Что имеем, не храним…
Номер журнала:
Проблемы энергосбережения в условиях грядущего энергодефицита
Стабильный рост экономики, увеличение ВВП, а также нарастающие темпы градостроительства поставили энергетиков перед очевидной проблемой — проблемой энергодефицита. Чтобы решать данную проблему, представители энергетических и промышленных предприятий, муниципальных образований из 34 регионов России, а также Германии, Финляндии, Великобритании, Чехии и других стран, уже в восьмой раз собрались в Екатеринбурге на Всероссийском совещании по энергосбережению, которое прошло 20-21 марта. Его организатором выступило правительство Свердловской области при поддержке и участии Министерства промышленности и энергетики РФ, Федерального агентства по энергетике, Российского союза промышленников и предпринимателей, Уральского отделения Российской академии наук.
Энергетика не успевает за ростом экономики
Совещание открыл заместитель министра промышленности, энергетики и науки Свердловской области Юрий Петрович Шевелев:
«Место проведения совещания выбрано не случайно — Свердловская область большая, на ее территории расположены крупнейшие энергоемкие производства металлургического комплекса. В то же время обеспеченность собственными энергоресурсами составляет около 5 процентов.
В настоящее время металлургический комплекс области динамично развивается и наращивает свои производственные мощности, что позволит к 2015 году увеличить промышленное производство стали в 2 раза, меди — в 1,4 раза, алюминия — в 2 раза. На предприятиях области в ближайший период, до 2010 года, намечена широкомасштабная реконструкция промышленного производства, которая позволит к 2010 году увеличить ожидаемый рост электрической нагрузки более 1000 МВт.
В области также большими темпами развивается жилищное строительство — только по итогам 2006 года общий объем вводов составил порядка 1,2 млн кв. метров жилья с сопутствующей инфраструктурой, половина из которых в Екатеринбурге. И в целях реализации национального проекта „Доступное жилье для граждан России“ нам необходимо к 2010 году увеличить объем жилищного строительства до 2 млн 170 тыс. квадратных метров.
Вместе с тем у нас уже появляется проблема когенерирующих мощностей. С 2008 года Свердловская область переходит в разряд энергодефицитных, и к 2015 году дефицит мощности может составить порядка 3 тысяч МВт. А с учетом убытия генерирующего оборудования, отработавшего свой парковый и индивидуальный ресурс — более 5 тысяч МВт. Решением этой задачи должно стать комплексное развитие генерации электросетевого хозяйства при активной энергосберегающей политике, что нашло отражение в Постановлении Правительства Свердловской области от 26.07.06 „Об основных направлениях развития электроэнергетического комплекса Свердловской области на период до 2015 года“ и закрепилось в обязательство в соглашении, заключенном 14.12.06 между Правительством Свердловской области и РАО ЕЭС России».
Необходимо заметить, за прошедшие годы область накопила значительный опыт по реализации энергосберегающих мероприятий в муниципальных образованиях, учреждениях бюджетной сферы, предприятиях всех форм собственности. «Благодаря эффективной энергосберегающей политике при росте объемов производства порядка 10 процентов прирост электроэнергии вырос только на 5,5 процента, — заявил Ю. П. Шевелев. — В целях реализации государственной политики в энерго- и ресурсосбережении Правительство Свердловской области реализует мероприятия по следующим основным направлениям: энергосбережение в бюджетной сфере, энергосбережение на промышленных предприятиях, энергосбережение в жилищно-коммунальном комплексе, использование местных видов топливно-энергетических ресурсов, развитие сотовой энергетики, освоение производства энергосберегающего оборудования».
Две трети тепла теряем
Тема энергосбережения стала центральной в докладе заведующего секретариатом губернатора Свердловской области, заведующего кафедрой «Энергосбережение» УГТУ-УПИ Николая Данилова: «В большинстве экономически развитых стран потери энергоресурсов при их производстве, транспортировке и потреблении стремятся к нулю. В России „полезное использование электроэнергии“ равно примерно четверти доли от количества произведенных ресурсов. Вот данные финского генерального штаба по проведенному аудиту в Петрозаводске: удельное потребление тепла в данном городе составляет 200 кВт/час на 1 куб. м, в то время как в Финляндии — 50! При рассмотрении цепочки „производитель-потребитель“ выясняется, что у нас потери при производстве составляют 65 кВт/час, при распределении 40 кВт/час, при потреблении — 40 кВт/час. В итоге 145 кВт/часов — псу под хвост!
