В области безопасности лифтов возник правовой вакуум
КОЛЕСНИКОВ Александр Владимирович
начальник отдела организации технической экспертизы и расследования аварий Национального союза страховщиков ответственности
ЗАЙЦЕВА Юлия Олеговна
начальник отдела методологии страхования Национального союза страховщиков ответственности
Номер журнала:
Рубрика:
О том, какая ситуация складывается в лифтовом хозяйстве и какую сумму может получить пострадавший в случае аварии на лифте, редакции журнала «Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда» рассказали Колесников Александр Владимирович, начальник отдела организации технической экспертизы и расследования аварий Национального союза страховщиков ответственности, и Зайцева Юлия Олеговна, начальник отдела методологии страхования Национального союза страховщиков ответственности.
- Что вы можете сказать о техническом состоянии лифтов?
- Допустимый срок эксплуатации лифта — 25 лет. Потом надо проводить экспертизу, и в зависимости от ее результатов срок службы лифта может быть продлен, но не более чем на три года, либо будет вынесено заключение о его замене. В России в среднем каждый четвертый лифт работает дольше 25 лет. Но тут ситуация зависит от региона. В Москве, насколько мы знаем, устаревших лифтов не более 10 %, и осуществляется программа по их полной замене, однако есть регионы, в которых лифтов, требующих замены или капремонта, больше половины.
- Каким образом ведется учет аварий, связанных с эксплуатацией лифтов?
- Статистика происшествий на лифтах собирается тремя независимыми организациями: Ростехнадзором, Национальным лифтовым союзом и Национальным союзом страховщиков ответственности. Однако в связи с выводом лифтов из категории ОПО Ростехнадзор не осуществлял контроль над аварийностью лифтов и не вел соответствующую статистику с 2012 по 2014 гг.
Таким образом, за последние годы можно опираться только на статистику Национального лифтового союза и Национального союза страховщиков ответственности (далее НССО). По объединенным данным за последние три года произошло около 100 аварий, в которых погибло более 40 человек и было ранено около 100 человек.
Каждый человек пользуется автотранспортом, и практически каждый человек пользуется лифтом. Поэтому можно наглядно сравнить смертность в результате аварий на лифтах со смертностью в ДТП. В год в России в ДТП погибает порядка 30 тыс. человек. При авариях на лифтах в год погибает порядка 15 человек. Соответственно, вероятность погибнуть в лифте в 2000 раз меньше, чем вероятность погибнуть в ДТП.
- Кто несет ответственность за аварии с лифтами?
- Ответственность за причинение вреда при аварии на лифте несет его владелец. Обращаем внимание на то, что владельцем лифта с точки зрения законодательства не всегда является юридический собственник лифта.
Кстати, в Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее Закон № 225-ФЗ) внесены изменения, вступающие в силу с 6 сентября 2016 года. В этих изменениях вопрос определения владельца лифта, обязанного страховать свою ответственность за причинение вреда в результате аварии, прописан отдельно — «лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме — организация, выполняющая работы по техническому обслуживанию, капитальному ремонту и модернизации указанных опасных объектов на основании договора, заключенного с собственниками помещений в таком доме».
- С ответственностью более-менее понятно. А какая организация осуществляет надзор за лифтами?
- С 25 мая 2013 года Правительство РФ вновь возложило обязанность по контролю и надзору за безопасной эксплуатацией лифтов на Ростехнадзор, но уже не в составе ОПО, а в виде отдельной группы устройств. В связи с этим все нормативные документы Ростехнадзора (разработанные для ОПО) юридически перестали распространяться на лифты. Таким образом, возник правовой вакуум.
Ростехнадзор, в частности, не мог расследовать аварии на лифтах, поскольку не было нормативного документа, который бы это регламентировал. То есть обязанность появилась, а юридический механизм ее реализации — нет. Собственно говоря, этим и объясняются пробелы в статистике аварийности Ростехнадзора в 2012-2014 гг., о которых мы уже говорили.
Ввиду отсутствия соответствующей нормативной базы Ростехнадзор не имел возможности полноценно обеспечивать надзор за лифтами жилого фонда с 2012 года, а надзор за лифтами нежилого фонда — с 2013 года. Этим же объясняется и то, что количество лифтов в России в настоящее время точно подсчитать невозможно.
- Что предпринимает Ростехнадзор, чтобы восстановить нормативную базу обеспечения безопасности лифтов?
- В ходе совместной работы специалистов Ростехнадзора, Национального лифтового союза и НССО были разработаны, утверждены Правительством РФ и с 4 сентября 2014 года действуют Правила проведения технического расследования причин аварий на опасных объектах — лифтах (утверждены постановлением Правительства РФ от 23 августа 2014 года № 848 «Об утверждении Правил проведения технического расследования причин аварий на опасных объектах — лифтах, подъемных платформах для инвалидов, эскалаторах (за исключением эскалаторов в метрополитенах)». Также в развитие этого документа разработаны и утверждены приказом Ростехнадзора от 18 ноября 2014 года № 519 формы извещения об аварии на опасном объекте и формы акта технического расследования причин аварий на опасных объектах.
