Влияние ожидания нового собственника ОАО «Удмуртнефтепродукт» на состояние промышленной безопасности
Карпов Андрей Владимирович
государственный инспектор отдела по надзору за взрывоопасными и химически опасными производственными объектами Управления Ростехнадзора по Удмуртской Республике
Номер журнала:
Рубрика:
Главная характеристика сегодняшнего дня для удмуртского регионального топливного рынка – ожидание. «Хроника объявленного поглощения» предполагает приобретение «Лукойлом» в первом квартале 2008 года находящегося у менеджмента ОАО «Удмуртнефтепродукт»
(далее – УНП) пакета акций и доведения своей доли до 95 %.
Немного о предыстории этого события. Наличие относительно небольших, но способных удов-летворять региональный спрос запасов нефти ввиду близости избыточных перерабатывающих мощностей в соседней Башкирии исторически представлялось залогом успешного строительства жизнеспособной вертикальной структуры для удмуртского регионального топливного рынка. Однако ряд объективных и субъективных факторов не стимулировал возникновение эффективного холдинга с ижевской пропиской. Добывающие компании, переработка и сбыт нефтепродуктов остались разобщенными и собственные задачи решали самостоятельно.
Наличие трубопроводов из Уфы и Перми до Камбарской нефтебазы УНП, которая является крупнейшим перевалочным терминалом всего Поволжья и исправно грузит нефтепродукты по железной дороге по всей России до Калининграда и части Европы от 150 до 200 тысяч тонн ежемесячно, стало фундаментальной причиной, обеспечивающей жизнеспособность и конкурентность удмуртского топливного рынка. Сложившаяся структура в Удмуртии уникальна тем, что норму прибыли в ней определяет не оптовый, а розничный торговец – владелец АЗС. Например, в течение всего последнего времени в Удмуртии сохранялся самый высокий во всем федеральном округе уровень розничных цен, позволяющий продавцу поддерживать относительно приемлемую рентабельность продаж. Естественно, такой рынок не мог не привлечь внимание, как крупных инвесторов, так и девелоперских компаний, поддерживаемых федеральными и региональными финансово-промышленными группами.
Республиканское правительство, держатель 40% пакета акций УНП, чрезвычайно умело провело аукцион (по сведениям периодических изданий). Во-первых, цена пакета, недотягивающего до контрольного (700 миллионов рублей за 41,8 % акций, плюс 100 миллионов рублей спонсорского участия в политически приоритетном республиканском строительстве), большинству экспертов представлялась максимально возможной в сложившихся условиях. Во-вторых, власть приобрела не только стратегического инвестора, но и радикальным образом защитила рынок от монополизма и от собственного популизма.
В настоящее время УНП активно перенимает методы и стиль работы «Лукойла», точнее, ОАО «Лукойл – Пермьнефтепродукт». Строго говоря, менеджмент УНП давно рассматривает корпоративные стандарты «Лукойла» как некий ориентир. И опыт выведения за рамки основного бизнеса сервисных и вспомогательных функций, накопленный в Перми, стал предметом если не творческого развития, то, по крайней мере, тщательного и последовательного копирования. Не эксплуатируются (закрыты «на замок») нефтебазы УНП Балезинская, Кезская и Игринская, передана в аренду ООО «КОМОС ГРУПП» Сарапульская нефтебаза. Из ранее действующих 10 нефтебаз планируется оставить три: Ижевскую, Камбарскую и Глазовскую. Если менеджменту УНП не получится выполнить это до передачи УНП в полное владения «Лукойла», то новый собственник завершит реструктуризацию организации.
Также на примере «Лукойла», в рамках автономной некоммерческой организации «Центр испытаний нефтепродуктов» (АНО ЦИН), созданной ранее при активном участии УНП и с участием специалистов ремонтно-производственной службы УНП, в мае 2007 года была создана специализированная сервисная компания, с 1 июля приступившая к обслуживанию АЗС (94 шт.) и нефтебаз УНП. Кроме того, новая компания собирается заняться строительством и реконструкцией объектов топливной инфраструктуры.
В 2007 году УНП с подачи «Лукойла» приостановил все новое строительство и реконструкцию объектов, в том числе и приведение эксплуатируемых опасных производственных объектов в соответствие с требованиями промышленной безопасности. Специалисты будущего собственника до сих пор вычисляют целесообразность будущей эксплуатации некоторых нефтебаз УНП, и большинство руководителей и экспертов в своих оценках склоняются к тому, что «Лукойл» намерен действовать решительно и масштабно.
На основании вышесказанного можно уже сейчас сделать вывод, что существующий «План мероприятий по приведению объектов УНП в соответствие с требованиями ПБ 09-560-03 («Правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов»)», утвержденный управляющим УНП и согласованный с Ростехнадзором 20.02.04, с мероприятиями со сроком исполнения в 2007 году, выполнен не будет и ответственность за нарушение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов будет переложена на нового собственника.
PS. Сведения взяты из журнала "Современная АЗС", №10.