Вклад в кадры. О роли и качестве обучения персонала ОАО "Удмуртнефть" и ООО "РЦСУ-Ижевск"
Номер журнала:
Рубрика:
Будущее российской нефтяной отрасли определяется тремя факторами: запасы, технологии и уровень квалификации занятых в отрасли кадров. Если запасы даны природой, и ничто не в силах их изменить, то остальные два фактора определенно зависят от принимаемых стратегических решений в направлении развития отрасли, они во многом будут определять будущее отечественного ТЭК, а также место России в рейтинге развитых стран мира. Второй фактор - технологии определенно зависит от третьего - уровня квалификации занятых в отрасли кадров, ведь специалиста нужно вырастить.
Этапы цикла обучения
Системный подход к организации процесса обучения персонала во всех структурных подразделениях ОАО «Удмуртнефть» подразумевает обязательное прохождение основных этапов цикла обучения, которые в наибольшей степени отвечают корпоративным интересам компании.
Систематический анализ потребности в обучении различных категорий персонала необходим для планирования обучения, определения форм и методов обучения.
Анализ потребности в обучении вытекает из стратегических целей компаний ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Удмуртнефть», а также оперативных задач, стоящих перед отдельными структурными подразделениями. Учет стратегических целей предполагает оценку развития у руководящего состава менеджерских и профессионально-технических компетенций, которые могут обеспечить компании устойчивое конкурентное преимущество.
Учет оперативных потребностей определяется:
• требованиями государственных и контролирующих органов;
• содержанием работ;
• требованиями внутренних стандартов ОАО «Роснефть»;
• внедрением новых систем и технологий;
• необходимостью снижения аварийности и травматизма на производстве.
На основе вышеуказанных данных производится планирование и проектирование обучения. Определение целей и задач обучения в соответствии со стратегическими целями и оперативными задачами бизнеса ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Удмуртнефть» позволяет выделить основные приоритеты в обучении, обеспечить лучшее соответствие между потребностью в обучении, содержанием и методами обучения, а также последующей оценкой эффективности учебных программ.
Основные задачи, решаемые в ходе обучения: повышение уровня знаний, осведомленности; развитие практических навыков; развитие навыков межличностного общения; развитие навыков анализа проблем и подготовки решений. При формировании целевой группы обучения учитываются функциональные обязанности и статус сотрудников, уровень имеющихся у них знаний и навыков, их мотивация и способность к обучению.
Выбор ресурсов, методов и форм обучения сводится к выбору из двух альтернатив – корпоративные (учебный центр компании) или внешние ресурсы обучения (внешний провайдер, который может организовать как открытое, так и корпоративное обучение, адаптивное к потребностям бизнеса компании). При выборе методов и форм обучения необходимо руководствоваться эффективностью воздействия того или иного метода на конкретную целевую группу.
При разработке корпоративных программ и выборе открытых программ обучения учитываются следующие основные факторы:
• соответствие программы обучения стратегическим целям и оперативным задачам компании, ее корпоративной культуре;
• соответствие учебных программ профессионально-технического обучения требованиям контролирующих органов и корпоративным стандартам;
• качественная потребность в обучении целевых категорий персонала;
• численность и характеристики сотрудников, нуждающихся в обучении в данный момент или в будущем;
• содержание обучения;
• стоимость программы;
• условия для проведения обучения;
• компетентность преподавателей.
Принципы, обеспечивающие эффективность обучения:
• практическая отработка получаемых знаний и навыков;
• перенос приобретенных знаний и навыков в рабочие условия;
• предоставление обратной связи об эффективности обучения.
Оценка эффективности обучения позволяет вносить коррективы в программы обучения и делать их более эффективными. При этом применяются следующие критерии эффективности обучения и методы изучения:
• Мнение обучающихся о содержании учебной программы, ее практической ценности, доступности для понимания, о качестве преподавания (квалификация преподавателя, стиль преподавания, используемые методы обучения), об общих условиях и обстановке во время обучения, о степени достижения целей обучения (соответствие ожиданиям слушателей, готовность слушателей использовать результаты обучения в практике своей работы). Методы изучения - анкеты, опросники, интервью (тотальное или выборочное, стандартизированное или в свободной форме).
• Усвоение учебного материала - полнота усвоения знаний и прочность приобретенных навыков. Методы изучения - устные опросы, контрольные работы, тестирования, устные или письменные зачеты и экзамены, проектные работы.
• Поведенческие изменения – в соответствии с этим критерием определяется, каким образом изменяется поведение работников после прохождения курса обучения, когда они возвращаются к своей работе. Методы изучения - интервью руководителей, наблюдение.
• Рабочие результаты - результаты производственной деятельности сотрудников, прошедших обучение. Методы изучения - опрос участников, оценка непосредственным руководителем качества применения полученных знаний и навыков в работе.
Особенности обучения
Обучение производственного персонала компании подразделяется по направлениям:
• Обязательное обучение;
• Профессионально-техническое обучение;
• Развивающее обучение;
• Обучение персонала по вопросам промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды.
