Вопрос-ответ: разъяснение алгоритма техосвидетельствования опасных объектов, получения разрешительных документов на эксплуатацию ОПО
Номер журнала:
Рубрика:
Вопрос: Подскажите, пожалуйста, какие разрешительные документы необходимо иметь организации, планирующей заниматься ремонтом котельного оборудования у заказчиков (находящееся в их собственности) в нефтепереробатывающей промышленности с давлением газа не более 0,9 МПа.
Отвечает начальник Казанского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора Григорьев Николай Самуилович:
- Организации, планирующей заниматься ремонтом котельного оборудования в нефтеперерабатывающей промышленности с давлением газа не более 0,9 МПа, необходимо иметь следующие разрешительные документы:
- устав организации с указанием предмета деятельности по выполнению работ (ремонта) на объектах котлонадзора (оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 0С);
- свидетельство СРО о допуске к работам по определенному виду или видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капстроительства с указанием работ по выполнению работ (ремонта) на объектах котлонадзора (раздел II приказа Минрегионразвития РФ от 30 декабря 2009 года № 624).
Должны соблюдаться следующие требования:
- в структуре предприятия должен быть участок, который будет заниматься выполнением работ (ремонта) на объектах котлонадзора;
- руководитель и специалисты должны пройти обучение и аттестацию по общим требованиям промбезопасности (А), правилам устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов (ПБ 10-574-03), правилам устройства безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (ПБ 10-574-03), правилам устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды (ПБ 10-573-03) в территориальной комиссии Ростехнадзора (пункты Б.8.5.; Б.8.7.; Б.8.8. Приказа Ростехнадзора от 6 апреля 2012 года № 233 «Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Службе»;
- организация должна располагать НТД в части выполнения работ (ремонта) на объектах котлонадзора (оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 15 0С);
- организация должна иметь лабораторию НК и механических испытаний для контроля после проведения работ (ремонта) на объектах котлонадзора;
- должны быть аттестованные мастер-сварщик и инженер-сварщик (по котельному оборудованию). Пункт 1.6. Правил аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства (ПБ-03-273-99);
- в штате должны быть сварщики, аттестованные к допуску (сварке) к опасным техническим устройствам (по котельному оборудованию). Пункт 1.6. Правил аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства (ПБ-03-273-99);
- в штате должны быть слесари по ремонту объектов котлонадзора (оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 15 0С);
- должны быть должностные инструкции для специалистов, выполняющих работы (ремонт) на объектах котлонадзора;
- должна быть карта производственной технологии сварки (наплавки). Раздел IV РД 03-615-03;
- сварочное оборудование должно пройти аттестацию (пункт 1.2 РД 03-614-03);
- организация должна иметь аттестованную технологию сварки и наплавки в зависимости от предполагаемого вида деятельности (раздел I РД 03-615-03);
- должна быть проведена аттестация сварочных материалов, используемых при монтаже, реконструкции, модернизации и капитальном ремонте объектов котлонадзора (пункт 1.1 РД 03-613-03).
Вопрос: Поясните, пожалуйста, имеем ли мы право на проведение технического освидетельствования электроустановок? Свидетельство о регистрации электротехнической лаборатории в Ростехнадзоре имеется, также есть свидетельство на право проведения энергетического обследования.
Отвечает начальник отдела анализа и координации контрольно-разрешительной деятельности Приволжского управления Ростехнадзора Зарипова Назия Джафаровна:
- Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации и правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей определено, что задачами технического освидетельствования являются оценка состояния, а также определение мер, необходимых для обеспечения установленного ресурса энергоустановки.
По истечении установленного нормативно-технической документацией срока службы все технологические системы и электрооборудование должны подвергаться техническому освидетельствованию комиссией, возглавляемой техническим руководителем потребителя, с целью оценки состояния, установления сроков дальнейшей работы и условий эксплуатации. В комиссию включаются руководители и специалисты структурных подразделений энергообъекта, представители служб энергосистемы, специалисты специализированных организаций и органов государственного контроля и надзора.
В объем периодического технического освидетельствования на основании действующих нормативно-технических документов должны быть включены: наружный и внутренний осмотры, проверка технической документации, испытания на соответствие условиям безопасности оборудования, зданий и сооружений (гидравлические испытания, настройка предохранительных клапанов, испытания автоматов безопасности, грузоподъемных механизмов, контуров заземлений и т.п.).
Наличие свидетельства о регистрации электротехнической лаборатории в органах Ростехнадзора не подразумевает специализацию организации в области проведения освидетельствования энергооборудования и не дает право на проведение вышеупомянутых работ в полном объеме.
Энергетическое обследование — разработка по результатам энергетического обследования отчета, содержащего перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отличных от типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.
Право на проведение энергетического обследования никак не связано с проведением технического освидетельствования.
Вопрос: В настоящее время все большую значимость получают вопросы утилизации ТБО, лицензирования деятельности в этой сфере. Однако при всем внимании к данной теме проблемы остаются нерешенными. Каковы полномочия Ростехнадзора в этой области? Какие ключевые проблемы, связанные, в частности, с лицензированием, Вы могли бы отметить, указать пути их решения?
Отвечает начальник межрегионального отдела государственного строительного надзора Приволжского управления Ростехнадзора Хабибуллин Ильдар Ильгизович:
- В рамках государственного строительного надзора осуществляется экологический контроль и надзор.
Основными нарушениями при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства являются следующие:
- выброс загрязняющих веществ в атмосферу без специального разрешения (ст. 14, ст. 15 № 96-ФЗ от 4 мая 1999 года);
- отсутствие лимитов образования и размещения отходов производства и потребления (№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»);
- неосуществление первичного учета образования и движения отходов, полученных в ходе строительных работ (№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»);
- отсутствие приказа о назначении должностных лиц за соблюдением требований законодательства по охране окружающей среды;
- отсутствие документации в части соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды (нарушение п. 11а РД-11-04-2006);
- захламление строительной площадки строительными и бытовыми отходами (ч.1, ст. 51 № 7-ФЗ от 10 февраля 2002 года, а также п. 34.9 СанПиН 2.2.3.1387-03).
До начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства заказчик (подрядчик) обязан получить все разрешительные документы по охране окружающей природной среды.