Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

ноябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Бурение, геологоразведочная деятельность и инновации – основа развития нефтяной отрасли

 
Игнатко Владимир Михайлович, генеральный директор  ОАО "Белкамнефть"

Игнатко Владимир Михайлович
генеральный директор ОАО "Белкамнефть"

Номер журнала: 

Рубрика: 

Нефтяная отрасль Удмуртии готова бросить вызов международным экспертам, в соответствии с прогнозами которых рентабельные запасы «черного» золота к 2015 году будут исчерпаны. Потенциал нефтедобывающих компаний республики, формирующих основу экономического благополучия региона, позволит не только стабилизировать объемы добычи на уровне 10 млн тонн в год, но и довести эту цифру до 12 млн тонн. В преддверии Дня работников нефтяной и газовой промышленности о перспективах отрасли и компании мы беседуем с генеральным директором ОАО «Белкамнефть» Владимиром Михайловичем Игнатко.

- Владимир Михайлович, в очередном докладе Международного энергетического агентства (МЭА) дается неутешительный прогноз. По мнению экспертов, рост объемов добычи нефти в России прекратится уже в 2010 году. Как вы оцениваете перспективы нефтяной отрасли Удмуртии и возглавляемого вами предприятия?

- У нефтяной отрасли Удмуртии очень хорошие перспективы, и я не вижу каких-либо признаков, которые бы свидетельствовали об обратном. Доказанные извлекаемые запасы нефти ОАО «Белкамнефть» составляют около 74 млн тонн. Эксперты оценивают общие запасы нефти в республике от 500 до 700 млн тонн. У Удмуртии в ближайшие 10 лет есть все перспективы выйти на годовую добычу нефти

в 12 млн тонн, есть все перспективы для стабилизации достигнутого уровня добычи. Если нефтяники будут целенаправленно заниматься инвестициями, никакого кризиса в 2010 году не будет, и говорить о том, что в ближайшее время нас ожидает спад добычи нефти, неправомерно. За три с половиной года, которые я возглавляю ОАО «Белкамнефть», годовой объем добычи вырос почти в полтора раза и составил порядка 4 млн тонн в год. И это далеко не предел. В соответствии с лицензионными обязательствами мы должны в целом по группе компаний ОАО «Белкамнефть» пробурить в Удмуртии около 300 скважин. Только за счет этого прирост объема добычи нефти должен составить около 500 тыс. тонн.

- А как вы оцениваете перспективы геологоразведочных работ и  внедрения инноваций в плане роста добычи нефти?

- Проведение геологоразведочных работ – один из краеугольных камней развития неф-тяной отрасли. Я уверен, что в Удмуртии еще много неоткрытых месторождений, пусть и небольших. Хотя исключать возможность обнаружения «нового Карсовая» тоже нельзя.

В условиях отсутствия отчислений на ВМСБ вряд ли стоит ожидать значительного государст-венного финансирования геологических изысканий. Это проблема самих нефтедобывающих компаний, для которых рост минерально-сырьевой базы является основой экономического развития. Мощнейшая инфраструктура – линии нефтегазопроводов, дороги, ЛЭП – построенная нефтяниками, сама по себе, без сырьевой основы, обременительна для предприятий, поскольку формирует постоянную затратную составляющую себестоимости производимой продукции, в нашем случае добываемой нефти.

Важнейшее ключевое направление – это инновации и внедрение новых технологий. К примеру, применение инновационных технологий в бурении позволило повысить средний дебит скважин в ОАО «Белкамнефть» с 9,5 до 15 тонн.

- Не могли бы вы поподробнее рассказать об этом?

- Одна из проблем, которая возникает при бурении – сохранение фильтрационно–емкостных свойств продуктивных пластов в призабойной зоне. Традиционно применяемая технология вскрытия продуктивных пластов при репрессии из–за отрицательного воздействия буровых (глиняных) растворов на призабойную зону продуктивного пласта не способствуют получению потенциальных дебитов скважин и ведет к снижению конечной величины коэффициента нефтеотдачи пластов. Это связано с образованием кальматации в призабойной зоне.

