Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

январь 2025

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Риск-менеджмент и страхование в ТЭК

 
Тихонов Анатолий Николаевич, заместитель заведующего кафедрой госудаственной политики МГУ

Тихонов Анатолий Николаевич
заместитель заведующего кафедрой госудаственной политики МГУ

Грепачевский Игорь Вадимович, начальника отдела АНО «Метеоагентство Росгидромета»

Грепачевский Игорь Вадимович
начальника отдела АНО «Метеоагентство Росгидромета»

Липавский Владимир Борисович, генеральный директор ЮК «Ост Лигал»

Липавский Владимир Борисович
генеральный директор ЮК «Ост Лигал»

Номер журнала: 

Рубрика: 

Нефтегазовый сектор в силу своей специфики является отраслью, порождающей стратегические риски. Эксплуатация объектов топливно-энергетического комплекса несет значительную опасность для окружающей среды и человека. Ввиду своей социальной значимости отрасль подвержена высоким политическим рискам. Финансовое положение компаний во многом зависит от мировых цен на энергоносители.

Проблемы риск-менеджмента и страхования в ТЭК обсуждались в ходе 4-й Международной Практической Конференции «Риск-менеджмент и страхование в ТЭК-2007» (организаторы - издательский дом «Информация и Инвестиции», журнал «Нефтегазовая Вертикаль», www.inconf.ru). Среди основных тем можно выделить следующие:
- страхование рисков предприятий нефтегазового комплекса: скважины и буровое оборудование; машины и механизмы; нефтепереработка и транспортировка углеводородов; суда и буровые платформы; имущественные комплексы; перерывы в производстве; терминалы и ответственность операторов терминалов; строительно-монтажные работы; риски персонала;
- экологические риски;
- изменения в законодательной базе (законы «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных объектов», «О защите конкуренции»…);
- управление рисками зависимости российской экономики от мировых цен на нефть;
- управление бюджетными, инвестиционными, финансовыми и операционными рисками;
- развитие новых видов страхования в ТЭК.
Как отметили участники конференции, разнообразие угроз и рисков диктует необходимость комплексного подхода к их минимизации, а масштаб бизнеса требует интеграции отечественных систем риск-менеджмента в мировую структуру. За последние годы в отраслевом риск-менеджменте произошли серьезные позитивные перемены. Но, по большому счету, российские компании еще только учатся квалифицированно управлять рисками.

 

Остановимся на некоторых моментах из всего спектра вопросов, которые обсуждались в ходе конференции.

Политические риски в ТЭК
Основным фактором, повышающим вероятность наступления политических рисков в ТЭК, является гипертрофированная роль государства в экономике. «При изучении политических рисков постулируется то, что государство воспринимает только ту информацию о деятельности предприятия, которая отвечает целям и интересам государства. На основании этой информации лица, принимающие решения, определяют степень соответствия между целями государства и действиями компании. Соответственно если государство или отдельные его представители получают информацию о том, что действия компании расходятся с целями правительства, принимается решение о вмешательстве в действия компании для исправления ситуации», – отметил в своем выступлении Анатолий Николаевич Тихонов, заместитель заведующего кафедрой государственной политики МГУ. При этом время и форма интервенции зависит от самой компании – размеров и уровня ее влияния на отрасль экономики, от государственной идеологии. Вмешательство может происходить как напрямую – через практику индивидуальных ограничений, так и косвенно – влияние на отрасль через налоговое регулирование и принятие законодательных актов, ухудшающих положение компаний.

По мнению Тихонова Анатолия Николаевича, политические риски непредсказуемы. Естественно, возникает вопрос, как снизить вероятность наступления политических рисков и защитить инвестиции от вмешательства. Для иностранных инвесторов существует принципиальный страховой механизм защиты вложенных средства. В 1992 году Россия подписала международную конвенцию о создании MIGA (Межнациональное агентство по страхованию инвестиций), что явилось решением проблемы участия государства в страховании политических рисков иностранных инвесторов. Дело в том, что государство, принимая иностранные инвестиции, не может осуществлять страхование их от политических рисков, так как это, по существу, является страхованием от собственных действий. Когда речь идет о политических рисках, государство может только гарантировать иностранным инвесторам, что по отношению к ним не будут приниматься такие меры регулирования, которые войдут в противоречие с имущественными правами последних. Эти гарантии и были провозглашены в российском Законе «Об иностранных инвестициях в РФ». Остаются, как всегда, технические вопросы. Для создания в России системы организаций, способных осуществлять страхование инвестиционных рисков как зарубежных, так и отечественных предпринимателей, скорее всего, следует пойти на создание коммерческой страховой компании  – страховщика иностранных инвесторов, государственной структуры для защиты интересов российских предпринимателей за рубежом. «При этом существенные изменения должно претерпеть законодательство об иностранных инвестициях и страховании. К сожалению, политическая и экономическая ситуация в стране такова, что можно существенно повлиять на деятельность компании с ухудшающими для нее последствиями, не идя на прямое нарушение международных норм и правил», – отметил Тихонов Анатолий Николаевич.

