Государственный строительный надзор должен быть единым
Номер журнала:
Рубрика:
26 июня 2007 года в конференц-зале ФГУП «УССТ № 8» состоялся круглый стол на тему «Проблемы становления государственного строительного надзора в Удмуртской Республике». Его организаторами выступили Управление Ростехнадзора по Удмуртской Республике, Инспекция Госстройнадзора УР и редакция журнала «Промышленная и экологическая безопасность». В работе круглого стола также приняли участие представители Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, Государственное учреждение «Федеральный лицензионный центр при Госстрое России», представители ведущих предприятий строительной отрасли Удмуртии.
В 2004 году вступил в силу Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее — Гр К РФ), в котором четко определен предмет государственного строительного надзора — проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям техническим регламентов и проектной документации. Гражданский кодекс установил разграничения полномочий при осуществлении государственного строительного надзора на территории Российской Федерации. Государственный строительный надзор осуществляется Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора — это:
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
- Министерство обороны Российской Федерации
А также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора. В нашей республике это Инспекция Госстройнадзора УР.
Порядок осуществления государственного строительного надзора утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 февраля 2006 года № 54 «О государственном строительном надзоре».
Кроме стратегических вопросов, возникает ряд проблем, обусловленных трудностями переходного периода, к примеру, таких, как сдача в эксплуатацию долгостроев. Их возведение происходило при отсутствии элементарного контроля и надзора, результатом чего может стать низкое качество, ненадлежащее исполнение проекта и использование сомнительных технологий. В принципе, эта проблема лишь элемент стратегической задачи — реализации принципа непрерывности контроля и надзора за всем циклом строительства, начиная от проектирования и заканчивая вводом в эксплуатацию объекта. Все эти вопросы легли в основу диалога между участниками круглого стола.
Государство возвращается
«В настоящее время в России происходит процесс, когда государство возвращает себе свои законные функции — функции осуществления государственного строительного надзора», — такими словами открыл работу круглого стола руководитель Управления Ростехнадзора по Удмуртской Республике Андрей Борисович Соловьев. Особо он подчеркнул тот факт, что, несмотря на разграничение полномочий между федеральными и республиканскими органами государственной власти, государственный строительный надзор должен быть единым. «Одной из основных наших задач является организация и осуществление единого государственного надзора. В связи с этим между Управлением Ростехнадзора по Удмуртской Республике и Инспекцией государственного строительного надзора подписано соответствующее соглашение. Хочу акцентировать ваше внимание на следующем — методология надзора должна быть единой для всех субъектов федерации. Поэтому порядок осуществления государственного строительного надзора и организацию научно-методического обеспечения такого надзора в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и Постановлением Правительства РФ № 54 осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору», — сказал Андрей Борисович Соловьев.
В соответствии с ГК РФ распределение полномочий между федеральной и республиканской ветвями государственной власти осуществляется по объектам надзора. Ростехнадзор осуществляет государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте опасных производственных объектов и особо опасных, технически сложных и уникальных объектов. Остальные объекты относятся к ведению органов государственной власти субъекта федерации, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора. Так как большая часть строящихся в Удмуртии объектов — это жилые дома, торговые и развлекательные центры, объекты социальной сферы, основная часть надзорной деятельности легла на Инспекцию государственного строительного надзора. О ходе реализации Градостроительного кодекса в части надзорной деятельности рассказал руководитель Инспекции Алексей Анатольевич Балакирев.
«В настоящее время основными функциями Инспекции являются: надзор в области строительства; надзор в области долевого строительства; административное делопроизводство. С принятием Федерального закона № 232 от 18.12.2006 года „О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской федерации и отдельные законодательные акты РФ“ на Инспекцию государственного строительного надзора возложены дополнительные функции: осуществление государственного пожарного надзора, государственного санитарно-эпидемиологического надзора, государственного экологического надзора, осуществление государственного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте автомобильных дорог, опасных производственных объектов, объектов на внутренних водных путях, гидротехнических сооружений».
