Внесены изменения в Федеральный закон о безопасности ГТС
Номер журнала:
Рубрика:
Президентом России подписан Федеральный закон от 29.05.2023 № 191-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» и статью 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации». Законопроект был разработан Ростехнадзором.
В соответствии с документом с 1 сентября 2023 года исключается необходимость получения разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения (ГТС). Наличие утвержденной декларации безопасности ГТС будет являться законным основанием для его эксплуатации.
Иные изменения вступят в силу с 1 сентября 2024 года. Так, из обязанностей собственника ГТС и (или) эксплуатирующей организации исключается обязанность разработки и согласования с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора, правил эксплуатации ГТС.
Из сферы регулирования Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» исключаются портовые ГТС, вопросы безопасной эксплуатации которых регламентированы техническими регламентами о безопасности объектов морского и внутреннего водного транспорта.
ФНП для ГТС
Вводится новый вид нормативного правового акта — Федеральные нормы и правила в области безопасности ГТС, устанавливающие общие требования.
Федеральные нормы и правила в области безопасности гидротехнических сооружений утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области безопасности гидротехнических сооружений, и устанавливают обязательные требования:
- к безопасности технологических процессов при эксплуатации гидротехнических сооружений, за исключением требований, предъявляемых к безопасности технологических процессов, протекающих в основном и во вспомогательном оборудовании объектов электроэнергетики, урегулированных требованиями к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики;
- к уровню профессионального образования экспертов в области безопасности гидротехнических сооружений, их стажу работы по направлению профессиональной деятельности на гидротехнических сооружениях, знаниям и навыкам, необходимым для проведения государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений;
- к порядку установления собственником и (или) эксплуатирующей организацией критериев безопасности гидротехнического сооружения, организации и осуществления контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнического сооружения;
- к порядку действий при аварии гидротехнического сооружения.
Разграничиваются понятия класса ответственности ГТС, устанавливаемого при проектировании, и класса, определяемого по результатам декларирования их безопасности.
Гибкость и ясность
Федеральный закон предусматривает более гибкий подход к классификации ГТС. Разграничиваются понятия класса ответственности ГТС, устанавливаемого при проектировании, и класса, определяемого по результатам декларирования их безопасности.
Уточняется понятийный аппарат законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. Так:
- «эксплуатирующая организация» — юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, владеющие гидротехническим сооружением на праве собственности или ином законном основании;
- «авария гидротехнического сооружения» — повреждение или разрушение гидротехнического сооружения, неконтролируемый сброс воды из водного объекта, жидких отходов из хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, которые возникли при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнического сооружения и повлекли причинение вреда жизни, здоровью физических лиц, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц;
- «вероятный вред» — оцененный в рублях размер максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц при аварии гидротехнического сооружения;
- «гидроузел» — комплекс гидротехнических сооружений, объединенных по расположению и совместному функционированию в соответствии с проектной документацией;
- «эксперт в области безопасности гидротехнических сооружений» — физическое лицо, которое состоит в трудовых отношениях с организацией, осуществляющей государственную экспертизу деклараций безопасности гидротехнических сооружений, аттестовано в установленном Правительством Российской Федерации порядке, обладает специальными знаниями в сфере деятельности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, соответствует предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным требованиям и участвует в проведении государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений.
Из сферы регулирования Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» исключаются портовые ГТС, вопросы безопасной эксплуатации которых регламентированы техническими регламентами о безопасности объектов морского и внутреннего водного транспорта.
Уточненные полномочия
Документом конкретизируются полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности ГТС.
В отношении бесхозяйных ГТС внесены уточнения. При консервации и ликвидации гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется и представляется в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация, а в случае, если гидротехническое сооружение не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации при составлении декларации безопасности гидротехнического сооружения обеспечивают определение вероятного вреда и проведение преддекларационного обследования этого гидротехнического сооружения.
Форму акта преддекларационного обследования гидротехнического сооружения устанавливают федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области безопасности гидротехнических сооружений.
Методику определения вероятного вреда утверждают федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области безопасности гидротехнических сооружений, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.