Административный регламент Ростехнадзора по экологической экспертизе
Номер журнала:
Рубрика:
Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования исполнения государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы
Утвержден приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору
и Министерства природных ресурсов Российской Федерации
от 10 сентября 2007г. №619/235
Регистрационный номер Министерства юстиции
Российской Федерации от 14.03.2008 №11343
I.Общие положения
1. Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования исполнения государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы (далее – административный регламент) определяет сроки и последовательность действий (административные процедуры) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, (далее – федеральные органы исполнительной власти в области экологической экспертизы), порядок взаимодействия между их структурными подразделениями и должностными лицами, а также их взаимодействие с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями при исполнении государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы.
2. Исполнение государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы осуществляется в соответствии с:
Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации 2002, № 2, ст. 133; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1 (ч. I), ст. 25; № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10, № 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834, № 27, ст. 3213);
Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 17, ст. 1462; 2003, № 46 (ч. I), ст. 4444; 2004, № 45, ст. 4377; 2005, № 1 (ч. I), ст. 25; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 21, № 17, ст. 1933);
Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33 (ч. I), ст. 3429; 2002, № 12, ст. 1093; 2003, № 17, ст. 1555; № 27 (ч. I), ст. 2700; № 46 (ч. 1), ст. 4444; 2005, № 30 (ч. 1), ст. 3101; 2006, № 45, ст. 4640);
Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 49, ст. 4694; 2001, № 33 (ч. I), ст. 3429; 2003, № 17, ст. 1557; № 27 (ч. I), ст. 2700; № 46 (ч. I), ст. 4444; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 45, ст. 4640);
Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3833; 2003, № 17, ст. 1556; № 27 (ч. I), ст. 2700; № 46 (ч. 1), ст. 4444; 2004, № 35, ст. 3607);
Федеральным законом от 10 июля 2001 г. № 92-ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 29, ст. 2947);
Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4556; 1998, № 16, ст. 1800; 2004, № 35, ст. 3607; № 52 (часть 1), ст. 5276; 2006, № 1, ст. 10, № 50, ст. 5279, № 52 (ч. 1), ст. 5498);
Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 19, ст. 2060);
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. № 698 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 40, ст. 4648);
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. № 679 «Об оплате труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 17.06.1996, № 25, ст. 3027);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2006, № 5, ст. 544; № 23, ст. 2527, № 52 (ч. 3), ст. 5587);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3347; 2006, № 44, ст. 4596, № 52 (ч. 3), ст. 5597; 2007, № 22, ст. 2647);
приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 22 апреля 1998 г. № 238 «Об утверждении положения о порядке определения стоимости проведения государственной экологической экспертизы документации» (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 июня 1998 г. № 1533);
и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Административным регламентом.
3. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор) организуют и проводят государственную экологическую экспертизу.
II. Требования к порядку взаимодействия с Заказчиком государственной экологической экспертизы при исполнении государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы
4. Место нахождения Ростехнадзора: г. Москва, ул. Таганская, д. 34.
Почтовый адрес для направления документов и обращений: 105006, г. Москва, ул. Александра Лукьянова, д. 4, корп. 8.
Место нахождения экспедиции Ростехнадзора: г. Москва, ул. Александра Лукьянова, д. 4, корп. 8.
Часы работы экспедиции Ростехнадзора:
Понедельник – 10.00-18.00
Вторник – 10.00-18.00
Среда – 10.00-18.00
Четверг – 10.00-18.00
Пятница – 10.00-16.45
Суббота – выходной день
Воскресенье – выходной день
Электронный адрес для обращений в Ростехнадзор: atomnadzor@gan.ru
Многоканальный телефон справочной службы Ростехнадзора: 912-40-41
Официальный сайт Ростехнадзора: www.gosnadzor.ru
Контактная информация территориальных органов размещена на официальном сайте Ростехнадзора в сети Интернет, а также приведена в Приложении 26 к настоящему Административному регламенту.
