Нормативные рычаги повышения промышленной безопасности
Номер журнала:
Рубрика:
При эксплуатации грузоподъемных машин основным фактором, обеспечивающим качественное решение вопросов промышленной безопасности, является соответствующее регламентам применение грузозахватных приспособлений. В настоящее время в целях ужесточения мер, регулирующих использование технических устройств данного типа, реализован такой механизм, как разработка нового нормативного документа - «Инструкции по проектированию, изготовлению и безопасной эксплуатации стропов грузовых» РД-11-07-2007.
В процессах подготовки руководящего документа приняли участие специалисты ООО «ПК «Уралтехнология», соучредители некоммерческой организации «Союз Производителей Грузовой Оснастки». Являясь специализированной структурой, осуществляющей производство грузозахватных приспособлений, компания обеспечила комплексный подход к разработке РД-11-07-2007.
Применение ресурсов ассоциации производителей как метод решения вопросов промышленной безопасности
Стратегическое направление развития некоммерческой организации «Союз Производителей Грузовой Оснастки» связано с производством и реализацией грузозахватных средств и приспособлений. Созданная в 2006 году, уже сегодня ассоциация производителей во многом определяет развитие современной системы повышения качества грузовой оснастки. Этапы проводимой работы тесно связываются представителями НО «СПГО» с акцентом на политику в сфере технологической безопасности, создания благоприятных условий труда для персонала, занятого на опасных производственных объектах.
Первостепенной целью Союза является написание технических регламентов по профилю производства, утверждение данных документов на федеральном уровне. Это обусловлено не только задачей улучшения экономических показателей Российской Федерации, ее отдельно взятых регионов, повышения конкурентоспособности отечественных предприятий. Как отмечают члены ассоциации, наиболее значимым фактором работы НО «СПГО» является оптимизация деятельности производителей грузовой оснастки, нацеленная на значительное повышение коэффициента безопасности эксплуатируемых объектов.
Производство грузовой оснастки согласно международным стандартам качества
В соответствии с результатами проверок, проведенных специалистами Ростехнадзора как в целом на территории Российской Федерации, так и в отношении предприятий Удмуртской Республики, установлено, что сегодня эксплуатирующими организациями уделяется недостаточное внимание безопасной эксплуатации грузозахватных приспособлений.
Исходя из этого, приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №830 от 06.12.2007 г. введен в действие новый нормативный документ «Инструкция по проектированию, изготовлению и безопасной эксплуатации стропов грузовых» РД-11-07-2007. Именно он был подготовлен при участии Союза производителей грузовой оснастки, в том числе — с применением опыта ООО «ПК «Уралтехнология».
Ранее существовавший нормативный документ «Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации» РД 10-33-93, который распространялся на стропы из стальных канатов и цепных стропов, используемых для подвески грузов к крюкам грузоподъемных машин, предназначенных для применения на промышленных предприятиях, а также на транспортных и складских объектах, отменен.
«Инструкция по проектированию, изготовлению и безопасной эксплуатации стропов грузовых» определяет совокупность, последовательность и методику проектирования, изготовления и безопасной эксплуатации стропов, применяющихся в промышленности, строительстве, складских и иных объектах, при подъеме и перемещении грузов всеми типами подъемных сооружений, оснащенных захватными органами, что не предусматривал РД 10-33-93. Требования Инструкции распространяются на все организации, осуществляющие проектирование, изготовление и эксплуатацию грузозахватных приспособлений.
Как подчеркивают специалисты ООО «ПК «Уралтехнология», инициатива создания нового документа проистекает, главным образом, из факта несовершенства существующей нормативно-законодательной базы. Регламенты, действующие до принятия РД-11-07-2007, признаются несоответствующими требованиям современности. В условиях роста темпов производства, тенденции ускоренного внедрения предприятиями новых технологий, перевозки крупногабаритных грузов, ранее принятые нормы рассматриваются как значительно устаревшие. Одним из ключевых моментов при создании нового регламента стал также ориентир на международные стандарты. Нацеленность на повышение уровня культуры производства рассматривалась при этом видимой прерогативой.
Новый РД-11-07-2007 создан с учетом всех необходимых современных требований. Он является своего рода совокупным документом, объединившим в себе рациональные подходы, определенные прежней нормативной базой. При его разработке были учтены, к примеру, регламенты ГОСТ 25573-82 Стропы грузовые канатные для строительства, РД 10-33-93.
Говоря о наиболее существенных изменениях, необходимо отметить, что вновь разработанный регламент предусматривает нормы в отношении производства и эксплуатации плоских строп из витого стального каната, используемых при работе с крупногабаритными грузами, круглопрядных текстильных строп, одноразовых текстильных строп, ленточных строп, цепных строп различных классов прочности (3; 8; 10). Следует подчеркнуть, что параллельно с этим внедряются в целом более высокие классы прочности. При производстве цепных стропов, их сборке, исключается применение сварки. Также новшеством является применение в виде захвата стропа различных видов крюков: тип 320, самозакрывающийся, крюки с увеличенным зевом. Вновь разрешена к применению стальная втулка для изготовления канатных строп.
Так, например, круглопрядные текстильные стропы – совершенно новая концепция грузозахватных приспособлений, используемых при такелажных работах. Такой строп имеет форму кольца, состоящего из несущего сердечника и тканого защитного кожуха. Это один из типов текстильных строп, который находит все большее применение. Форма стропа в виде замкнутой петли гарантирует его долгий срок службы, так как позволяет контролировать равномерность его износа путем постоянного изменения места контакта стропа с грузом и крюком крана. Круглопрядный строп весьма пластичен и гибок, он мягко облегает перемещаемый груз, легко принимая его форму. Благодаря своей конструкции может поднимать грузы массой до 100 тонн и выше.
В документе также оговорена специфика работы со стропами, которые используются при перемещении легкоповреждаемых грузов. К примеру, имеющих легкоповреждаемую оболочку, эмалевое покрытие. Внедрение различных конфигураций приспособлений, обеспечивающих выход на новую ступень качества эксплуатационных свойств, также предусмотрено документом.
Измененные правила обязывают предприятие-производителя четко указывать характеристики продукции, в частности, - разрывные особенности изделий. Это во многом ужесточает действующие на сегодняшний день нормы.
Одно из требований, содержащихся в РД-11-07-2007, указывает на то, что функции приемки изготовленных стропов и комплектующих стропа возлагаются на подразделения технического контроля предприятий-изготовителей. Всем эксплуатирующим организациям, которые используют съемные грузозахватные приспособления, предписано иметь документы, подтверждающие качество приобретенных съемных грузозахватных приспособлений.
Новый разработанный документ вступит в действие с 1 марта текущего года. В конечном итоге ожидается, что применение такого рычага, как введение РД-11-07-2007, сыграет свою решающую роль не только в процессах решения вопросов промышленной безопасности. «Инструкция по проектированию, изготовлению и безопасной эксплуатации стропов грузовых» должна стать важнейшей составляющей политики в области охраны труда, нейтрализации тенденций возникновения несчастных случаев и инцидентов на производстве.