Одна из составляющих таких колоссальных потерь — отсутствие водоподготовки при производстве тепла, что отмечается в половине случаев. В потребительской рекламе по телевидению нам советуют пользоваться „калгоном“, чтобы сэкономить энергию и продлить жизнь стиральным машинам. В теплосетях и котельных используется вода еще хуже. Между тем 10 мм отложения солей на 50 процентов сокращает КПД котельной, 13-миллиметровый слой сокращает КПД уже на 70 процентов! Если в рамках национальной программы решить этот вопрос, у нас сэкономится порядка 100 млн тонн нефти!»
По мнению Н. Данилова неэффективное использование топливно-энергетических ресурсов вытекает из того, что на федеральном уровне пока нет программы по энергосбережению. «Этот вопрос регионы пытаются решать самостоятельно, говорит он. — Сейчас на Среднем Урале действует государственная целевая программа „Энергосбережение в Свердловской области на 2006-2008 годы“. В минувшем году благодаря программе более 200 областных учреждений были оснащены приборами учета тепловой энергии. В ближайшее время областное правительство планирует обеспечить этими приборами все областные бюджетные учреждения».
Власть и энергетика
Впрочем, большие сдвиги в вопросах энергосбережения уже есть. О системе взаимодействия субъектов электроэнергетики и органов государственной власти рассказал Петр Михайлович Ерохин, член правления ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС», генеральный директор Филиала «СО-ЦДУ ЕЭС» ОДУ Урала на примере совместного проекта ОАО РАО «ЕЭС России»: «В настоящее время в области создается Координационный совет. Его цели: повысить эффективность органов власти в части регулирования регионального управления электроэнергетикой в новых условиях, обеспечить переход к новой системе взаимодействия субъектов электроэнергетики, потребителей и органов власти, задать позитивные образцы взаимодействия субъектов региональной энергосистемы. В условиях совершенствования реформирования электроэнергетики и в постреформенный период необходима новая форма взаимодействия, поэтому и делается Координационный совет при губернаторе области.
Надеемся, что инициатива Свердловской области если не будет тиражирована, то оптимально воспринята всеми остальными субъектами Российской Федерации».
Опыт внедрения энергосберегающих технологий
О практике энергосбережения ОАО «Свердловэнерго» рассказал его руководитель Михаил Дралин. Он отметил, что износ оборудования в регионе в настоящее время составляет около 70 процентов, при том, что электрическая нагрузка в области в 2006 году достигла 6300 МВт и при ожидаемом росте потребления к 2015-му может достичь 9700 МВт. Докладчик отметил в целом успешный ход выполнения Соглашения между Правительством Свердловской области и РАО «ЕЭС России» как в части объектов генерации, так по электросетевым объектам ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Свердловэнерго». Соглашением предусмотрено более 140 миллиардов рублей инвестиций в развитие энергетического комплекса до 2015 года. Все планируемые объекты включены в инвестпрограммы, приняты соответствующие решения Советов директоров энергокомпаний, по генерации ведется дополнительная эмиссия акций, введены элементы проектного управления инвестиционным процессом реализации Соглашения.
Также по словам М. Дралина, в апреле в ОАО «Свердловэнерго» будет принята новая техническая политика, которая предусматривает следующие направления: снижение издержек на эксплуатацию электросетей; введение технических новшеств; снижение технологических потерь; повышение надежности сети путем повышения надежности элементов и изменения схемы; снижение коммерческой составляющей потерь.
Еще один участник конференции — ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат» представил свою программу энергосбережения, которая действует на предприятии с 2001 года. В ее рамках в 2006 году был разработан крупномасштабный проект по снижению энергозатрат. Он рассчитан на 6 лет и предусматривает реализацию ряда долгосрочных и краткосрочных акций, направленных на рациональный расход топлива, электроэнергии и воды, увеличение производства собственной электроэнергии и снижение себестоимости продукции ОАО «НТМК». Только за 2006 год по утвержденному плану на комбинате было реализовано более 80 мероприятий во всех подразделениях промышленной площадки. Они касались ввода новых энергетических мощностей, остановки устаревших агрегатов, перехода на более экономичные виды оборудования. Экономический эффект от их внедрения составил более 84 миллионов рублей. Производство собственной электроэнергии на ТЭЦ увеличилось более чем на 17%.
