Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

ноябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

14 видов надзора

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по УР подвело итоги деятельности за 2006 год

20 февраля состоялось итоговое совещание представителей руководящего звена, начальников отделов и сотрудников Ростехнадзора по УР, на котором были рассмотрены показатели работы за 2006 год. Основная информация была представлена в докладе руководителя Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по УР Андрея Борисовича Соловьева:

  • Управление осуществляет на территории Удмуртской Республики экологический и технологический надзор. Последний включает в себя 14 видов надзора, в том числе энергетический и строительный надзор, то есть те виды надзора, которые определяют техногенную безопасность государства.

В общей сложности за год было проведено около 3,5 тысячи обследований, при этом выявлено около 30 тысяч нарушений норм и правил. За каждым таким нарушением потенциально могли иметь место либо технологические нарушения, либо несчастные случаи. Приостановлена деятельность более 300 объектов и производств, составлено около тысячи административных протоколов на сумму около 3 млн рублей, что намного больше, чем в 2005 году. При этом должно отметить, что административные взыскания — это не самоцель, а вынужденные меры, применяемые там, где другие механизмы уже не действуют и есть непонимание или нежелание руководства предприятий считаться с требованиями безопасности.

С предприятий и организаций республики собрана плата за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 114,2 млн рублей, что на 4,2 млн рублей выше плана, установленного приказом Федеральной службы. Структурными подразделениями Управления в прошедшем году выдано более 10 тысяч различных разрешительных документов, в том числе лицензий, заключений экспертиз, согласований проектов энергоустановок, ПДВ, ПДС, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, заключений государственной экологической экспертизы, актов на ввод энергоустановок в эксплуатацию. Кроме того, необходимо отметить, что проведено более 100 внеплановых обследований по представлениям правоохранительных органов.

Под контролем Управления в части промышленного надзора находится более 3000 опасных производственных объектов, которые эксплуатируют 1250 предприятий и организаций, осуществляющих деятельность по проектированию, ремонту, экспертизе и эксплуатации поднадзорных объектов.

За отчетный период проведено более 1,5 тысячи проверок выполнения поднадзорными организациями требований промышленной безопасности. Выявлено и предписано к устранению более 13000 нарушений требований законодательства Российской Федерации и правил по промышленной безопасности. Инспекторским составом наложено более 400 административных штрафов на общую сумму около 1 млн рублей. Количество и сумма штрафов увеличились по сравнению с предыдущим годом в два раза.

Анализируя проведенные проверки и статистические данные, можно обозначить две основные проблемы, существующие в области промышленной безопасности:

  • высокий рост аварийности и травматизма на поднадзорных объектах в целом по Российской Федерации;
  • многочисленные нарушения Федерального законодательства, других нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

Их причинами являются следующие факторы: изношенность, моральное и физическое старение технологического оборудования, используемого предприятиями, неукомплектованность квалифицированным техническим персоналом, отсутствие эффективного производственного контроля.

Проблема замены оборудования на опасных производственных объектах (ОПО) актуальна и с каждым днем обостряется, поскольку темпы замены оборудования очень низкие. Из числа зарегистрированных в Управлении технических устройств отработали нормативный срок службы более 80% грузоподъемных кранов, более 60% автоподъемников и лифтов, около 60% паровых и водогрейных котлов, 70-80% отопительных котельных, тепловых установок и сетей, 50% нефтепромыслового и 20% газового оборудования. Между тем за этими цифрами стоят десятки тысяч людей, эксплуатирующих данное аварийное травмоопасное оборудование. И, что самое неутешительное, многие начинают привыкать к этим цифрам, общему, вызывающему опасение положению вещей. К примеру, Управление Ростехнадзора по УР неоднократно указывало на проблемы износа оборудования и соблюдения технологической дисциплины в отношении ОАО «Ижсталь». Тем не менее на данный момент руководством предприятия не предпринято эффективных мер, способствующих изменению сложившейся ситуации к лучшему. С этой проблемой в скором времени столкнутся и другие крупные предприятия, если мы вместе с республиканскими органами государственной власти не понудим владельцев предприятий вкладывать средства в модернизацию производств.