Кроме того, Ростехнадзор подготовил проект постановления Правительства РФ «О вводе в эксплуатацию и учете лифтов», а также Порядок организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов. К сожалению, эти документы до сих пор не приняты. Связано это с тем, что согласно действующему законодательству Ростехнадзор обладает всеми необходимыми полномочиями только в части надзора за безопасностью ОПО, особый же статус лифтов, которые в состав ОПО не входят, требует особого порядка принятия нормативных документов на уровне Правительства РФ, а это достаточно длительный процесс.
- Какова роль страховщиков в обеспечении безопасности лифтов?
- Имеется достаточно отработанный международный опыт обеспечения безопасности опасных объектов через страхование. Россия также пошла этим путем. Закон № 225-ФЗ предоставил страховщику право предоставлять владельцу лифта скидку к страховой премии до 40 % в зависимости от его уровня безопасности. Это должно способствовать тому, чтобы владельцы лифтов были заинтересованы в повышении его безопасности.
Прежде ответственность владельцев части лифтов (жилой фонд) не страховалась, так как лифты жилого фонда были выведены из состава ОПО (что не позволяло относить их к категории опасных объектов). Однако с 15 марта 2013 года в Закон № 225-ФЗ были внесены необходимые изменения, в результате которых лифты были выделены в отдельную группу опасных объектов, соответственно, страховать свою ответственность с этого момента должны были все владельцы лифтов. Если на опасном объекте происходит авария, то пострадавшие получают возмещение от страховой компании или НССО (если владелец опасного объекта не застраховал свою ответственность).
Кроме того, в результате совместной работы НССО и Ростехнадзора достигнута договоренность о проведении страховщиками документарной экспертизы лифтов. С 1 апреля 2016 года страховые организации будут проверять наличие у владельца лифта таких важных документов, как паспорт лифта, декларация соответствия, договор на обслуживание и т.п. Эти сведения будут передаваться в информационную систему Ростехнадзора и учитываться при составлении плана проверок.
Владелец лифта в настоящее время не обязан предоставлять эти документы страховщику, но если он это сделает, то сможет впоследствии избежать избыточного «внимания» Ростехнадзора.
По итогам 2015 года гражданскую ответственность застраховали владельцы около 490 тыс. лифтов, что составляет приблизительно 92 % от их общего количества.
Страховать ответственность владельцев опасных объектов — лифтов — в рамках Закона № 225-ФЗ вправе только те страховые компании, которые имеют соответствующую лицензию Банка России и являются членами нашего союза — НССО.
- А незастраховавшиеся 8 % владельцев лифтов — почему они не страхуются, и чем им это грозит?
- Представляется, что основными причинами уклонения от страхования является не желание сэкономить, а, наверное, неспособность собственника лифта договориться с обслуживающей лифт организацией на тему того, кто из них должен заключать договор страхования. Ну и фактор элементарного незнания законодательства исключить также нельзя. Что же касается наказания, то согласно ст. 9.19 КоАП РФ Ростехнадзор может наложить административный штраф на владельца такого объекта. Сумма штрафа для должностных лиц составляет от 15 до 20 тыс. руб., для юридических лиц — от 300 до 500 тыс. руб.
- Насколько дорого владельцу лифта страховать свою ответственность?
- Страховая сумма для опасного объекта — лифта — составляет 10 млн руб. Это та максимальная сумма, которую может выплатить страховая компания по одной аварии.
Страховая премия (те деньги, которые платит владелец лифта или лифтов страховой компании) составляет от 500 до 2000 руб. в год в пересчете на один лифт — в зависимости от количества лифтов в договоре.
Следует отметить, что в сентябре 2015 года произошло резкое снижение страховых тарифов — по лифтам в три раза, то есть страховать ответственность владельца лифта стало дешевле в три раза.
- Какую сумму получат пострадавшие в случае аварии? Куда им следует обращаться?
- С заявлением о выплате следует обратиться в страховую компанию или в НССО (если владелец лифта не застраховал свою ответственность). В случае гибели человека родственники должны предоставить свидетельство о смерти, платежные документы, подтверждающие расходы на погребение (если есть), и документы, подтверждающие, что выгодоприобретатель находился на иждивении у погибшего кормильца. Выплата в этом случае фиксированная — 2 млн руб. плюс до 25 тыс. руб. — по фактическим расходам на погребение. Кстати, с 6 сентября 2016 года выплату смогут получить не только иждивенцы, но и (в случае отсутствия иждивенцев) дети, родители и супруги погибших. Если же причинен вред здоровью, то с заявлением надо предоставить документ, удостоверяющий личность, и медицинские документы. При этом выплата рассчитывается по специальной таблице, которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2012 года № 1164 «Об утверждении Правил расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего». Каждой травме соответствует определенная сумма компенсации. Обычно сумма этих фиксированных выплат в 2-3 раз больше фактических затрат на лечение, однако если лечение окажется дороже, то страховщик обязан доплатить разницу. Максимальная выплата за вред, причиненный здоровью, составляет 2 млн руб.