Алексей Анатольевич Балакирев остановился на основных нарушениях, которые позволяют себе участники строительного рынка. «Администрациями городов и районов, а в особенности застройщиками-заказчиками не соблюдаются требования Градостроительного кодекса РФ в части предоставления информации о выдаче разрешения на строительство и об извещении о начале строительства. По имеющейся у нас информации, на территории Удмуртской Республики в стадии строительства находится 560 объектов капитального строительства (без учета котельных, газопроводов, дорог и прочих объектов). При этом инспекцией получено 175 копий разрешений на строительство и 62 извещения о начале строительства. Застройщики-заказчики до настоящего времени не осознают, что при отсутствии извещения о начале строительства, даже на те объекты, которые начаты строительством в 2006 году и ранее и не осуществлялся строительный надзор, возникнут трудности с оформлением заключения о соответствии и государственной регистрацией объекта.
В соответствии с Градостроительным кодексом, если при осуществлении строительства предусмотрен государственный строительный надзор, заказчик (застройщик) не позднее, чем за 7 рабочих дней до начала строительства должен направить в Инспекцию извещение о начале таких работ, к которому прилагаются:
- копия разрешения на строительство;
- проектная документация в полном объеме;
- копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
- общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
- положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит государственной экспертизе.
На сегодняшний момент Инспекции предъявлено для получения заключения о соответствии 6 многоэтажных жилых домов, 3 автосалона, 24 котельные в пусконаладочном режиме».
За качество ответят
Алексей Анатольевич Балакирев отметил крайне низкое качество строительных работ. «На сегодняшний день объекты, которые были проинспектированы, характеризуются низким качеством.»
Инспекцией проведено около 50 проверок соответствия выполненных работ требованиям нормативных актов и проекту. В том числе проведены плановые проверки по объектам монолитного домостроения на предмет соответствия выполняемых работ по возведению монолитного железобетонного каркаса и качества работ по возведению стен слоистых конструкций в жилых домах по ул. Короткова (заказчик ОАО «Химстрой»), в с. Завьялово (заказчик ОАО «Медведь»), по ул. Коммунаров (заказчик ОАО «Медведь»), по ул. Петрова (заказчик ООО «Инвестпроект»), по ул. Ворошилова (заказчик ООО «АСПЭК-Домстрой). Инспекцией установлено, что на объектах капитального строительства, где заказчиками заключен договор с ООО «Независимая строительная лаборатория» на осуществление входного контроля бетона, качество выполняемых работ по возведению конструкций из железобетона соответствует нормативным требованиям.
Но даже при должном входном контроле бетона нарушается качество выполнения работ по устройству монолитного каркаса из железобетона. Так, на объекте строительства жилых домов по ул. Петрова (застройщик ООО «Ивестпроект) при устройстве железобетонного монолитного каркаса нарушен технологический процесс укладки бетона — непровибрирован бетон, что может привести к потере прочности и несущей способности. В адрес застройщика выдано предписание о проведении технического обследования монолитного каркаса и проведения мероприятий по результатам обследования.
Не соответствуют нормам и несущие способности зданий: фундамент, каркас. Так, согласно заключению вневедомственной экспертизы, на одном из объектов компании „Талан“ 41 элемент несущей конструкции — колонны и ригеля — имеют несоответствующую марку бетона. Причем это самые ответственные этажи — подвал, первый, второй и третий. Как оказалось, несущая способность здесь составила 110 кг на квадратный см при проектной 250! Для информации, работы выполнялись турецкой фирмой.
На большинстве объектов выявлены неудовлетворительное качество выполняемых работ (низкое качество кирпичной кладки, укладка утеплителя — пенополистирола наружных стен слоистой конструкции осуществляется с нарушением, монолитные бетонные участки заменены железобетонными перемычками) и слабый входной контроль строительных изделий и материалов», — сказал в своем выступлении Алексей Анатольевич Балакирев.