Второй основной причиной аварий и травматизма является неукомплектованность и низкая квалификация обслуживающего технического персонала. И здесь ряд руководителей начинает повышать рентабельность своего производства не за счет увеличения эффективности труда, новых технологий, а путем снижения затрат, увольнения электриков, слесарей, работников служб производственного контроля. С подобными инцидентами на производстве необходимо бороться. При любой экономической ситуации на заводе, пока есть газ, электричество, котельные, в целях безопасности необходимый штат обслуживающего персонала должен быть укомплектован, и численность штатного расписания должна соответствовать нормативам.

По надзору за подъемными сооружениями остро стоит вопрос, связанный с эксплуатацией подъемных кранов и пассажирских лифтов. Растут темпы строительства жилья и промышленных объектов, что, соответственно, приводит к резкому возрастанию числа подъемных кранов. Как следствие, это влечет за собой увеличение количества инцидентов и несчастных случаев. Вызывает тревогу строительная деятельность новых организаций. И в этом вопросе мы, чтобы не допустить роста несчастных случаев и прецедентов с падением подъемных кранов, как это произошло в Москве и некоторых других городах, наметили внеплановую целевую проверку использования подъемных механизмов на строительных объектах республики.

Основная часть единиц лифтового хозяйства была введена в действие в период массового многоэтажного строительства. В скором времени срок их эксплуатации окончится, а потому появится проблема капитального ремонта и замены лифтов. Нам потребовалось два года, чтобы в решении вопросов лифтового хозяйства произошел некоторый положительный сдвиг. В конце 2006 года были выделены средства на диспетчерскую связь, в бюджет наступившего года на замену лифтов заложено 7 млн рублей. Вообще в этом направлении проведена работа с представителями ГЖУ, Администрации г. Ижевска, городской Думы. Мы оставляем за собой право контроля за выполнением плана капитальных ремонтов и замены лифтового хозяйства и надеемся, что со своей стороны администрация города и депутаты будут отслеживать эффективность расходования этих средств.

Кроме того, ГЖУ допускает нарушения правил эксплуатации теплоснабжающего оборудования и оборудования, работающего под давлением. Уже в ближайшее время Управлением Ростехнадзора по УР будут проведены обследования этой организации для принятия мер превентивного характера по соблюдению требований промышленной безопасности и надежного теплоснабжения населения и социальной сферы.

В 2006 году в результате принятых мер превентивного характера была обеспечена более качест?венная подготовка к осенне-зимнему периоду, о чем свидетельствует отсутствие аварий, значимых технологических нарушений. По сравнению с 2005 годом отмечен более высокий уровень готовности теплоснабжающих организаций. В 2006 году в республике было подписано 1055 актов готовности котельных, из общего количества отопительных котельных 1087. Кроме того, по требованию и при активном участии инспекторского состава Управления в 2006 году в республике были введены в эксплуатацию 38 и реконструированы 50 газовых котельных, проведена реконструкция напорного коллектора ТЭЦ-1, выполнен ремонт двух энергетических котлов на ТЭЦ-2.

В период подготовки теплоснабжающими организациями проводились ремонты котельного оборудования, ЦТП и тепловых сетей. На ОАО «Чепецкий механический завод» смонтирована новая парогазотурбинная установка. Всего в республике произведена замена 106 котлов и 17 дымовых труб, установлено 15 транспортабельных котельных установок, заменено 62 км тепловых сетей.

По направлению государственного энергетического надзора проведено около 1,5 тысячи обследований состояния безопасности электрических и тепловых установок и сетей, выявлено и устранено более 13 тысяч нарушений обязательных требований правил устройства и безопасной эксплуатации электрических и тепловых установок и сетей. Выдано около 500 предписаний об отстранении от работы специалистов и работников поднадзорных организаций, что на 94% выше показателя прошлого года. Составлено около 400 протоколов об административных правонарушениях, а это в два раза больше, чем в 2005 году.

Главная проблема в энергетике — устаревшее техническое оборудование. На подстанциях работают «механизмы» 50-х годов. Конечно, надо отдать должное позитивным изменениям в этом вопросе. К примеру, нельзя не приветствовать действия руководства ОАО «Удмуртэнерго» по исправлению сложившейся ситуации. В 2006 году была проведена реконструкция подстанций «Южная», «Майская», «Центральная». Проведены масштабные работы на новых объектах «Сириус» и «Чекерил». Начато строительство подстанции большой мощности «Зенитная».

