Выверка и контроль положения ходовых колес козловых и мостовых кранов в процессе эксплуатации
ГЛУХОВ Андрей Александрович
начальник отдела технического диагностирования и экспертизы промышленной безопасности грузоподъемных механизмов ООО «Стрела»
Номер журнала:
Рубрика:
Одним из часто встречающихся отказов является выход из строя крановых колес и подкрановых рельсов ввиду их преждевременного износа.
На предприятиях, эксплуатирующих краны мостового и козлового типа, ремонт или замена ходовых колес, а также замена рельсов создают финансовые и трудовые затраты. Нередки случаи, когда крановые колеса служат 3-4 месяца при регламентированном сроке 5-12 лет; срок службы подкрановых рельсов снижается до 40-50 % от регламентированного. Данная проблема особенно актуальна для предприятий с постоянным использованием таких кранов (металлобазы, погрузочные площадки заводов и т.д.).
Для обеспечения нормативных сроков эксплуатации ходовых колес и рельсов необходимо точно соблюдать нормы установки колес на ходовых тележках. Несоответствие схождения и развала колес кранов мостового и козлового типа требованиям ГОСТ 27584-88 «Краны мостовые и козловые электрические. Общие технические условия» ведет к усталостным разрушениям концевых балок в местах установки колес и их соединениях с главными балками, разрушению тихоходных валов механизмов передвижения с навесными редукторами, расшатыванию колеи рельсового пути, износу реборд колес, рельсов, разрушению подшипников букс. Горизонтальные нагрузки, возникающие при взаимодействии реборд колес с рельсами, передаются на металлоконструкции крана, на подкрановые строительные конструкции и приводят к их разрушению.
Контроль положения колес должен производиться в следующих случаях: при проведении контрольной сборки крана на заводе-изготовителе; после монтажа крана на новом месте; после демонтажа или замены колес; при повышенном износе реборд колес или рельсов; при ремонте с применением сварки узлов крепления колес; при проведении обследования технического состояния крана.
В 2009 г. организацией ООО «ТЕХТРАНСГРЕС» (г. Екатеринбург) были разработаны: лазерный уровень «ЛКП» для измерения схождения колес, специальный уровень для измерения развала колес «УКП» (патент на полезную модель № 89513) и методические указания МУ.ТТГ-1742-09 по контролю положения колес механизмов передвижения кранов (грузовых тележек) (патент на изобретение № 2412105), согласованные с Уральским управлением Ростехнадзора. Данная методика 2 года проходила проверку на предприятиях г. Екатеринбурга и зарекомендовала себя с положительной стороны. В конце 2011 г. специалисты ООО «Стрела» прошли обучение и аттестацию на знание настоящих методических указаний и получили квалификационное удостоверение и право пользоваться данным методом и оборудованием. Эта методика позволяет определить сход и развал колес, рассчитать толщину подкладки для регулировки букс, уменьшить износ колес, рельсов, сократить финансовые и трудовые затраты и увеличить срок службы колес до ремонта (замены).
Для обеспечения безотказной работы грузоподъемных кранов и снижения затрат на ремонт экспертная организация ООО «Стрела» рекомендует проведение периодической выверки и контроля положения ходовых колес козловых (мостовых) кранов и предлагает эксплуатирующим организациям свои услуги.
Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Новосмирновская, д. 15,
тел.: (3412) 48-33-05, 48-39-06, 48-39-60, тел./факс: (3412) 48-30-13, e-mail: strela@izh.com