генеральных планов городов Воткинска и Сарапула, завершение разработки генерального плана г. Можги. Также предполагается утверждение Республиканских нормативов градостроительного проектирования. Этот документ позволит обеспечить гармоничное пространственное развитие территорий муниципальных образований региона.
Ожидается, что строительный комплекс Удмуртии достаточно успешно в условиях кризиса перейдет на систему саморегулирования. По информации, прозвучавшей на пресс-конференции, уже сегодня в рамках работы осуществлен ряд соответствующих мероприятий. В частности, созданы первые некоммерческие партнерства. Одна из профильных структур функционирует в области инженерных изысканий, одна – в сфере проектной деятельности. Два некоммерческих партнерства предоставляют строительные услуги. Приоритетной целью для Удмуртии в текущем году, вопреки обострению финансово-экономической обстановки, останется и разработка проектно-сметной документации под строительство будущих лет.
Официально
С первого предъявления практически ни один объект не принимался
Балакирев Алексей Анатольевич, начальник Инспекции Госстройнадзора при Минстрое УР |
Прошедший год показал, что Инспекции Госстройнадзора удалось наладить системный контроль за деятельностью заказчиков-застройщиков и подрядных организаций. Выданные предписания об устранении нарушений, а также рекомендации и предложения по их устранению значительно повысили ответственность участников строительного процесса. Под надзором инспекции велось строительство 187 объектов, в том числе 586 тыс.м2 жилья. На основании проведенных итоговых проверок было выдано 131 заключение о соответствии построенных объектов нормативным документам и проектной документации, однако с первого предъявления практически ни один объект не был принят.
В связи с тем, что основным источником строительства многоквартирного жилья являются средства граждан, обеспечение их прав при участии в долевом строительстве является одной из наиболее важных задач Инспекции, Минстроя УР и органов местного самоуправления. В настоящее время прорабатывается вопрос о возможности предоставления участникам долевого строительства дополнительных мер защиты их имущественных интересов.
Информация
Изменения в государственном надзоре
Постановление Правительства РФ от 10.03.2009 г. n 204 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. n 54" внесены изменения в порядок осуществления государственного строительного надзора.
В частности уточнены перечень органов, уполномоченных осуществлять государственный строительный надзор, и предмет государственного строительного надзора (к нему отнесены также проверка наличия разрешения на строительство и проверка установленных Градостроительным кодексом РФ требований к лицам, осуществляющим строительство). Определены виды норм и правил, требования которых являются предметом государственного строительного надзора в случае отсутствия технических регламентов. Установлено полномочие органа государственного строительного надзора осуществлять в рамках государственного строительного надзора государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор и, при определенных обстоятельствах, государственный экологический контроль.
Кроме этого, в частности, регламентирован порядок выдачи заключений о соответствии требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов объектов капитального строительства, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись в период с 30 декабря 2004 г. по 1 января 2007 г., но разрешение на ввод в эксплуатацию которых не получено.