Земельный вопрос: основные нарушения в деятельности нефтегазодобывающих компаний
Федчишина Екатерина Александровна
помощник Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора
Номер журнала:
Рубрика:
Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой за период 2007 года проверено соблюдение требований природоохранного законодательства в деятельности ряда компаний, осуществляющих добычу углеводородного сырья на территории Удмуртской Республики.
Проверками выявлен ряд нарушений требований федерального законодательства в деятельности всех без исключения нефтедобывающих предприятий.
Наиболее распространенными правонарушениями являются нарушения требований земельного законодательства. Не у всех юридических лиц надлежащим образом оформлены правоустанавливающие документы на земельные участки, используемые для обустройства и эксплуатации нефтяных месторождений. У ряда организаций не имелось ни договоров аренды, ни договоров субаренды с собственниками или пользователями указанных земельных участков. Договоры аренды, заключенные на срок более одного года, не имеют государственной регистрации. В случаях аренды участков лесного фонда для разработки нефтяных месторождений договора заключаются на срок менее одного года, что прямо противоречит требованиям ст.72 Лесного кодекса РФ, предусматривающей, что договоры аренды лесных участков в указанных целях заключаются на срок от года до 49 лет. Данные нарушения влекут за собой административную ответственность по ст.7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), то есть за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
В тех случаях, когда объекты нефтедобычи размещены на землях сельскохозяйственного назначения, в обязательном порядке должен быть осуществлен перевод данного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности. За использование земельного участка не по целевому назначению законодательством предусмотрена административная ответственность по ст.8.8 КоАП РФ.
Однако возникает проблема, когда в ходе проверок выявляются нарушения действующего земельного законодательства, на основании которых договоры аренды земельных участков могут быть признаны недействительными, но права на обращение с исковым заявлением в Арбитражный суд у прокурора не имеется. Так как в соответствии со ст.52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными договоров аренды земельных участков только в том случае, если одной из сторон являются органы государственной власти или органы местного самоуправления. Если же договоры аренды заключены между двумя юридическими лицами, прокурор не вправе обращаться в суд, хотя и имеются нарушения действующего законодательства.
Также в ходе проверок выявлено большое количество нарушений экологических требований. Так, согласно ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. В соответствии с пунк-том 3 статьи 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойст-вах опасных отходов, оценки их опасности.
По требованию ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 г. «Об охране атмосферного воздуха», ч. 4 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды (Управлением Ростехнадзора по УР).
В соответствии со ст.ст. 3, 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за негативное воздействие на окружающую среду взимается плата в порядке, установленном законодательством РФ. Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления». Кроме того, плата за негативное воздействие на окружающую среду должна производиться не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
В нарушение указанных требований закона у ряда предприятий не имеется разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, предприятиями не разрабатываются нормативы размещения отходов и лимитов на их размещение, проекты нормативов предельно-допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отсутствуют паспорта на опасные отходы, не всегда в установленные законом сроки осуществляется внесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду. За указанные правонарушения законом предусмотрена ответственность по статьям 8.2, 8.21, 8.41 КоАП РФ. Юридические лица, нарушившие указанные требования закона, Управлением Ростехнадзора по УР по постановлениям природоохранного прокурора привлечены к административной ответственности.
Следующим блоком идут нарушения градостроительного законодательства РФ, в части осуществления обустройства нефтяных месторождений без получения разрешений на строительство, и последующая их эксплуатаций без разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию.
Порядок получения разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов строительства в эксплуатацию установлен статьями 51 и 55 Градостроительного кодекса РФ. Кроме того, согласно статье 49 Градостроительного кодекса РФ, проектная документация объектов капитального строительства, в наших случаях это проект обустройства нефтяного месторождения, подлежит обязательной государственной экспертизе, в рамках которой дается оценка соответствия проектной документации, в том числе и санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям. Без положительного заключения государственной экспертизы проектной документации разрешение на строительство выдано быть не может. Строительство объектов капитального строительства без разрешения на строительство, их дальнейшая эксплуатация без разрешения на ввод в эксплуатацию влекут за собой привлечение виновного лица к административной ответственности по ст.9.5 КоАП РФ.
Одним из основных видов нарушений в деятельности нефтедобывающих компаний является нарушение недропользователями лицензионных условий. В соответствии с пунктом 10 ч.2 ст.22 Закона Российской Федерации «О недрах» пользователь недр обязан выполнять условия, установленные лицензией. Конкретные условия, связанные с пользованием недрами, устанавливаются в лицензионных соглашениях об условиях пользования недрами, несоблюдение указанных в соглашении условий является основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по ст.7.3 КоАП РФ и является основанием для начала процедуры отзыва лицензий.