Аттестация сварщиков и специалистов сварочного производства на строительных объектах
Номер журнала:
Рубрика:
Повышение безопасности и снижение рисков в строительстве в значительной степени определяются качеством сварочных работ, т.к. сварка является лидирующим технологическим процессом при изготовлении, сооружении, реконструкции и ремонте большого числа металлоконструкций, несущих конструкций зданий и сооружений и многих других, которые производятся с применением современных способов сварки.
Несмотря на значительные успехи, достигнутые в области сварочного производства, недостаточно качественные сварные соединения до настоящего времени являются значимой причиной разрушения конструкций, приводящей к авариям. Существенное повышение качества продукции может быть достигнуто за счет внедрения системы управления качеством и независимой сертификации производства. Составным элементом такой системы является сертификация (аттестация) сварочного производства.
По инициативе Госгортехнадзора РФ (ныне Ростехнадзора) такая система была разработана Национальным агентством контроля и сварки (НАКС) и соответствующими решенииями внедрена в качестве обязательной для применения при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств, подконтрольных Ростехнадзору.
Система сертификации (аттестации) сварочного производства (САСв) включает проведение следующих аттестационных процедур:
• Аттестацию персонала, выполняющего сварочные работы (сварщиков) и осуществляющего руководство и технический надзор за выполнением сварочных работ (ИТР);
• Аттестацию сварочного оборудования;
• Аттестацию сварочных материалов ;
• Аттестацию сварочных технологий.
Нормативные документы, по которым осуществляются эти процедуры, утверждены Ростехнадзором и зарегистрированы в Минюсте РФ (рис.1).
Учитывая крайне неблагоприятную обстановку с обеспечением качества и надежности в строительстве, Правительство РФ своим постановлением № 54 от 01.02.06 функции Государственного надзора в строительстве передало Ростехнадзору, поручив ему, кроме надзорных функций, научно-методическое обеспечение государственного строительного надзора в РФ.
На рис. 2 приведена организационная структура и функции участников системы государственного строительного надзора в соответствии с Положением о строительном надзоре, утвержденным вышеуказанным постановлением Правительства РФ. Как следует из постановления правительства, система строительного надзора в РФ предусматривает функционирование двух исполнительных систем :
1. Территориальных управлений Ростехнадзора;
2. Подразделений, уполномоченных органами исполнительной власти субъектов РФ на осуществление строительного надзора.
Первая структура обеспечивает осуществление строительного надзора на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах в соответствии с критериями, изложенными в приложении к п. 6 Положения о строительном надзоре.
Вторая структура обеспечивает надзор на остальных объектах строительства (кроме указанных в приложении к п.6 Положения о строительном надзоре).
При этом обе структуры руководствуются при осуществлении надзора правилами и порядками, действующими в системе Ростехнадзора.
К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
• высота более чем 100 метров;
• пролеты более чем 100 метров;
• наличие консоли более чем 20 метров;
• заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 10 метров;
• наличие конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрии-ческих нелинейных свойств либо разрабатываются специальные методы расчета.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации приказом № 152 от 27.02.06 руководителем Ростехнадзора утвержден план мероприятий, предусматривающий разработку ряда нормативных правовых актов и методических рекомендаций по осуществлению строительного надзора и строительного контроля, обязательных к исполнению службами Ростехнадзора и службами надзора в строительстве органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Здесь, прежде всего, следует отменить следующие нормативные акты:
1. Решение о включении строительных конструкций и конструкций стальных мостов в список технических устройств (табл.1, утверждено НТС НАКС 20.03.07, согласовано письмом Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору КП-25/369 от 08.04.08), изготовление, строительство, капитальный ремонт и реконструкция которых с применением сварки должна осуществляться сварочным персоналом, аттестованным в соответствии с требованиями ПБ 03-273-99 и РД 03-495-02, т.е. процедура аттестации персонала должна проходить в независимых аттестационных центрах, аккредитованных в системе аттестации сварочного производства Национальным агентством контроля и сварки (НАКС).
2. Введение в действие рекомендаций по применению правил аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства (ПБ 03-273-99) и технологического регламента проведения аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства (РД 03-495-02) на строительных объектах и объектах стального мостостроения.
Эти рекомендации изложены в сборнике нормативных и методических документов и доведены до сведения органов надзора и аттестационных центров. К настоящему времени соответствующими комитетами НТС НАКС с участием комитета по аттестации сварки в строительстве разработаны новые редакции, учитывающие особенности аттестации материалов, технологий и оборудования применительно к группе строительных конструкций:
«Рекомендаций РД 03-613-03 (Порядок применения сварочных материалов при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов)»;
«Рекомендаций по применению РД 03-614-03 (Порядок применения сварочного оборудования при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для производственных объектов)»;
«Рекомендаций по применению РД 03-615-03 (Порядок применения сварочных технологий при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов)».
Данные документы согласованы письмом руководителя Ростехнадзора Пуликовским К.Б. за № КП-25/369 от 08.04.08.
Несмотря на введение в действие нормативных документов, регламентирующих обязательность аттестации сварочного производства, реализация требований по обеспечению независимой аттестации сварочного производства на объектах строительства практически не выполняется.
Так, за период с 1.01.07 по 1.10.08 Удмуртским АЦ НАКС для выполнения сварочных работ на строительных конструкциях аттестовано всего 89 сварщиков и 22 специалиста сварочного производства на право руководства и технического контроля за производством сварочных работ на строительных объектах в 47 организациях.
На строительные конструкции аттестованы в основном сварщики и специалисты сварочного производства, работающие на объектах, контроль строительства которых осуществляет территориальное подразделение Ростехнадзора. Поскольку в Удмуртии функционирует более 1000 строительных фирм, то можно сделать неутешительный вывод о состоянии сварочного производства в строительстве: на большинстве строительных объектов, контроль за которыми осуществляют надзорные службы, уполномоченные органами исполнительной власти субъекта РФ, сварка осуществляется неаттестованным, неквалифицированным персоналом. Это резко увеличивает вероятность аварийных ситуаций как на стадии строительства, так и на стадии эксплуатации объекта.
Из статистических данных по аттестации на объектах строительства видно, что для персонал сварочного производства основной массы организаций, подконтрольных службам надзора в строительстве органов исполнительной власти, не охвачен аттестационными процедурами. Это связано с тем, что нормативные документы, регламентирующие аттестационную деятельность, до них не доведены. Существующий информационный разрыв может ликвидировать только организационная и разъяснительная работа аттестационных центров на местах в департаментах по строительству, службах надзора органов исполнительной власти, в возникающих региональных саморегулируемых организациях строительства.
Правовым аспектом в этой работе могут быть вышеприведенные нормативные документы Ростехнадзора и НАКС, а также отраслевые документы строителей, в которых оговорены требования по обязательности аттестации персонала сварочного производства, сварочных технологий и оборудования. Некоторые из них приведены ниже:
СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции»;
РД 34.15.132-96 «Сварка и контроль качества сварных соединений металлоконструкций зданий при сооружении промышленных объектов»;
СП 53-101-98 «Изготовление и контроль качества стальных строительных конструкций»;
РТМ 393-94 «Руководящие технические материалы по сварке и контролю качества соединений арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций»;
СНиП 3.05.03-85 «Тепловые сети»;
СНиП 3.05.04-85 «Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации»;
СП 40-102-2000 «Проектирование и монтаж трубопроводов систем водоснабжения и канализации из полимерных материалов. Общие требования».