График приема посетителей в Управлении (структурном подразделении) центрального аппарата Ростехнадзора, непосредственно исполняющем государственную функцию по организации и проведению государственной экологической экспертизы:
Понедельник – 10.00-12.00; 15.00-17.30
Вторник – 10.00-12.00; 15.00-17.30
Среда – 10.00-12.00; 15.00-17.30
Четверг – 10.00-12.00; 15.00-17.30
Пятница – 10.00-13.00; 14.00-16.00
Суббота, воскресенье – выходной день
5. Место нахождения Росприроднадзора: г. Москва, ул. Б. Грузинская, д.4/6.
Почтовый адрес для направления документов и обращений: 123995 г. Москва, ул. Б.Грузинская, д.4/6, Д-242,ГСП-5.
Место нахождения экспедиции Росприроднадзора: г. Москва, ул. Б.Грузинская, д.4/6.
Часы работы экспедиции Росприроднадзора:
Понедельник – 09.30 – 17.30
Вторник -09.30 – 17.30
Среда – 09.30 – 17.30
Четверг – 09.30 – 17.30
Пятница – 09.30 – 16.30
Суббота, воскресенье – выходной день
Электронный адрес для обращений в Росприроднадзор: expert@mnr.gov.ru
Многоканальный телефон справочной службы Росприроднадзора: 254-48-00
Официальный сайт Росприроднадзора: http://control.mnr.gov.ru
Контактная информация территориальных органов размещена на официальном сайте Росприроднадзора в сети Интернет, а также приведена в Приложении 27 к настоящему Административному регламенту.
График приема посетителей в Управлении (структурном подразделении) центрального аппарата Росприроднадзора, непосредственно исполняющем государственную функцию по организации и проведению государственной экологической экспертизы:
Понедельник – 10.00-12.00; 15.00-17.30
Вторник – 10.00-12.00; 15.00-17.30
Среда – 10.00-12.00; 15.00-17.30
Четверг – 10.00-12.00; 15.00-17.30
Пятница – 10.00-13.00; 14.00-16.00
Суббота, воскресенье – Выходной день
6. Консультации по вопросам процедуры исполнения государственной функции организации и проведения государственной экологической экспертизы граждане и организации могут получить: по письменным обращениям, по телефону и по электронной почте.
Консультации предоставляются бесплатно.
7. Ответ на письменные обращения граждан или организаций направляется почтой в адрес заявителя в срок, не превышающий 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
8. При ответе на телефонные звонки граждан и представителей организаций должностные лица федеральных органов исполнительной власти в области экологической экспертизы (территориальных органов) предоставляют информацию по следующим вопросам:
- сведения о нормативных актах, регламентирующих организацию и проведение государственной экологической экспертизы (наименование, номер, дата принятия нормативного правового акта);
- перечень необходимых документов и материалов для организации и проведения государственной экологической экспертизы;
- информацию о комплектности материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу.
Иные вопросы рассматриваются федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) в области экологической экспертизы только на основании соответствующего письменного обращения.
9. При консультировании по электронной почте ответ на обращение заявителя по вопросам, определенным пунктом 8 настоящего Административного регламента, направляется на электронный адрес заявителя в срок, как правило, не превышающий 2 рабочих дней со дня регистрации обращения.
В иных случаях ответ на обращение направляется по электронной почте на электронный адрес заявителя в срок, как правило, не превышающий 10 дней со дня регистрации обращения.
10. Информация о процедуре исполнения государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы должна быть размещена на Интернет-сайтах, информационных стендах федеральных органов исполнительной власти в области экологической экспертизы (их территориальных органов) и содержать следующие сведения:
- график (режим) работы, приемные дни, номера телефонов, адреса Интернет-сайтов и электронной почты экспертных подразделений федеральных органов исполнительной власти в области экологической экспертизы (их территориальных органов), исполняющих государственную функцию по организации и проведению государственной экологической экспертизы;
- процедура исполнения государственной функции в текстовом виде или в виде блок-схемы (блок – схема организации и проведения государственной экологической экспертизы представлена в Приложении 1);
- обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе;
- порядок обжалования решения, действия или бездействия органов, участвующих в исполнении государственной функции, их должностных лиц и работников;
- перечень документов и материалов, необходимых для исполнения государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы;
- последствия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы;
образец сопроводительного письма, необходимого для приема материалов на государственную экологическую экспертизу (образец сопроводительного письма приведен в Приложении 2);
- порядок определения стоимости проведения государственной экологической экспертизы;
основания для отказа в организации и проведении государственной экологической экспертизы;
- специальный расчетный счет для оплаты организации и проведения государственной экологической экспертизы;
- извлечения из законодательных и нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие деятельность по исполнению государственной функции.