К разряду недостаточно проработанных можно отнести проблемы электроснабжения промышленных предприятий и предприятий ЖКХ. Многие организации, имеющие на своем балансе различные опасные производственные объекты, по надежности электроснабжения не соответствуют категорийности электроприемников, а потому здесь необходим 3-й независимый источник электроснабжения.

В 2006 году была проведена проверка учреждений здравоохранения в плане надежности электроснабжения, технического состояния и энергобезопасности. Около 34 учреждений здравоохранения республики не имеют надежного электроснабжения, включая автономные источники, испытывают нехватку квалифицированного персонала. Электроустановки и сети постепенно приходят в неудовлетворительное состояние, что не исключает вероятности поражения работников электротоком и возникновения пожаров. Главным врачам лечебно-профилактических учреждений выданы предписания о приведении электроустановок в надлежащее состояние.

Вместе с тем наблюдается значительное снижение надежности электроснабжения потребителей социальной сферы и жилищного фонда. Внутренние схемы электроснабжения, выполненные несколько десятилетий назад, не отвечают требованиям Правил по нагрузке и безопасности эксплуатации. В области экологического надзора за отчетный период проведено более 500 контрольных мероприятий, в ходе которых выявлено и предписано к устранению более тысячи нарушений требований законодательства РФ об охране окружающей среды. Общая сумма штрафов составила около 2 млн рублей, предъявлено и взыскано 60 исков о возмещении вреда окружающей среде.

Основными нарушениями в экологической сфере, выявленными за прошедший год, являются отсутствие лицензий на обращение с опасными отходами, проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, заключений по проектам строительства и реконструкции хозяйственной деятельности, несоблюдение общих экологических требований, технологий складирования опасных отходов, невыделение средств на поддержание в технически исправном состоянии очистных сооружений, физический износ установок по очистке воздуха.

 

За прошедший год на государственную экологическую экспертизу поступило более 700 проектов. По 15 объектам были выданы отрицательные заключения по причине низкого качества проектной документации, недостаточной проработки вопросов в части охраны природных ресурсов и окружающей среды.

Управлением в прошедшем году выдано более 700 разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, а также утверждено и выдано предприятиям и организациям более 1000 лимитов на размещение отходов производства и потребления.

 

Во исполнение Постановления Правительства РФ от 1 февраля 2006 года № 54 организовано осуществление государственного строительного надзора. В целях формирования списка объектов, подконтрольных государственному строительному надзору, были направлены запросы в Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики УР и главам администраций городов и районов республики. На основе анализа полученной информации об особо опасных, технически сложных и уникальных объектах сформирован реестр объектов капитального строительства. Оформлено 4 наблюдательных дела. Выдано заключение о соответствии построенного третьего пускового комплекса объекта уничтожения химического оружия в г. Камбарке требованиям строительных норм и правил.

В дальнейшем необходимо определить перечень проблем в строительстве, ранжировать их по степени важности, подготовить реестр поднадзорных объектов, согласовать методику надзорной деятельности.

В 2006 году специалисты Управления принимали участие в реализации Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации». За рассматриваемый период на объектах хранения и уничтожения химического оружия в г. Камбарке и п. Кизнер проведено 10 обследований по проверке соблюдения требований промышленной и экологической безопасности, в ходе которых выявлено и предписано к устранению 47 нарушений. Аварий и инцидентов на данных объектах не зарегистрировано.

По объекту в Камбарке Управлением ведется ежедневный контроль технологического процесса. Организован жесткий контроль за уровнем содержания загрязняющих веществ в воздухе, воде, почвах. На объектах ежедневно проводится отбор проб атмосферного воздуха лабораториями мониторинга окружающей среды. Кроме того, инспекторами Управления регулярно проводятся отборы проб почв, вод, воздушной среды с привлечением специалистов аттестованных лабораторий ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт промышленной экологии» г. Саратова при Министерстве природных ресурсов РФ и Регионального центра системы государственного экологического контроля и мониторинга объектов хранения и уничтожения химического оружия УР.

На основе анализа осуществленной деятельности была достигнута одна из главных целей итогового совещания — акцентирование внимания на наиболее значимых проблемах обеспечения экологической и промышленной безопасности, определение путей их решения, а также обозначение методов взаимодействия с территориальными федеральными органами исполнительной власти, органами власти Удмуртской Республики, представителями органов местного самоуправления.

Статья находится в свободном доступе благодаря Медиа-центр "АльфаPR"

Все статьи рубрики