Руководитель Инспекции государственного строительного надзора обратил внимание на тот факт, что ряд строительных организаций допускают отступления от проектной документации без согласования в установленном порядке. Имеются случаи самовольного внесения изменений в проектную документацию после получения заключения государственной экспертизы. «Инспекция не наделена полномочиями по проведению проверки проектной документации, — сказал он, — но хотелось бы отметить, что исполнение ее на крайне низком уровне», — добавил Алексей Анатольевич Балакирев.
В ходе проверок Инспекцией также выявлено, что подрядчиками:
- не проверяется при входном контроле большинство строительных изделий по документам о качестве;
- не соблюдаются требования при производстве работ на объектах капитального строительства при монтаже оконных блоков к стеновым проемам (ГОСТ 30971-2002);
- используются несертифицированные строительные изделия и материалы.
«Строительные фирмы выбирают самых „дешевых поставщиков“, которые не имеют сертификатов. В 5-6 домах, которые мы должны были принять, стеклопакеты в оконных блоках смонтированы наоборот, маркировка отсутствует. На некоторых строящихся жилых объектах окна просто не открываются и не закрываются» — привел пример Алексей Анатольевич Балакирев.
В настоящее время в Инспекции в производстве находится 16 дел об административных правонарушениях в области градостроительной деятельности. По 10 из них вынесено постановление об административном наказании. В настоящее время нарабатывается практика по рассмотрению административных дел в самой Инспекции и определяются критерии, по которым дела будут передаваться на рассмотрение арбитражных судов, остальные будут рассматриваться непосредственно Инспекцией.
О лицензировании
В ходе круглого стола была затронута тема лицензирования, которое в строительной отрасли должно было исчезнуть с 1 июля. Руководитель ФГУ «Лицензионный центр при Росстрое России» Геннадий Павлович Батищев рассказал участникам следующее:»Государственной Думой РФ принят в первом чтении законопроект «О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона „О лицензировании отдельных видов деятельности“ по вопросам лицензирования строительной деятельности„, согласно которому лицензирование может быть продлено еще на год. Как известно, закон о лицензировании предусматривает контрольную деятельность, чем мы активно и занимались. Данный вид деятельности имеет больший эффект, чем само лицензирование. При лицензировании мы проводим профилактику, в результате которой не все организации попадают на строительный рынок. В процессе контрольной деятельности мы осуществляем проверку выполнения лицензионных требований, которые заключаются в наличии специалистов, базы, системы контроля качества. Более эффективно работа идет при взаимодействии с контролирующими органами. Если при контроле качества или любых других процессов строительства Госстройнадзор имеет право штрафовать, то мы имели право аннулировать лицензию, что для предприятия сродни закрытию“.
Геннадий Павлович Батищев остановился на роли саморегулирумых организаций (СРО), которые должны прийти на смену лицензирующим органам. К сожалению, в настоящее время не принят даже межотраслевой закон о СРО. Что касается строительной отрасли, в Госдуме РФ в настоящее время находится три законопроекта с поправками в ГК РФ по поводу СРО. Хотя ни один проект не прошел еще первое чтение, считается, что до конца года эти законы будут приняты. В этом случае будет заложена нормативно-правовая основа для отмены лицензирования в строительстве.
В режиме вопрос-ответ
Основной целью круглого было создание условий для открытого диалога между представителями хозяйствующих субъектов и надзорных органов. А поскольку государственный строительный надзор проходит этап становления и это была первая встреча, в которой приняли совместное участие представители федеральных и республиканских надзорных органов, вопросов со стороны хозяйствующих субъектов возникло множество.
— Как будет происходить сдача объектов в зимний период при невозможности проведения работ по благоустройству? (АСПЭК-Домстрой)
А. А. Балакирев: Если объект действительно готов к эксплуатации в зимний период и мы видим, что организация работает на постоянной основе, мы готовы рассмотреть данный вопрос на основании гарантийных писем. Но объект должен иметь минимальные элементы благоустройства и обязательно проезды для пожарных машин.