Приведем примеры «стоимости» отдельных травм:
- Сотрясение головного мозга — 60-100 тыс. руб. (в зависимости от продолжительности лечения).
- Перелом ребра — 80 тыс. руб.
- Перелом руки — 140 тыс. руб.
- Потеря одного пальца — 140 тыс. руб.
- Ушиб внутреннего органа (печени, почки, селезенки, легкого, сердца и др.) — 100 тыс. руб.
- Травматический шок — 200 тыс. руб.
Следует отметить, что если пострадавший получил несколько травм, то выплата по ним суммируется (в пределах 2 млн руб.). Выплата за поврежденное имущество составляет до 360 тыс. руб. для физических лиц и до 500 тыс. руб. — для юридических. С 6 сентября 2016 года они будут увеличены до 500 тыс. руб. и 750 тыс. руб. соответственно. Мало кто знает, что имеется еще такой вид причиненного вреда, как нарушение условий жизнедеятельности. Если в результате аварии на опасном объекте более суток невозможно использование всех лифтов в здании на этажах выше шестого включительно, то жители имеют право эвакуироваться, и им будут возмещены расходы в сумме до 200 тыс. руб. Причем с 6 сентября 2016 года пострадавшие смогут получать по 800 руб. на человека за каждый день нарушения условий жизнедеятельности вне зависимости от того, несли они расходы или нет. Общая сумма выплат по одной аварии на лифте не может превышать страховую сумму — 10 млн руб.
Следует отметить, что сейчас для выплаты нужен еще один документ — Акт расследования причин аварии на опасном объекте, который поступает страховщику от комиссии Ростехнадзора, которая расследует эту аварию, или в определенных случаях от владельца опасного объекта.
Однако с 6 сентября 2016 года страховщик будет иметь право принимать документы и других надзорных органов (например, МВД России), если он содержит сведения о причинах и об обстоятельствах аварии.
- Каковы, по вашему мнению, причины большого количества аварий, связанных с лифтами?
- Общее неудовлетворительное состояние лифтового хозяйства: в среднем примерно четверть лифтов в России выработала свой ресурс. Но это нельзя назвать основной причиной, как известно, лифт, упавший в ЖК «Алые паруса», не выработал и половины ресурса. Не хватает квалифицированных специалистов для обслуживания лифтов и обеспечения их безопасной эксплуатации. В Москве более 100 тыс. лифтов, а специалистов по обслуживанию лифтов (электромехаников) выпускают только два учебных заведения, которые заканчивают 50 человек в год. В советские времена специалист обслуживал не более 20 лифтов, сейчас — порядка 100. Владельцы лифтов стремятся сэкономить на привлечении специализированных организаций для обслуживания лифтов. Кроме того, каких-то жестких требований к таким организациям не существует. Отсутствует нормативная документация, позволяющая Ростехнадзору осуществлять контроль и надзор за безопасностью лифтов в полном объеме. Общие требования о том, что лифт должен быть безопасным, содержатся в Техническом регламенте о безопасности лифтов. Но до сих пор не принят документ Ростехнадзора, в котором были бы прописаны конкретные действия по обеспечению безопасности лифтов. Необходимость в принятии такого документа давно назрела.
На что нужно обратить внимание в статье:
1. Допустимый срок эксплуатации лифта — 25 лет. Далее необходимо провести экспертизу, и в зависимости от ее результатов срок службы лифта может быть продлен, но не более чем на три года, либо будет вынесено заключение о его замене.
2. Ответственность за причинение вреда при аварии на лифте несет его владелец. Однако владельцем лифта с точки зрения законодательства не всегда является юридический собственник лифта.
3. С 25 мая 2013 года Правительство РФ вновь возложило обязанность по контролю и надзору за безопасной эксплуатацией лифтов на Ростехнадзор, но уже не в составе ОПО, а в виде отдельной группы устройств. В связи с этим все нормативные документы Ростехнадзора, разработанные для ОПО, юридически перестали распространяться на лифты.
4. Максимальная выплата за вред, причиненный здоровью в результате аварии на лифте, составляет 2 млн руб.
5. Выплата за поврежденное имущество в результате аварии на лифте составляет до 360 тыс. руб. для физических лиц и до 500 тыс. руб. — для юридических. С 6 сентября 2016 года они будут увеличены до 500 тыс. руб. и 750 тыс. руб. соответственно.