В Мордовии растет число нарушений безопасной эксплуатации подъемных сооружений
СЛАВЦОВ Борис Олегович
заместитель начальника отдела технологического надзора по Республике Мордовия Волжско-Окского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
На вопросы о состоянии подъемных сооружений в Республике Мордовия отвечает заместитель начальника отдела технологического надзора по Республике Мордовия Волжско-Окского управления Ростехнадзора Славцов Борис Олегович.
- Борис Олегович, как много подъемных сооружений и организаций, эксплуатирующих подъемные сооружения, под контролем Волжско-Окского управления Ростехнадзора в Республике Мордовия?
- Под надзором сотрудников отдела технологического надзора Волжско-Окского управления Ростехнадзора в Республике Мордовия находятся 423 организации, эксплуатирующие более 3,4 тыс. технических устройств, из которых около 1,3 тыс. – краны, около 200 – подъемники (вышки). Кроме того, сотрудники отдела контролируют безопасность почти 2 тыс. лифтов, 17 эскалаторов, 6 строительных подъемников и 4 подъемных платформ для инвалидов.
- Сколько проверок предприятий, эксплуатирующих подъемные сооружения, проведено в 2011 г. – первой половине 2012 г.? Какие нарушения чаще всего выявляются в ходе проверок?
- В 2011 г. было проведено 127 проверок предприятий, эксплуатирующих подъемные сооружения, при этом выявлено 449 нарушений. За 5 месяцев 2012 г. проведено 66 проверок, выявлено 266 нарушений. Анализ результатов проверок показал рост нарушений, выявляемых при проверках, по сравнению с 2011 г. Чаще всего выявляются такие нарушения, как ненадлежащее осуществление производственного контроля, отсутствие нормативно-технической документации на опасных объектах, эксплуатация подъемных сооружений, которым не проведена экспертиза промышленной безопасности, эксплуатация подъемных сооружений с неисправными приборами и устройствами безопасности. Инспекторы пристальное внимание уделяют вопросам проведения своевременной и качественной экспертизы промышленной безопасности подъемных сооружений. От владельцев подъемных сооружений в обязательном порядке требуется выполнение рекомендаций, изложенных в заключениях экспертиз промбезопасности.
- Какие меры административного воздействия чаще всего применяются к нарушителям?
- За нарушение Правил безопасности в 2011 г. было привлечено к административной ответственности 72 должностных и юридических лица на общую сумму 1,37 млн рублей (за 5 месяцев 2012 г. – 14 должностных и юрлиц на сумму 640 тыс. рублей). Нередки случаи применения такой меры административного воздействия, как приостановления эксплуатации технического устройства. Так, за 2011 г. и 5 месяцев 2012 г. на основании протоколов об административном правонарушении судами вынесено 59 постановлений о приостановлении эксплуатации 73 кранов, 18 автоподъемников, 7 лифтов, 8 эскалаторов. Всего 106 грузоподъемных механизмов. Подобные меры применялись к подъемным сооружениям ООО «РАПСА», ООО «ЭГО», ООО «Мордовспецстрой», ОАО «Железобетон», ООО «Мапо-Транс», ООО «Электротеплосеть», ООО «Актант», ООО «Саранск Волгонефтехиммонтаж», ОАО «Старошайговагропромснаб», ОАО «Электроопора-Р», ОАО «Саранская ПМК-3», МП г.о. Саранск «Горстрой», ОАО «Лато», МП г. Саранска «ГаражСтройЭксплуатация», ОАО «Станкостроитель» и других.
- Какие проблемы безопасной эксплуатации подъемных сооружений можете выделить?
- Состояние промышленной безопасности опасных производственных объектов, подконтрольных надзору за подъемными сооружениями остается достаточно сложным. Немаловажную роль играет и состояние оборудования, большая часть которого продолжает эксплуатироваться длительное время. Согласно данным на первый квартал 2012 г., 35 % лифтов и 75 % грузоподъемных кранов, находящихся в эксплуатации, уже отработали нормативные сроки службы, что говорит об актуальности проблемы обновления парка грузоподъемной техники. Так как ввод большого количества многоэтажных жилых домов осуществлялся в период с 1980 г. по 1990 г., старение лифтового парка нарастает. Также наблюдается ухудшение отношения отдельных руководителей предприятий к вопросам обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных механизмов. Были выявлены случаи сокращения и даже ликвидации служб производственного контроля, предназначенных для постоянного надзора за опасными производственными объектами.
- В последнее время по всей России не редки случаи падения строительных башенных кранов. Как обстоит ситуация с аварийностью и травматизмом на поднадзорных объектах в Республике Мордовия?
- Основная причина аварийности и травматизма на подъемных сооружениях – это отсутствие соответствующего производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности со стороны эксплуатирующих организаций, а также эксплуатация технически неисправных башенных кранов, невыполнение в полном объеме технического обслуживания кранов и капитально-восстановительных ремонтов. Но, к счастью, аварий, связанных с падением башенных кранов, на территории Республики Мордовия не было. Что касается травматизма, один несчастный случай с тяжелым исходом был в 2009 г. в ОАО «Саранский ДСК» (г. Саранск), причиной которого явилась неудовлетворительная организация производства работ. И еще один несчастный случай со смертельным исходом произошел на ОАО «Рузхиммаш» в 2010 г. Тогда причиной несчастного случая также стала неудовлетворительная организация производства работ и нарушение технологического процесса. Со своей стороны мы стараемся проводить с предприятиями профилактическую работу по недопущению случаев аварийности и травматизма: рассылаем информационные письма и проводим семинары-совещания.