Управление погодными рисками
По мнению Грепачевского Игоря Вадимовича, начальника отдела АНО «Метеоагентство Росгидромета», российскими компаниями недооценена роль погодных рисков и соответственно не выстроена адекватная защита от опасных гидрометеорологических явлений, в том числе и в сфере страхования.

В своем выступлении он отметил следующее: «В настоящее время из общего количества происходящих в мире природных катастроф около 75% вызваны природными гидрометеорологическими явлениями. Так же, как и везде, в России опасные погодные и связанные с ними явления являются первопричиной большинства случаев материальных потерь, а иногда и гибели людей. В нашей стране в последние годы наблюдается устойчивый рост числа опасных погодных явлений. Статистика за 15 лет показывает, что 2005 год был рекордным по количеству таких явлений – 361, при этом только за последние 5 лет количество опасных явлений увеличилось более чем в 1,5 раза. Динамика возрастания объема материального ущерба от воздействия опасных явлений почти полностью соответствует увеличению частоты этих воздействий. По оценкам специалистов, за 5 лет объем ущерба увеличился в 1,5-2 раза».

По словам Грепачевского Игоря Вадимовича, в государстве и обществе растет понимание необходимости защиты от опасных погодных явлений. Так, в соответствии с Федеральным законом от 2 февраля этого года №21-ФЗ «О внесении изменений в Закон о гидрометеорологической службе» впервые в нашей стране, а, возможно, и в мировой практике, введено понятие «гидрометеорологическая безопасность» как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействий опасных природных явлений, изменения климата. Однако, к сожалению, несмотря на очевидную опасность огромных потерь для общества, хозяйствующих субъектов и населения, понятие «гидрометеорологическая безопасность» в последующем не нашло отражение в Законе «О техническом регулировании». «Это не может не сказаться на будущем развитии применения гидрометеоинформации для защиты объектов производственной деятельности, – сказал Игорь Вадимович Грепачевский. – Без участия Росгидромета осуществляется разработка законопроекта «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта». Эти производственные объекты в значительной степени подвержены воздействию погодных явлений. В результате этого в данном проекте Закона недостаточно четко определены источники информации для определения факта наступления страхового случая, необходимость получения оперативной гидрометеорологической информации для осуществления превентивных мероприятий по защите объектов. Все это может быть причинами судебных споров между субъектами страховой деятельности и недостаточно стимулирует хозяйствующих субъектов для повышения эффективности мер защиты на своих объектах.

Страховые компании до сих пор не имеют достаточных нормативно-правовых основ для формирования системы страховой защиты от опасных природных гидрометеорологических явлений. Однако усиливающееся негативное воздействие погодно-климатических рисков, с одной стороны, и растущая заинтересованность страховщиков и конкуренция между ними – с другой, позволяют с оптимизмом смотреть на будущее развитие системы страховой защиты от опасных природных гидрометеорологических явлений. Повышение освоенности рынка страхования в традиционных страховых продуктах и развитие мировой практики страхования от опасных природных явлений также дают основание для будущих перспектив развития системы страховой защиты от воздействия погодно-климатических факторов».

Риски заказчиков и подрядчиков – распределение рисков и страхование
Бурное развитие нефтегазовой отрасли привело к значительному росту инвестиционной активности. В соответствии с этим принципиальные изменения претерпели взаимодействия заказчиков и подрядчиков, особенно в сфере разделения или распределения рисков. На юридических аспектах страхования и иных способов управления рисками при строительстве промышленных объектов остановился Липавский Владимир Борисович, генеральный директор ЮК «Ост Лигал».

