Перестройка. Проблемы контроля в строительстве в период становления органов надзора
Чеботарев Михаил Юрьевич
заместитель руководителя Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Удмуртской Республике
Номер журнала:
Рубрика:
Проблемы контроля в строительстве в период становления органов надзора
В 2007 году в строительной отрасли произошли существенные изменения федерального законодательства, которые коснулись полномочий отдельных органов власти в части надзора и контроля за строящимися объектами. Если учесть, что процесс строительства непрерывен и значительная часть объектов проектировалась и начинала застраиваться еще «по старым» нормативам, а сдавать их придется «по новым», и у строительных и у надзорных организаций скопилась масса вопросов. Проблемы строительной отрасли прокомментировал заместитель руководителя Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора России по Удмуртской Республике Михаил Юрьевич Чеботарев.
— Михаил Юрьевич, на каком сейчас этапе процесс находится становления строительного надзора? И какие проблемы возникают при этом?
— Изменение законодательных актов повлекло за собой изменение структуры органов исполнительной власти. Созданная с нуля Строительная инспекция в настоящее время переживает период становления, и говорить о том, что Градостроительный кодекс работает в полном объеме, пока нельзя.
Далее любой орган исполнительной власти работает не только исходя из законодательных актов, но и подзаконных нормативных актов, должностных инструкций, технических регламентов. А это все выходит с опозданием.
На сегодняшний день, когда строительный надзор находится в периоде становления, который может затянуться на полгода и более, отмечается ослабление контроля за строящимися объектами. Поэтому у строителей появляется соблазн — строительная организация, являясь коммерческой структурой, в первую очередь решает вопрос максимальной выгоды от строительной деятельности — получить прибыль не за счет применения рационального использования материалов, трудовых ресурсов, а за счет снижения затрат. И, к сожалению, снижение затрат зачастую идет за счет ухудшения качества проектирования, качества строительных работ, упрощения и удешевления проектов, что не всегда стыкуется с требованиями безопасности.
— Достаточно долгое время в России целостной системы строительного надзора не существовало. Но объекты при этом строились, и сейчас их придется сдавать в эксплуатацию по новым правилам. Наверняка по некоторым объектам возникнут проблемы по соответствию нормам безопасности? И кто будет нести ответственность за выявленные нарушения?
— Раньше надзор осуществлялся и на стадии проектирования, через согласование проектов, и на стадии строительства, через согласование проектов производства работ. Сейчас достаточно большое количество объектов будет предъявлено Ростехнадзору, будучи сданными в эксплуатацию, — то есть с документами о разрешении на эксплуатацию. Но не факт, что мы сможем выдать разрешение на эксплуатацию всем — требования промышленной безопасности достаточно жесткие, и они абсолютно не изменились.
Еще одна проблема — строительный рынок сейчас развивается динамично и насыщен как крупными, так и небольшими организациями. Ряд из них не имеют ни опыта проектирования, ни опыта строительства. И за их «промахи» сейчас отвечать будет заказчик. У заказчика может быть десяток подрядчиков за весь цикл строительства — от проектирования до сдачи. В результате, когда объект будет принят в эксплуатацию, но не будет разрешена эксплуатация его как промышленно-опасного объекта, заказчику спрашивать будет не с кого — к этому моменту подрядчики выполнят свои договорные условия, получат свои деньги и растворятся.
— Вышесказанное в большей степени касается строительства опасных производственных объектов. Но сейчас идет строительный бум в жилищной сфере. В каком объеме будет налажен надзор со стороны Ростехнадзора в данной области?
— Согласно Градостроительному кодексу, надзор в жилищном строительстве осуществляет сейчас строительная инспекция при Минстрое. Но не надо забывать, что строящийся дом — это краны и это лифты, надзор за которыми возложен на Ростехнадзор. Вот простой пример, имевший место у нас в Ижевске — начато строительство жилого дома, все процедуры согласования, предусмотренные Градостроительным кодексом, пройдены, но наша (Ростехнадзора) проверка показала, что по нормативам промышленной безопасности из-за малых разрывов между строящимся домом и соседним жилым домом возникнут проблемы при эксплуатации башенного крана!
Еще один момент. Любой жилой дом — это коммуникации: газовые сети, электричество, в ряде случаев — крышные котельные, подземные гаражи. Все это поднадзорные объекты Ростехнадзора. Основные проблемы, которые возникают у строителей, связаны с возможностью эксплуатации. Например, как эксплуатировать ту же самую газовую котельную, которая построена по нормативам, но не согласована на стадии проектирования? Как эксплуатировать газовые сети, которые строятся с отклонениями? И такие примеры есть.
— Каким вы видите выход из сложившейся ситуации?
Сейчас необходимо выстроить диалог с привлечением всех участников цепочки строительства: представителей федеральной власти (Ростехнадзор является федеральным органом), представителей местной исполнительной власти (строительная инспекция), а также хозяйствующих субъектов.