Один из вариантов энергосберегающих мероприятий привел участник совещания Дмитрий Александрович Попов, директор ООО «Политерм-Кама» (Пермский край), на примере сетей теплоснабжения: «По наследству доставшиеся сети теплоснабжения проектировались, исходя из дешевизны энергоресурсов. Также и потребители претерпели изменения — увеличив или уменьшив тепловую нагрузку. Следовательно, сеть стала разрегулированной: увеличился расход, что повлекло к росту температуры обратного трубопровода. Сеть перестала работать эффективно и решать поставленную на нее задачу — доставить до всех потребителей тепло с минимальными затратами, а наоборот, стала приносить потери для предприятия и косвенным образом увеличивать себестоимость выпускаемой продукции. В некоторых случаях потери достигают сотен тысяч рублей в год.
Опыт проведения наладочных работ дает возможность заявить, что такой показатель, как снижение расхода сетевой воды определяет срок окупаемости мероприятия менее одного отопительного периода, не говоря об экономии топлива в связи с уменьшением теплопотерь. ООО „Политерм“ (г. Санкт-Петербург) уже более 10 лет разрабатывает и совершенствует программное обеспечение, предназначенное для инженерных сетей. Основываясь на мнении потребителей, удалось создать единую платформу, на которой эффективно работают модели сетей теплоснабжения ZuluThermo, пароснабжения ZuluSteam и водоснабжения ZuluHydro».
О поддержке внедрения энергосберегающих технологий из международных сообществ рассказал Йоахим Шнурр, генеральный директор консалтинговой компании GFA ENVEST GmbH, (Гамбург). «Россия обладает крупнейшим в мире природно-ресурсным потенциалом (30% мировых запасов газа, 37% мировых запасов угля, 6,4% запасов нефти). Но при этом характеризуется высокой энергоемкостью российского ВВП, что превышает в 3-3,5 раза европейские показатели.
Совместное Осуществление (СО) как одно из решений может оказать поддержку российским предприятиям в привлечении инвестиций и разработке и внедрении новых технологий. Сегодня официально зарегистрированы более 20 готовых проектов СО в России. Участниками этих проектов являются такие предприятия, как Газпром, РАО ЕЭС и Росгазификация. В числе осуществленных проектов, такие как реконструкция системы муниципального отопления в г. Онега, Архангельская обл. В рамках проекта была произведена модернизация устаревшей угольной ТЭЦ, подключенной к муниципальной системе отопления — установка 2 новых биоэнергетических котлов (37 МВт), работающих на биотопливе: 100 тыс. тонн древесных отходов (ОАО «Онежский ЛДК»). Экономические показатели от реконструкции: инвестиционные затраты — 7,5 млн евро, стоимость углеродных квот — 8,5 млн евро (до 2012 г.), ежегодное сокращение выбросов 200 тыс.тонн СО2.
Еще один пример — ресурсосбережение на ОАО «Урал Сталь», г. Новотроицк. Сокращение эксплуатации мартеновских печей при производстве электростали обозначает экономию ресурсов, за счет сокращения использования углеродосодержащих материалов и топлива. Углеродная интенсивность после реализации проекта должна снизиться до 2,63 тонны CO2 на тонну прокатного металла. Экономические показатели данного проекта: инвестиционные затраты — 340 млн евро, ежегодное сокращение выбросов 632.000 тонн CO2 (примерно 24 млн евро — доход от продажи квот).
Сергей Веретенников с репортажем со Всероссийского
совещания по энергосбережению (г. Екатеринбург)
ИНФОРМАЦИЯ
Бикбулатов Ильдар Ильшатович, |
Стратегия социально-экономического развития Удмуртской Республики на период 2005-2009 годов и на период до 2014 года является продолжением успешной реализации Программы «Развитие Удмуртии на 2001-2004 годы», сохранением, укреплением и приумножением достигнутых положительных тенденций в социально-экономическом развитии республики.
Устойчивый экономический рост возможен только за счет перестройки организационно-экономических, правовых механизмов регулирования экономики, что отражается в формировании новой модели государственной социальной и экономической политики.