Порядок обучения руководителей, специалистов и работников рабочих профессий по охране труда регламентирован Постановлениями Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.03 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
Порядок аттестации специалистов, обучение и проверка знаний рабочих по промышленной безопасности регламентированы Положениями, утвержденными Приказом Ростехнадзора РФ от 29.01.07 №37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».
Порядок организации обучения персонала
В ОАО «Удмуртнефть» и во всех дочерних компаниях реализуется обучение работников с отрывом и без отрыва от производства по следующим образовательным направлениям:
• повышение квалификации (краткосрочные, среднесрочные программы);
• переподготовка;
• стажировка;
• программы бизнес-образования.
Обучение сотрудников проводится по программам, соответствующим профилю деятельности подразделения данного сотрудника и/или в соответствии с выполняемыми им функциональными обязанностями.
Обучение сотрудников подразделяется на:
• корпоративное плановое обучение, реализуемое ОАО «Роснефть» в соответствии с Планом-графиком обучения, который составляется на календарный год и уточняется ежеквартально;
• корпоративное внеплановое обучение, реализуемое в соответствии с оперативными потребностями производственной деятельности;
• обучение по разовым заявкам структурных подразделений;
• обучение, реализуемое кадровыми службами ОАО «Удмуртнефть» и ее дочерними структурами, в соответствии с утвержденным Планом обучения предприятия.
Корпоративное внеплановое обучение организуется ОАО «Удмурнефть» на основании запроса структурных подразделений компаний. Причинами организации корпоративного внепланового обучения могут служить оперативные потребности производственной деятельности подразделения, а именно: разработка и внедрение новых стандартов деятельности компании; запуск нового оборудования.
Доказано, что самый ценный капитал любого предприятия – это люди, которые своим трудом создают славу компании, укрепляют ее престиж и авторитет. ОАО «Удмуртнефть» и дочернее общество ООО «РЦСУ-Ижевск» заинтересованы в том, чтобы на всех производственных объектах: в цехах и управлениях, на промыслах и в офисах — работали высококвалифицированные, энергичные и инициативные работники. В рамках реализации кадровой политики на предприятии осуществляется широкомасштабная программа обучения и повышения квалификации персонала по всем направлениям бизнеса.
Обучение персонала сервисной компании
Маргасов Алексей Афанасьевич, менеджер по промышленной безопасности, охране труда и охране окружающей среды ООО «РЦСУ-Ижевск» |
Необходимо понимать, что качество полученных знаний - это залог безопасной работы и, следовательно, сохранение жизни и здоровья работников. Практика показывает, что отступление от требований промышленной безопасности может привести к серьезной аварии.
Говоря о деятельности сервисных предприятий, управляемых ООО «РЦСУ-Ижевск», необходимо отметить, что спектр выполняемых работ и услуг разнообразный: это и перевозки опасных грузов, и пассажирские перевозки, ремонт скважин, эксплуатация грузоподъемного оборудования, энергоустановок и т.д.
Соответственно, обучение персонала осуществляется по профилю в различных специализированных учебных центрах и комбинатах, главный из которых – АНО «Учебный центр «Нефтяник».
Обучение и инструктажи по безопасности труда носят непрерывный многоуровневый характер, что позволяет обеспечить в качестве профилактических мер сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников сервисных предприятий.
Справка
Мельник Татьяна Михайловна, управляющий АНО «Учебный центр «Нефтяник» |
Автономная некоммерческая организация «Учебный центр «Нефтяник» (АНО «УЦ «Нефтяник») создана на базе Учебно-курсового комбината ОАО «Удмуртнефть», который осуществлял образовательную деятельность, начиная с 1975 года. Основным направлением работы учебного центра является подготовка рабочих вновь, переподготовка (переобучение) рабочих, обучение рабочих вторым (смежным) профессиям и повышение квалификации рабочих. Кроме этого, ведется предаттестационная подготовка электросварщиков РЭДС первого уровня, предаттестационная подготовка руководителей и специалистов организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, повышение квалификации руководителей и специалистов по охране труда и на курсах целевого назначения. Для удобства работы с заказчиками учебный центр регулярно информирует их об учебных планах и сроках проведения обучения, размещая информацию на сайте ОАО «Удмуртнефть».
Учебный центр удовлетворяет потребности в обучении рабочих и специалистов ОАО «Удмуртнефть», других нефтедобывающих и сервисных компаний Удмуртской Республики благодаря наличию производственных мощностей, расположенных в городах Ижевск, Воткинск, Сарапул и поселке Игра.
Так, за 7 месяцев 2008 года только для ОАО «Удмуртнефть» проведено обучение 1209 человек, в том числе на курсах переподготовки 60 человек, повысили свою квалификацию 454 рабочих и 611 специалистов на различных видах обучения.
На сегодняшний день АНО «Учебный центр «Нефтяник» является одним из лидирующих образовательных учреждений, занимающихся подготовкой кадров для нефтедобывающей отрасли Удмуртской Республики.