Законодательное стимулирование технологической модернизации
Номер журнала:
Рубрика:
Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и иные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект) разработан во исполнение пунктов 1(а) и 3 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания 24 января 2012 г. Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России, п. 68 Плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2012 г., п. 11 Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых Ростехнадзором, решения Морской коллегии при Правительстве РФ от 21 декабря 2011 г., а также в целях реализации положений Конвенции о предотвращении крупных промышленных аварий.
Основной целью законопроекта является комплексное совершенствование законодательства Российской Федерации в области обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов в целях повышения эффективности правового регулирования, устранения избыточных административных барьеров для инновационной деятельности в сфере промышленного производства, других отраслях экономики.
Государственное регулирование в сфере промышленной безопасности в Российской Федерации с середины 1990-х гг. базируется на принципах и требованиях промышленной безопасности, сформированных в предыдущие периоды, недостаточно соответствующих изменению модели развития национальной экономики.
В первую очередь, установление единообразных требований и механизмов обеспечения промышленной безопасности привело к недостаточности государственного регулирования в отношении объектов, безопасность которых имеет существенное значение для граждан, общества и государства, и избыточности государственного регулирования в отношении объектов, не имеющих такого значения.
При этом отсутствуют эффективные стимулы для обновления основных фондов организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты. Кроме того, действующая система обеспечения промышленной безопасности не учитывает особенностей осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, опытно-промышленного производства.
В отношении опасных производственных объектов I класса опасности будет реализован режим непрерывного надзора. Для организаций, эксплуатирующих указанные объекты, станет обязательным создание аттестованных систем управления промышленной безопасностью и охраной труда.
Плановые проверки организаций, осуществляющих эксплуатацию опасных производственных объектов II класса опасности, будут проводиться не чаще одного раза в год, III класса опасности – одного раза в три года. Плановые проверки опасных производственных объектов IV класса опасности производиться не будут.
Сфера обязательного декларирования промышленной безопасности будет ограничена опасными производственными объектами I и II классов опасности.
Вводится уведомительный порядок начала деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов IV класса опасности.
Кроме того, законопроектом предусматривается объединить два лицензируемых вида деятельности (эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов), что позволит лицензиатам сократить издержки, связанные с необходимостью получения двух лицензий.
Законопроект предусматривает приведение в соответствие с требованиями ст. 11 Конвенции о предотвращении крупных промышленных аварий (Конвенции № 174) оснований для внесения изменений в декларации промышленной безопасности. В большинстве случаев декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта должна будет формироваться один раз в пять лет, подводить итог по всем изменениям, произошедшим со времени предоставления предшествующей декларации, и комплексно фиксировать новое состояние объекта.
Устанавливаются полномочия Правительства Российской Федерации по определению исчерпывающего перечня случаев, в которых должны выдаваться разрешения на применение и проводиться экспертиза промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.
Для осуществления проектирования и эксплуатации опасных производственных объектов в режиме опытно-промышленного производства, при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, законопроектом предусматривается возможность установления федеральными нормами и правилами промышленной безопасности случаев, при которых возможно опытное применение технических устройств на опасном производственном объекте без проведения экспертизы промышленной безопасности и получения разрешения на применение при условии соблюдения параметров технологического процесса, отклонения от которых могут привести к аварии на опасном производственном объекте.
Уточняется правовая основа обеспечения промышленной безопасности на территории континентального шельфа Российской Федерации.
В целях приведения в соответствие с предлагаемыми положениями Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» законопроектом предусмотрено внесение изменений в федеральные законы от 30 ноября 2005 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Предусмотрено поэтапное введение в силу отдельных положений законопроекта, учитывающее необходимость перерегистрации действующих опасных производственных объектов в государственном реестре, а также плановые сроки подготовки нормативных актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
В целом, принятие законопроекта позволит:
1) качественно повысить эффективность государственного регулирования в области промышленной безопасности;
2) создать действенные стимулы для модернизации национальной экономики и, одновременно, надежного управления технологическими рисками производственной деятельности;
3) устранить избыточные административные барьеры при осуществлении инвестиционной и производственной деятельности в отраслях промышленного производства;
4) существенно снизить неоправданные издержки организаций, эксплуатирующих или предполагающих эксплуатацию опасных производственных объектов, на выполнение формальных требований и административных процедур.