Сегодня, когда экономика республики развивается достаточно быстрыми темпами, снова появилось такое понятие, как дефицит энергии, которое является результатом не только высоких темпов экономического роста, но и низкой эффективности использования газа, электрической и тепловой энергии. Низкая энергоэффективность экономики, в свою очередь, приводит к высоким издержкам общества на свое энергообеспечение, способствует нарушению устойчивого энергоснабжения населения и экономики, затрудняет сохранение энергетической безопасности.
Одной из наиболее актуальных задач, стоящих сегодня перед республикой, является построение энергоэффективной экономики путем проведения принципиальной и последовательной государственной политики энергосбережения и повышения эффективности использования энергетических ресурсов во всех отраслях народного хозяйства.
В Удмуртии в решении вопросов энергосбережения особое внимание сегодня уделяется бюджетной сфере и ЖКХ.
Работы в области энергоресурсоэффективности ведутся «программными методами», направленными на реализацию мероприятий по снижению энергоемкости предоставляемых услуг в бюджетной сфере, снижению удельных расходов топлива на выработку тепловой энергии, снижению потерь тепловой, электрической энергии и воды при их транспортировке.
В соответствии с Распоряжением Президента УР № 150-РП от 28.06.06 Агентством по энергосбережению УР организована разработка программ «Энергоэффективность в бюджетной сфере и ЖКХ на 2007-2010 гг.» для 27 муниципальных образований. С 2003 г. реализуются энергосберегающие мероприятия в бюджетных организациях, финансируемых из республиканского бюджета в соответствии с программой «Энергоэффективность в бюджетной сфере УР на 2003-2006 гг.».
В результате внедрения данных мероприятий достигнуто снижение удельных расходов в н-р., в Министерстве здравоохранения с 0,070 т.у.т./м2 до 0,056 т.у.т./м2, в Главном управлении ветеринарии УР с 0,070 т.у.т./м2 до 0,047 т.у.т./м2. В муниципальных образованиях планируется достичь снижения удельных затрат на использование ТЭР от 20 до 40%.
Планомерно в рамках реализации облигационного займа производится перевод котельных на природный газ, имеющий важное социальное значение: позволяет удешевить стоимость тепла, поставляемого котельной, обеспечить надежное снабжение теплом предприятий, социальных учреждений и жилых домов и благоприятно сказывается на экологической ситуации в республике, а также позволяет значительно уменьшить расходы граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг и повысить их уровень жизни.
В настоящее время установлены современные модульные котельные; реконструированы с учетом последних требований по безопасности существующие; установлена газопоршневая электростанция для выработки электрической энергии в пос. Ува, проведена реконструкция котельных и сетей теплоснабжения с переводом нагрузки от других теплоисточников (с. Каракулино, с. Карсовай Балезинского р-на). Экономический эффект, уже полученный на объектах, введенных в эксплуатацию, составляет более 20 миллионов рублей, что позволяет надеяться на успешную реализацию всего проекта.
В 2007-2008 гг. планируется перевести все нефтяные котельные на газ или местные виды топлива.
Большое внимание в республике уделяется модернизации оборудования и технологий в целях экономии энергоресурсов; внедрению энергосберегающих технологий во всех сферах экономики, созданию единого информационного пространства в ТЭК с целью предоставления актуальной и полной информации о производстве, передаче, потреблении и хранении топливно-энергетических ресурсов, развитию эффективных и ресурсосберегающих технологий, материалов и конструкций в строительстве, повсеместному внедрению энерго- и ресурсосберегающих технологий как основы снижения затрат на жилищно-коммунальные услуги. Первоочередное значение для республики сегодня приобретает задача создания государственного механизма, стимулирующего широкое участие предприятий промышленности и топливно-энергетического комплекса, имеющих огромные резервы, в практической реализации потенциала энергосбережения Удмуртии.
Ведется активная пропаганда энергоэффективности и рационального использования энергоресурсов во всех отраслях народного хозяйства: ежемесячно Агентство по энергосбережению УР проводит технические советы с участием предприятий и организаций республики, семинары, круглые столы по наиболее актуальным проблемам, принимает участие в региональных выставках, участвует в публикациях на тему энергосбережения, в телевизионных социально-значимых проектах.