Некоторые проблемы законодательного обеспечения и государственного регулирования экологической безопасности среды обитания человека
Шудегов Виктор Евграфович
председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии
Номер журнала:
Рубрика:
15 мая 2007 года в Москве состоялся съезд организаций, работающих в сфере обеспечения экологической безопасности среды обитания человека и профессионального ухода за недвижимостью. По мнению Виктора Евграфовича Шудегова, председателя Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, участвовавшего в данном мероприятии, время его проведения отвечает новому этапу экономического развития России и тем задачам, которые определены Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 26 апреля 2007 года и инициативах по реализации национальных проектов в области здравоохранения, образования и жилищного строительства.
Россия относится к странам с высоким уровнем урбанизации: в 163 городах с населением свыше 100 000 человек проживают 66,3 млн жителей, что составляет около 62% городского населения и более 45% всего населения страны. Численность городского населения продолжает расти.
Основными экологическими проблемами городов являются загрязнение атмосферы, источников питьевого водоснабжения, отсутствие единой стратегии и государственного программного подхода в решении проблем экологической безопасности городов России, отсутствие, в отличие от мировой практики, законодательных требований об ответственности собственников и арендаторов по безопасной эксплуатации, обеспечению чистоты и экологии зданий, сооружений и прилегающих к ним территорий.
Как результат — повышенный износ зданий, нерациональные затраты на их ремонт, рост числа профессиональных заболеваний и ряд других негативных явлений, которые в совокупности с неудовлетворительным положением дел по обезвреживанию твердых бытовых и промышленных отходов негативно сказываются на здоровье населения и безопасности окружающей среды.
Обостряется проблема обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО), количество которых ежегодно увеличивается на 160 млн куб.м. До сих пор 97% ТБО вывозится на полигоны или сжигается. 50 — 60% объема ТБО составляют упаковочные отходы, которые в большинстве случаев могут быть использованы в качестве вторичного сырья. Отсутствие мер государственного регулирования в решении вопросов обращения с упаковкой и захоронение использованной упаковки без учета последствий для окружающей среды наносит ощутимый экологический и экономический ущерб государству. В последние годы увеличивается загрязнение территории городов медицинскими отходами: использованными шприцами, различными медицинскими изделиями и другими опасными отходами.
Наряду с этим темпы совершенствования экологического законодательства не соответствуют современному уровню и темпам социально-экономического развития страны и требованиям его гармонизации с нормами международного права, в том числе в связи с реализацией реформы технического регулирования, предстоящим присоединением России к Всемирной торговой организации, а также деятельностью по формированию общего европейского экономического пространства. Так, например, в проекте технического регламента «О безопасной эксплуатации зданий, строений и сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий» не заложены требования по поддержанию чистоты, санитарии, гигиены, экологии и разделению отходов в процессе содержания и уборки зданий и территорий как элементов их безопасной эксплуатации. В государственной политике по решению экологических проблем отсутствуют предпосылки экономической заинтересованности предприятий в соответствии требованиям таких международных стандартов, как «Система экологического менеджмента управления окружающей средой» ISO 14001, «Система менеджмента качества» ISO 9001, а также ГОСТа Р 51870-2002 «Услуги бытовые. Услуги по уборке зданий и сооружений. Общие технические условия» и прохождению добровольной сертификации на соответствие этим стандартам и ГОСТу.
Справедливо отмечая, что важнейшим направлением решения экологических проблем является формирование и развитие экономических механизмов охраны окружающей среды, стимулирующих субъекты производства к реализации мер по снижению антропогенного воздействия на природную среду, в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года, разработанном Правительством Российской Федерации, предлагается создавать такой механизм путем введения экологического налога. Вместе с тем важнейшими составными частями экономического механизма охраны окружающей среды должны стать узаконенные платежи за негативное воздействие на окружающую среду и введение механизма обязательного экологического страхования со скорейшим принятием законов «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» и «Об обязательном экологическом страховании».
Негативное влияние на решение экологических проблем оказывает ситуация, сложившаяся в государственном управлении охраной окружающей среды. Значительное сокращение полномочий субъектов Российской Федерации и одновременное наделение значительными полномочиями в области охраны окружающей среды органов местного самоуправления, не обеспеченных профессиональными кадрами, материальными и финансовыми ресурсами, при отсутствии необходимой нормативной правовой базы снижают результативность природоохранной деятельности.
Приоритетный национальный проект «Доступное жилье» предполагает создание большого числа современных объектов недвижимости, сохранность, продление срока службы и санитарное состояние которых могут быть обеспечены только за счет их грамотной эксплуатации и профессионального ухода с широким использованием современных технологий клининговой индустрии. Эти технологии должны быть приоритетно востребованы при реализации национальных проектов «Здоровье» и «Образование», т.к. современный уровень поддержки санитарии и чистоты в больницах, роддомах, школах, детских садах невозможен без клининговых технологий, обеспечивающих снижение уровня послеоперационной смертности, инфекционных заболеваний, в том числе в общественных местах, на производстве и т.д.