Со всеми этими проблемами мы сталкиваемся при проведении геолого-технических мероприятий на скважинах, пробуренных три, пять, десять или даже тридцать лет назад. В то время не было технологий, которые позволили бы повысить производительность скважин со сниженными в результате кольматации фильтрационными свойствами. Только в последние годы мы при ремонте или восстановлении скважин начинаем применять новые серьезные разработки и технологии, часть из которых импортирована с Запада, часть – российского происхождения. В частности, в целях восстановления проницаемости призабойной зоны продуктивного пласта на 200 скважинах ОАО «Белкамнефть» была применена технология щелевой перфорации. Эффект – дополнительно 5 тонн нефти на скважину. Свою эффективность доказали мероприятия по кислотному гидроразрыву пластов. В отличие от традиционного гидроразрыва с проппантом, при кислотном гидроразрыве пластов поочередно, за 3-4 цикла в пласт под давлением закачиваются высоковязкая жидкость и кислотный состав. В результате создаются новые каналы фильтрации либо очищаются старые неактивные каналы. Таким образом, достигается равномерная глубокопроникающая обработка коллектора, за счет чего повышается нефтеотдача пласта. На скважинах, где это было сделано, добыча нефти увеличилась в среднем на 5 -10 тонн.

При строительстве новых скважин мы отказались от применения буровых глиняных растворов и используем современные буровые растворы, которые выравнивают пластовое давление на момент бурения, а потом разлагаются на естественные флюиды.

- Что может сделать государство, чтобы активизировать инновационную активность нефтяников? Как вы оцениваете инновационную активность в нефтяной отрасли Удмуртии?

- Стратегическая цель инноваций в нефтяной отрасли – это увеличение коэффициента извлечения нефти (КИН). Сейчас российские компании извлекают лишь 30-35% разведанных запасов, остальные 65-70% безвозвратно теряются. В мире этот показатель составляет 40-50%. В США и Канаде средний КИН за последние 10 лет увеличился с 0,35 до 0,41. В России КИН за тот же временной промежуток снизился с 0,39 до 0,31. На месторождениях ОАО «Белкамнефть» КИН колеблется от 0,32 до 0,35.

Эта проблема уже вызвала реакцию со стороны государства. Глава Минприроды РФ Юрий Трутнев уже заявил, что в отношении добывающих компаний, допускающих снижение КИН, будут применяться экономические санкции в виде взимания штрафов за не добытую в результате нарушения технического проекта нефть в размере НДПИ. Таким образом, неф-тяники будут платить за невыполнение технологических показателей по извлечению нефти, установленных проектом, как если бы они добывали ее. Тем самым государство создает условия, когда нефтедобывающей компании выгоднее заниматься инновациями, чем платить штрафы.

Ежегодно мы привлекаем три-четыре подрядные организации, которые приходят на наши месторождения и занимаются проблемами повышением дебита скважин, увеличением нефтеотдачи, снижением обводненности. На месторождениях Удмуртии нами совместно с компанией «Schlumburger» впервые в России были разработаны и эффективно реализованы мероприятия по осуществлению большеобъемных кислотных гидроразрывов пластов. Для «Schlumburger», компании с мировым именем и колоссальной научно-технической базой – это было тоже своего рода открытием. И сегодня наша технология находит свое применение в других регионах.

В настоящее время по уровню решаемых задач, научно-технической и финансовой базы только два предприятия в Удмуртии могут серьезно заниматься инновациями: это ОАО «Удмуртнефть» и ОАО «Белкамнефть». Малые нефтяные компании будут добывать нефть традиционными методами.

 

- В одном из своих интервью вы говорили о том, что НТЦ ОАО «РуссНефть» детально прорабатывает проект бурения глубоких скважин. Вы не исключили возможность, что в Удмуртии силами НК «Белкамнефть» будет пробурена пара глубоких скважин. Этот проект уже реализуется?

- Интерес к бурению глубоких скважин в России растет. К примеру, в апреле в рамках проекта «Сахалин-1» пробурена самая глубокая в мире наклонная скважина длиной в 11 282 метра. Принципиально, на уровне центрального аппарата ОАО НК «РуссНефть», рассматриваются проекты бурения глубоких скважин. Старший вице-премьер подтвердил, что холдинг будет этим заниматься, но пока особый интерес в силу своих геолого-физических особенностей и объемов запасов вызывают, прежде всего, северные регионы России.

 

- В связи с процессом вступления России в ВТО много говорится о необходимости сертификации отечественных предприятий в соответствии со стандартами ISO14000 и OHSAS18000. Какова политика ОАО «Белкамнефть» в этом вопросе?

- По уровню организации технологической и экологической безопасности, охраны труда ОАО «Белкамнефть» занимает лидирующее положение в отрасли. Это подтверждает низкий уровень аварийности на наших производственных и транспортных объектах. В компании очень серьезная научно-техническая база. Оборудованы современные лаборатории, которые обеспечивают полную диагностику, мониторинг и контроль за состоянием экологии на объектах предприятия. Ежегодно на мероприятия, связанные с охраной окружающей среды, выделяется 500-600 млн рублей. Если Россия войдет в ВТО, мы, конечно, будем заниматься вопросами сертификации, но со своей стороны могу сказать, что уже сегодня ОАО «Белкамнефть» по уровню организации производства соответствует, а по некоторым параметрам даже превосходит требования международных стандартов.