11. Заказчиком организации и проведения государственной экологической экспертизы является физическое либо юридическое лицо, планирующее осуществлять хозяйственную и иную деятельность, способную оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду, а также органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, представляющие в соответствии с законодательством материалы на государственную экологическую экспертизу.
12. Государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям Федерального закона «Об экологической экспертизе», установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов:
документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
положительных заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
13. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ с учетом объема представленных на экспертизу материалов, природных особенностей территории и экологической ситуации в районе намечаемой деятельности и особенностей воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и составляет:
- для простых объектов государственной экологической экспертизы – до 30 дней;
- для объектов государственной экологической экспертизы средней сложности – до 60 дней;
- для сложных объектов государственной экологической экспертизы – от 60 до 120 дней.
Базовые критерии по сложности объектов государственной экологической экспертизы представлены в Приложении 28 настоящего Административного регламента.
Продолжительность проведения государственной экологической экспертизы не должна превышать 4 месяцев.
14. В процессе проведения государственной экологической экспертизы при необходимости могут быть изменены сроки ее проведения и количество привлекаемых экспертов.
Увеличение сроков проведения государственной экологической экспертизы и изменение состава экспертной комиссии оформляются приказом федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы (территориального органа).
15. При увеличении срока проведения государственной экологической экспертизы общий срок ее проведения не должен превышать 6 месяцев.
16. Финансирование государственной экологической экспертизы объектов государственной экологической экспертизы, в том числе ее повторное проведение, осуществляется за счет средств Заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном соответствии со сметой расходов на проведение государственной экологической экспертизы, определяемой федеральными органами исполнительной власти в области экологической экспертизы (территориальными органами).
17. Определение стоимости проведения государственной экологической экспертизы осуществляется в соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об экологической экспертизе» постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. № 679 «Об оплате труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 3027), с учетом Положения о порядке определения стоимости проведения государственной экологической экспертизы документации, утвержденным приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 22 апреля 1998 г. № 238, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 1 июня 1998 г. № 1533 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 13, 06.07.98), а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и инструктивно-методическими документами федеральных органов исполнительной власти в области экологической экспертизы, регламентирующими порядок определения стоимости проведения государственной экологической экспертизы.
18. Основаниями для отказа в организации и проведении государственной экологической экспертизы могут являться:
документация не является объектом государственной экологической экспертизы;
отсутствие документа, подтверждающего оплату проведения государственной экологической экспертизы, в течение 30 дней со дня получения Заказчиком уведомления о необходимости оплаты;
непредставление материалов, необходимых для организации и проведения государственной экологической экспертизы в срок, указанный федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы (территориальным органом) в письме о некомплекте материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу.
III. Административные процедуры
Описание последовательности действий при исполнении государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы.
19. Юридическим фактом, являющимся основанием для исполнения государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы, является регистрация письменного обращения (сопроводительного письма) в федеральном органе исполнительной власти в области экологической экспертизы или в его соответствующем территориальном органе, организующем государственную экологическую экспертизу по поручению федерального органа исполнительной власти, с приложением всех необходимых для проведения государственной экологической экспертизы материалов в соответствии с пунктом 12 настоящего Административного регламента.
20. Сопроводительное письмо к материалам, подлежащим государственной экологической экспертизе, регистрируется в подразделении, специализирующемся в области проведения государственной экологической экспертизы (далее – экспертном подразделении) в порядке, установленном для учета объектов государственной экологической экспертизы.