— Какие органы будут осуществлять надзор и регистрацию котельных? (ГУП ТПО ЖКХ)
А. В. Потапов, начальник Отдела государственного строительного надзора и надзора за подъемными сооружениями Управления Ростехнадзора по Удмуртской Республике: Необходимо определить, что за котельная. Если на объекте используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия, надзор за строительством будет осуществлять Ростехнадзор. Если меньше — это объект поднадзорный Инспекции государственного строительного надзора. Надзор при их эксплуатации остается за Ростехнадзором.
А. Б. Соловьев: В связи с этим хочу пояснить, что на основании ежегодного послания Президента Российской Федерации, по распоряжению руководителя Ростехнадзора Константина Борисовича Пуликовского в нашей практике появляется такой механизм как преднадзор. Суть его в том, что на объектах, которые после ввода в эксплуатацию окажутся в ведении Ростехнадзора, по желанию заказчика мы вводим преднадзорное инспектирование уже на этапе строительства. В результате сроки ввода объекта в эксплуатацию должны сократиться.
— Кто со стороны государства на сегодня осуществляет контроль качества строительных материалов и изделий? (УССТ N8)
А. А. Балакирев: Инспекция не имеет полномочий требовать у лиц, осуществляющих строительство, в какой фирме, какие материалы они покупают. Но мы имеем право потребовать сертификат и паспорт на материал или изделие. К тому же некомпетентных строителей можно убрать со строительного рынка одними штрафами согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, за неисполнение предписания — административный штраф до 100000 руб. Раз оштрафовали, два — и фирмы нет.
А. Б. Соловьев: Вопрос качества должен решить рынок. В свою очередь, мы совместно с инспекцией строительного надзора планируем формировать рейтинги проблемных участников строительного рынка, которые некачественно выполняют работу. Тем самым будут включены рыночные механизмы. При этом данные рейтинги будут доводиться до других участников рынка, а также до населения.
— Как осуществляется инспектирование объектов: кто должен приглашать инспекторов для осуществления надзора и в какие моменты? (ПСК-Аспэк)
А. Б. Соловьев: Работа инспектора четко регламентирована и определена „Порядком проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдаче заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил, иных нормативных правовых актов и проектной документации“, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N2 1129. Застройщик, в свою очередь, обязан информировать Управление о завершении этапов строительства.
А. А. Балакирев: По каждому объекту определены этапы строительства, по которым необходимо провести проверку, и, если застройщик опережает сроки (например, переходит от фундамента к каркасу), он обязан об этом известить инспекцию. Когда на стройке все хорошо, и лицо, осуществляющее строительство зарекомендовало себя с лучшей стороны, инспекцией проводятся плановые проверки. Но также могут быть проведены и внеплановые поверки».
— Государственный строительный надзор, как комплексная система, отсутствовал в течение трех лет. Как будет происходить ввод в эксплуатацию объектов, строительство которых осуществлялось в эти годы? (Журнал «Промышленная и экологическая безопасность»)
А. Б. Соловьев: Заключение Ростехнадзора будет сделано на основании результатов следующей надзорной деятельности: технического надзора, авторского надзора, пожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора.
Много вопросов хозяйствующими субъектами было задано по ценообразованию, контролю качества, особенностям применения импортного оборудования и материалов. В целом можно остановиться на нескольких ключевых моментах, прозвучавших за круглым столом. В России формируется единый государственный строительный надзор. При этом система строительного надзора выстраивается таким образом, что необходимость повышения качества ведения работ, повышения уровня технологической и экологической безопасности становится решающим фактором роста инвестиционной деятельности самого хозяйствующего предприятия, отрасли в целом и стимулирует инновационную активность, что и определяет уровень и качество жизни в Российской Федерации.