Вопрос-ответ: трудовое право
БЛИНОВА Елена Дмитриевна
ведущий специалист-эксперт Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике
Номер журнала:
Рубрика:
На вопрос читателей журнала «Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда» отвечает ведущий специалист-эксперт Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике Елена Дмитриевна Блинова.
Вопрос: С 2014 года вводится система специальной оценки условий труда. В различных информационных источниках многое говорится об этом нововведении, однако нет единой системы требований — как действовать предприятиям в новых условиях? Разъясните, пожалуйста, этот момент, желательно систематизировав обновленные требования.
Ответ: Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — закон) вступил в силу сравнительно недавно. Этим обусловлено отсутствие официальных разъяснений от госорганов по интересующему Вас вопросу. В настоящее время Минтрудом разработан соотвествующий проект приказа, утверждающий методику проведения спецоценки, но он не утвержден и не вступил в законную силу.
С 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест работодатели обязаны проводить новую процедуру — специальную оценку условий труда. Для этого им необходимо заключить гражданско-правовой договор с организацией, уполномоченной проводить специальную оценку условий труда. Эта организация должна отвечать следующим требованиям (ч. 1 ст. 19 закона): указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда; наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда; наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом Российской Федерации по аккредитации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Спецоценке подлежат все рабочие места, включая те, которые ранее не подлежали аттестации. Не проводится только спецоценка условий труда надомных и дистанционных работников, а также работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Согласно закону спецоценка включает мероприятия, направленные на выявление на рабочих местах потенциально опасных и вредных факторов и определение уровня их воздействия на работников. По итогам ее проведения будет устанавливаться соответствующий класс (подкласс) условий труда. В целом порядок проведения спецоценки аналогичен порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Теперь добавляется новый этап — идентификация потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Последнюю должен осуществлять эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации утверждает комиссия, включающая представителей работодателя и выборного органа работников.
Если до 1 января 2014 года в отношении рабочих мест проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 закона.