21. Объект государственной экологической экспертизы представляется в экспертное подразделение в 2 экземплярах, другие материалы – в 1 экземпляре.
22. Ответственным за организацию и проведение государственной экологической экспертизы является руководитель экспертного подразделения федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы (его территориального органа) (далее – ответственное должностное лицо).
22.1. Ответственное должностное лицо определяет ответственного исполнителя и передает ему полученные материалы для организации и проведения государственной экологической экспертизы.
23. К организационным мероприятиям относится:
рассмотрение представленных материалов на предмет их соответствия объектам государственной экологической экспертизы, установленным соответственно статьей 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе»;
проверка комплектности материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу;
подготовка сметы расходов на проведение государственной экологической экспертизы;
направление заявителям (Заказчикам) извещений о некомплектности материалов, о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы, о сроках ее проведения;
подбор экспертов для проведения государственной экологической экспертизы, подготовка проекта приказа об организации и проведении государственной экологической экспертизы.
24. После определения соответствия представленных материалов требованиям ответственный исполнитель в срок не более 7 дней со дня регистрации сопроводительного письма направляет Заказчику уведомление о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы в течение 30 дней со дня получения уведомления. К указанному уведомлению прилагается смета и счет на оплату проведения государственной экологической экспертизы (Приложения 4, 5, 6).
25. Смета расходов на проведение государственной экологической экспертизы оформляется структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти в области экологической экспертизы (территориальных органов) в соответствии с их положениями.
26. Смета расходов на проведение государственной экологической экспертизы согласовывается с руководителем экспертного подразделения.
27. При отсутствии оплаты счета на проведение государственной экологической экспертизы в течение 30 дней со дня получения заказчиком документации уведомления о необходимости оплаты, государственная экологическая экспертиза представленных материалов не проводится.
28. При обнаружении несоответствия представленных материалов установленным требованиям настоящего Административного регламента ответственный исполнитель в течение 7 дней со дня регистрации сопроводительного письма направляет в адрес Заказчика уведомление о некомплектности материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу с исчерпывающим списком документов, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы, а также информацию о сроках представления материалов в полном объеме (Приложение 3).
28.1. При непредставлении в 30-дневный срок запрашиваемых материалов государственная экологическая экспертиза не проводится, Заказчику направляется уведомление о необходимости получения материалов в экспертном подразделении.
28.2. При представлении запрошенных материалов в установленный срок ответственный исполнитель в период, не превышающий семи дней со дня регистрации сопроводительного письма о направлении дополнительных материалов, направляет Заказчику уведомление о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы в течение 30 дней со дня получения уведомления. К указанному уведомлению прилагается смета и счет на оплату проведения государственной экологической экспертизы.
29. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через 30 дней после получения документа, подтверждающего ее оплату. В течение этого срока экспертное подразделение:
подготавливает предложения по кандидатурам руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии, а также срокам проведения государственной экологической экспертизы;
с участием руководителя экспертной комиссии подготавливает предложения по составу экспертной комиссии и разрабатывает задание на проведение государственной экологической экспертизы (Приложения 7, 8, 11);
подготавливает проект приказа об организации и проведении государственной экологической экспертизы и направляет его руководству федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы (территориального органа) (Приложения 9, 10).
Процедура проведения государственной экологической экспертизы
30. Ответственный секретарь экспертной комиссии назначается из числа штатных сотрудников экспертного подразделения (обычно – это ранее назначенный ответственный исполнитель).
В ряде случаев, при проведении государственной экологической экспертизы сложных объектов, назначают двух ответственных секретарей.
31. Число членов экспертной комиссии, помимо руководителя и ответственного секретаря (-ей), должно быть нечетным и не менее либо равное трем человекам;
32. Федеральные органы исполнительной власти в области экологической экспертизы (территориальные органы) образуют экспертные комиссии государственной экологической экспертизы (далее именуется – экспертная комиссия) по каждому конкретному объекту государственной экологической экспертизы (далее именуется – объект экспертизы) как из внештатных экспертов, так и штатных сотрудников федеральных органов исполнительной власти в области экологической экспертизы (их территориальных органов).