 

- В продолжение вопроса об экологии. На Сосновском месторождении ОАО «Белкамнефть» подведены первые итоги запуска в эксплуатацию мультифазной насосной станции ROSSCOR. Внедрение нового оборудования позволило использовать попутный газ в технологическом процессе подготовки нефти на УПН «Черновское» и в котельной. Прозвучала информация о том, что на предприятии рассматривается проект применения попутного газа с месторождений «Белкамнефти» в теплоэнергетике Удмуртии. Каковы перспективы этого проекта?

- Использование и утилизация попутного газа – это серьезная проблема, как с точки зрения экологии и энергосбержения, так и с точки зрения экономики. На нефтяных промыслах в России сжигается более 20 млрд кубометров попутного газа в год. Президент Российской Федерации Владимир Путин уже сказал, что подобное расточительство недопустимо, и выступил с инициативой создать соответствующую систему учета, увеличить экологические штрафы, а также ужесточить лицензионные требования к недропользователям.

То есть государство фактически с помощью рыночных механизмов понуждает хозяйствующие субъекты заниматься вопросами экологии и энергосбережения. И это совершенно правильно. В соответствии с лицензионными обязательствами лицензиат обязан утилизировать 95% попутного газа. До сих пор ни одна компания в России, даже самая крупная, не выполняет эти условия. Проблем здесь много. С нашим газом очень трудно попасть в транспортную систему Газпрома. Попутный газ без соответствующей обработки и осушения невозможно использовать при отоплении.

Но, как сказал российский президент, во всем мире уже давно известна и действует система мер, доказавшая свою эффективность. На Сосновском месторождении нам удалось решить проблему использования попутного газа. Это позволило предприятию значительно сократить негативное воздействие на окружающую среду. Обязательные экологические платежи по Сосновскому месторождению снизились на 304 тыс. рублей в год. За отопительный сезон расход топлива уменьшился на 300 тонн нефти. Кроме повышения уровня экологической безопасности нефтедобычи, новый способ утилизации попутного газа принес компании значимый экономический эффект – существенно сократились расходы на электроэнергию, а отказ от приобретения природного газа привел к экономическому эффекту в один миллион рублей в месяц.

Теперь, что касается самого технического решения. Поступающая из скважины неф-тяная эмульсия, состоящая из нефти, газа, воды, без предварительной сепарации по одинарному трубопроводу переводится до пункта нефтегазосбора при помощи мультифазных (многофазных) насосов для перекачки многофазных сред. С помощью мультифазной установки мы собираем со скважины нефтегазовую жидкость и перекачиваем ее нефтепроводом. В дальнейшем газ используется как энергоноситель на установке по подготовке нефти.

Реализованным нами проектом всерьез заинтересовалось Министерство топлива, энергетики и связи Удмуртской Республики. Сейчас рассматривается возможность использования этого вида топлива не только для собственных технологических и производственных нужд, но и для отопления близлежащих населенных пунктов.

 

- Ростехнадзор заключил соглашения о сотрудничестве с ТНК-ВР, «ЛУКОЙЛом», «Сургутнефтегазом» и «Роснефтью». Как вы расцениваете эффективность такого рода соглашений с точки зрения повышения уровня экологической и промышленной безопасности на нефтедобывающих предприятиях? И есть ли, по вашему мнению, необходимость заключения подобного рода соглашений в регионах между ведущими предприятиями и надзорными структурами?

- Существует федеральное законодательство, регулирующее деятельность, функции и обязанности хозяйствующих субъектов и надзорных органов. Надзорные и фискальные органы осуществляют надзор и контроль за  законностью нашей деятельности, начиная от соблюдения лицензионных соглашений и заканчивая соответствием применяемых на месторождениях технологий требованиям промышленной и экологической безопасности. Мы со своей стороны обязаны быть законопослушными. Существует закон об опасных производственных объектах, который, по сути, является публичным договором между государственными надзорными органами и хозяйствующими субъектами. Еще раз повторю, каждый должен заниматься своим делом.

 

- С какими итогами компания подходит ко Дню работников нефтяной и газовой промышленности?

- ОАО «Белкамнефть» перевыполняет утвержденный план практически по всем направлениям. Инвестиционные, производственные и социальные программы будут выполнены в полном объеме в соответствии с намеченными ранее обязательствами. В канун нашего профессионального праздника хотелось бы пожелать коллегам стабильного развития, новых проектов, свершений и удачи.

Статья находится в свободном доступе благодаря ОАО "Белкамнефть"

Все статьи рубрики