К сожалению, у нас бытует мнение, что самое главное — это построить объект, а уж навести в нем чистоту можно с помощью тряпки, швабры, воды, хлорной извести, хозяйственного мыла и мела для мытья окон. При этом в нормативных подзаконных документах, регламентирующих обеспечение чистоты, упоминались только перечисленные средства, инвентарь и, в лучшем случае, периодичность проведения уборочных работ. Причем эти средства и способы уборки были утверждены несколько десятков лет назад и до настоящего времени не пересматривались.
Иное отношение к уборочным работам как сфере ведения бизнеса сформировалось в странах Западной Европы и Америки. История развития клинингового бизнеса здесь насчитывает более ста лет. За это время создана индустрия чистоты, вкладываются огромные средства для разработки технологий ручных и механизированных способов уборки, конструирования и выпуска десятков тысяч видов машин и оборудования; постоянно совершенствуются оснастка и приспособления для уборки с учетом принципов эргономики, создаются экологически безопасные и эффективные моющие и чистящие средства для проведения уборочных работ.
Опыт работы клининговой индустрии в России составляет около 20 лет, и за это время на рынке уборочных услуг было образовано более 900 компаний. В ряде случаев ими успешно освоены зарубежные технологии уборочных работ, адаптированные к российским условиям, созданы отечественные производства по выпуску экологически безопасных и эффективных моющих, чистящих средств для выполнения уборочных работ, разработана и выпускается широкая гамма средств для дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
Также нужно отметить, что отсутствие эффективного решения многих проблем в экологии связано с низким уровнем экологической культуры населения. Формирование такой культуры в обществе требует государственной поддержки. Важнейший аспект деятельности по формированию экологической культуры — обеспечение активного участия широких слоев населения, общественных организаций и объединений в реализации природоохранных программ и проектов.
В данном случае огромным экономическим, социальным и воспитательным эффектом может служить изменение мировоззрения каждого жителя России в отношении возможностей профессиональной уборки всех видов зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий, чистота которых обеспечит здоровую и экологически чистую среду обитания человека.
В целом по стране уборочные работы на профессиональной основе на всех объектах производства и жизнедеятельности человека составляют не более 1% от всего объема таких работ, и для развития профессиональной уборки требуется программа поддержки этого вида профессиональной деятельности в масштабах государства, а также со стороны законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации.
Отсюда вытекает необходимость разработки и принятия специальной федеральной целевой программы, определения в ней пути решения проблемы образования, накопления и утилизации отходов производства и потребления (включая медицинские и биологические отходы, упаковочные отходы, решение проблем клининга и т.д.). Рабочей группой при Комитете Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии с участием представителей органов исполнительной власти Москвы и Московской области, ряда заинтересованных организаций разработана концепция такой федеральной целевой программы, которая в ближайшее время будет направлена в Правительство Российской Федерации. Правительству РФ на основании указанной концепции необходимо поручить заинтересованным федеральным органам исполнительной власти в кратчайший срок разработать соответствующую федеральную целевую программу с принятием ее в 2007 году и с финансированием в 2008-2010 годах в рамках соответствующего федерального бюджета.
На региональном уровне также должны быть разработаны программы поддержки профессиональных уборочных компаний за счет развития конкуренции при получении государственных, городских и муниципальных заказов на проведение уборочных работ с обязательным контролем за качеством их проведения со стороны уполномоченных на эту деятельность организаций. Необходимо оказывать поддержку компаниям, выполняющим социально значимые услуги по уборке квартир жителей и малоимущего населения за счет предоставления преференций по налогообложению и кредитованию за счет местных бюджетов.
Значительная поддержка бизнеса профессиональной уборки в масштабах государства может быть оказана за счет целевых бюджетных средств для отдельных регионов на создание учебных центров для подготовки специалистов уборочных компаний в системе профессиональной подготовки.
В свою очередь Ассоциация российских уборочных компаний как профессиональное объединение компаний индустрии чистоты должна стать инициатором многих начинаний, направленных на формирование системных подходов в уборке любых видов объектов и прилегающих к ним территорий, начиная от их проектирования, строительства, разработки типовых рекомендаций по уборке при их эксплуатации, селективного сбора твердых бытовых отходов для вторичного использования и утилизации, сбора и обеззараживания медицинских отходов при уборке медицинских учреждений. Кто, как не профессиональные уборщики, может предложить для архитекторов и строителей новые решения по вопросам уборки фасадов, крыш зданий с применением альпинистских технологий, очистки лифтовых шахт, мусоропроводов, правильной (с точки зрения работы грязезащитных систем на входе) компоновки вестибюлей и входных зон в зданиях. Непременным условием должно стать наличие в проектной документации любого объекта раздела по уборке, сбору и утилизации отходов при эксплуатации объекта, требований по формированию альбома и образцов материалов напольных покрытий, использованных при строительстве.