33. Состав экспертной комиссии (руководитель, ответственный секретарь и члены экспертной комиссии), сроки и задание на проведение государственной экологической экспертизы утверждаются приказом федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы (территориального органа) (Приложение 9, 10).
Приказ об организации и проведении государственной экологической экспертизы визируется ответственным исполнителем, представителем юридического подразделения и руководителем экспертного подразделения федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы (территориального органа).
34. Ответственный секретарь экспертной комиссии в течение десяти рабочих дней с момента издания приказа об организации и проведении государственной экологической экспертизы подготавливает и направляет в подразделение, осуществляющее связь с общественностью, для размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы (территориального органа) в сети Интернет уведомление о начале работы экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, содержащее информацию о времени и месте проведения организационного заседания экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.
35. Ответственный секретарь по телефону либо посредством телефонограммы уведомляет Заказчика государственной экологической экспертизы о дате и месте проведения организационного заседания экспертной комиссии государственной экологической экспертизы. Представители иных заинтересованных сторон (органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные организации и другие) уведомляются о дате и месте проведения организационного заседания экспертной комиссии государственной экологической экспертизы при наличии письменного запроса об участии в заседании.
36. В процессе проведения государственной экологической экспертизы экспертная комиссия определяет:
соответствие намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования;
полноту выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности и экологическую обоснованность допустимости ее реализации;
достаточность предусмотренных мер по обеспечению экологической безопасности.
36.1. В процессе проведения государственной экологической экспертизы проводится организационное заседание экспертной комиссии, на котором руководитель экспертной комиссии подписывает задания руководителям групп и членам экспертной комиссии.
36.2. На организационном заседании ответственный секретарь:
информирует участников заседания о начале работы экспертной комиссии, образованной в соответствии с приказом об организации и проведении государственной экологической экспертизы;
подписывает подготовленные в двух экземплярах индивидуальные договора на возмездное оказание работ (услуг) с руководителем экспертной комиссии и всеми членами экспертной комиссии. Один экземпляр договора выдается руководителю и членам экспертной комиссии;
передает членам экспертной комиссии индивидуальные задания, утвержденные руководителем комиссии, и документацию, подлежащую государственной экологической экспертизе.
36.3. В процессе проведения организационного заседания ответственный секретарь согласовывает с руководителем и членами экспертной комиссии проект календарного плана работы экспертной комиссии, в котором определяются сроки (даты):
подготовки вопросов к Заказчику государственной экологической экспертизы;
проведения промежуточных заседаний экспертной комиссии;
подготовки индивидуальных (групповых) экспертных заключений;
подготовки сводного заключения экспертной комиссии (Приложение 17).
36.4. В случае необходимости может быть организован выезд членов экспертной комиссии на место намечаемой хозяйственной деятельности для получения дополнительной информации и проведения выездных заседаний экспертной комиссии. Командирование группы экспертов оформляется приказом.
36.5. Для разъяснения проектных решений на заседания экспертной комиссии могут приглашаться представители Заказчика государственной экологической экспертизы. В этом случае ответственный секретарь заблаговременно направляет письмо/телефонограмму Заказчику о командировании его представителей (Приложение 13).
36.6. Эксперт государственной экологической экспертизы при проведении экспертизы может заявлять федеральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы (территориальному органу) о необходимости представления Заказчиком на государственную экологическую экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы, в том числе данные специальных экологических исследований, результаты расчетов и анализов, иные материалы, необходимые для подготовки заключения государственной экологической экспертизы.
В данном случае ответственный секретарь готовит письмо в адрес Заказчика с уведомлением о необходимости представления дополнительных материалов. (Приложение 18).
36.7. Вопросы экспертной комиссии оформляются в письменном виде за подписью руководителя экспертной комиссии и являются приложением к указанному письму.