В настоящее время все больше объектов в ТЭК реализуется на базе договора строительств «под ключ», в соответствии с которым подрядчик обязан провести весь комплекс строительных работ, начиная от проектирования и заканчивая сдачей объекта в эксплуатацию. В отрасли сложилась тенденция, когда большую часть рисков заказчик пытается передать подрядчику.
Риск ненадлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств, с одной стороны, является риском заказчика – он реализует проект, нанимает заказчика и несет все тяготы возможных неблагоприятных последствий. С другой стороны, и юридически более правильно – это риск подрядчика. Поскольку значительная часть проектов реализуется в рамках реконструкции или расширения уже существующих объектов, существенным риском является риск причинения ущерба имуществу заказчика. Риски причинения вреда третьим лицам в топливно-энергетическом комплексе, ввиду крупномасштабности проектов, могут носить социальную значимость. Поэтому очень важно предусмотреть в договоре подряда возможность и механизм возмещения ущерба. Еще одна группа рисков – риски, связанные с форс-мажорными обстоятельствами. Очень важными, когда речь идет о строительстве – это риски, связанные с правом собственности, к которым  относится риск случайной гибели строящихся объектов. Этот риск фактически всегда лежит на подрядчике. И еще одна группа рисков – недобросовестное исполнение заказчиком своих обязательств.

По словам Липавского Владимира Борисовича, в качестве финансовых инструментов в борьбе с рисками, возникающими в ходе взаимодействия заказчика и подрядчика, используются два основных инструмента – банковская гарантия и страхование. «Начнем с рисков неисполнения обязательств подрядчиками. Здесь может быть банковская гарантия возврата авансового платежа, который возвращается заказчику в случае невыполнения подрядчиком своих обязательств».

Риск нанесения ущерба существующему имуществу заказчика. Это важный риск, и в последнее время обнаружилась следующая проблема – подрядчики не хотят брать это риск на себя. Они мотивируют это тем, что заказчик должен иметь страховку на весь объект, которая покрывает его стоимость. Максимум, к чему готовы подрядчики, – взять на себя ответственность в размере франшизы.

Единственный механизм минимизации рисков, связанных с форс-мажорными обстоятельствами, – страхование. Эта категория рисков лежит на заказчике. Риск случайной гибели или повреждения имущества страховать должен, в зависимости от договора, либо заказчик, либо подрядчик, хотя сам риск лежит на подрядчике.

Каждый из механизмов – страхование или банковская гарантия – сопряжен с соответствующими проблемами. Если речь идет о банковской гарантии, то здесь чаще всего проблемы обусловлены нежеланием банков исполнять свои обязательства. По крайней мере, в моей практике более чем в 90 процентах случаев, когда банки оспаривали сделку, суд принимал решение в их пользу. Иностранные инвесторы или партнеры, как правило, требуют, чтобы гарантии выдавались зарубежными банками. Для российской компании, если она не является «Газпромом» или «Лукойлом», проблематично получить такую гарантию.

Страхование тоже имеет много проблем. Во-первых, российское законодательство содержит закрытый перечень видов страхования. Во-вторых, существуют определенные ограничения возможности страхования ответственности по подрядному договору. И, к сожалению, не все страховые компании знают, что они не всегда могут страховать ответственность по тем или иным рискам. «На сегодняшний день мне достоверно известно об одном случае – страховании ответственности аудиторов», – сказал Липавский Владимир Борисович. – Может, есть еще какие-то виды деятельности, но к ним точно не относится ответственность строительных предприятий. Страховая компания, естественно, не станет отказывать от страховой премии, но вполне может отказаться от возмещения ущерба. Еще одна проблема – низкий уровень страхования предпринимательского риска. Тот же подрядчик мог страховать не свою ответственность, а предпринимательский риск».

Участники конференции отметили, что сегодня, когда стремительно возрастает число и масштаб техногенных аварий, катастроф и стихийных бедствий, повышается уровень загрязнения и разрушения окружающей среды, необходимы последовательные шаги по разработке и продвижению механизмов управления рисками. При этом особо было подчеркнуто значение страховых компаний, которые разрабатывают комплексные решения вопросов защиты имущественных интересов предприятий ТЭК. При оценке рисков и страховании необходимо оценивать всю совокупность производственных, социальных и финансовых рисков и определяющих их факторов. Комплексные системы страхования призваны не только минимизировать риски, с которыми сталкиваются предприятия ТЭК, но и гарантировать быстрое и рациональное решение проблем, возникающих при ликвидации последствий аварий и катастроф в нефтегазовой индустрии. Риск-менеджмент в ТЭК – это сложная проблема, решение которой требует совместных усилий со стороны законодательной и исполнительной ветвей власти, предприятий топливной индустрии, ведущих представителей страхового сообщества, а также экспертов рынка.

Статья находится в свободном доступе благодаря Медиа-центр "Альфа PR"

Все статьи рубрики