36.8. Ответы на вопросы экспертной комиссии и дополнительная документация, поступившая от Заказчика государственной экологической экспертизы и иных заинтересованных сторон, регистрируются в установленном порядке и передаются для использования в работе экспертной комиссии ответственному секретарю.
37. В процессе работы экспертной комиссии:
проводится организационное заседание экспертной комиссии, на котором определяются основные направления работы экспертов и экспертных групп (при их создании), выдаются задания экспертам и утверждается календарный план работы экспертной комиссии;
подготавливаются индивидуальные и групповые (при наличии экспертных групп) экспертные заключения, которые передаются ответственному секретарю экспертной комиссии (Приложения 15,16);
составляется руководителем и ответственным секретарем экспертной комиссии проект сводного заключения экспертной комиссии на основании индивидуальных и групповых экспертных заключений (Приложение 17);
обсуждается проект заключения экспертной комиссии на заседаниях экспертной комиссии.1
37.1. Заседания экспертной комиссии оформляются протоколами, подписываемыми руководителем и ответственным секретарем экспертной комиссии (Приложения 19, 19а, 19б, 19в, 20).
37.2. На заключительном заседании экспертной комиссии:
обсуждается проект сводного заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы;
руководитель экспертной комиссии докладывает о результатах работы экспертной комиссии и выводах проекта заключения;
подписывается всеми членами списочного состава экспертной комиссии государственной экологической экспертизы сводное заключение государственной экологической экспертизы в двух экземплярах;
руководитель и члены экспертной комиссии подписывают акты приемки выполненных работ.
37.3. При одобрении проекта сводного заключения экспертной комиссии квалифицированным большинством (не менее двух третей) списочного состава экспертной комиссии проект заключения (отрицательного или положительного) подписывается членами экспертной комиссии в полном составе, после чего оно является заключением, подготовленным экспертной комиссией.
37.4. Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы подписывается в двух экземплярах и не может быть изменено без согласия лиц, его подписавших.
38. При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с пометкой «особое мнение». Особое мнение оформляется экспертом в виде документа, содержащего обоснование причин несогласия эксперта с выводами заключения и указание конкретных фактов несоответствия представленных на экспертизу материалов экологическим требованиям и нормам. (Приложение 21);
39. В случае невозможности по объективным причинам подписания подготовленного экспертной комиссией заключения отдельными членами комиссии (руководителем экспертной комиссией, ответственным секретарем и другими экспертами), данный факт отражается в протоколе заключительного заседания экспертной комиссии и напротив фамилии члена экспертной комиссии ответственным секретарем ставится пометка «подпись невозможна по объективным причинам». Документ, содержащий обоснование объективных причин невозможности подписания отдельными членами комиссии подготовленного экспертной комиссией заключения, подшивается в дело государственной экологической экспертизы по конкретному объекту.
40. Заключение государственной экологической экспертизы по объекту государственной экологической экспертизы, за исключением проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, может быть положительным или отрицательным.
40.1. Положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать выводы:
о соответствии намечаемой деятельности экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды;
о допустимости намечаемого воздействия на окружающую природную среду;
о возможности реализации объекта экспертизы.
40.2. Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, может содержать выводы двух видов:
а) о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном экспертной комиссией;
б) о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности.
41. Срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих размещение объекта (обоснования инвестиций строительства объектов и иных видов предпроектной стадии документации), определяется в соответствии со сроком, необходимым для проектирования объекта и представления его проекта на государственную экологическую экспертизу.
42. Срок действия положительных заключений государственной экологической экспертизы на технико-экономические обоснования, проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и объектов и иных вновь вводимых в эксплуатацию объектов (предприятий) определяется в соответствии со сроками строительства объекта, представленными в составе проектных материалов, или в соответствии с обоснованным сроком, необходимым для реализации проектных решений и окончания строительства объекта, заявленным Заказчиком, в процессе проведения государственной экологической экспертизы, а также с учетом ограничений, имеющихся в положительных согласованиях и заключениях соответствую