Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Ужесточаются требования обеспечения работников средствами индивидуальной защиты

 
Манжосова  Татьяна Николаевна, начальник отдела охраны труда Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан

Манжосова Татьяна Николаевна
начальник отдела охраны труда Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан

Номер журнала: 

Рубрика: 

С 6 октября 2009 г. вступили в силу измененные Меж­отраслевые правила обес­печения работников специаль­ной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 01.07.2009 г. № 290 н (в редакции Приказа Мин­здравсоцразвития РФ от 27.01.2010 г. № 28н). Правила устанавливают обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за средствами защиты и распространяются на всех работодателей.
Работник имеет право отказаться от выполнения трудовых обязаннос­тей в случае необеспечения пола­гающимися средствами защиты, при этом работодатель не имеет права требовать от него исполнения им трудовых функций, а также обязан оплатить возникший по этой причине прос­той. Кроме того, стало возможным ведение электронной формы личной карточки по учету выдачи СИЗ, где вместо подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, в котором работником проставлена личная подпись.
Также необходимо отметить, что с 31 мая 2011 г. введен в действие приказ МЗСР РФ от 17.12.2010 г. № 1122 н, которым утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2009 г. № 1213 утвержден Технический регламент о безопас­ности средств индивидуальной защиты, который вступает в силу с 1 июля 2012 г.
Аттестация рабочих мест
Отдельно хотелось бы остановиться на вопросах обеспеченности работников средствами защиты при проведении процедуры аттестации рабочих мест по условиям труда, которые в настоящее время проводятся согласно новому порядку, утвержденному приказом МЗСР России от 26.04.2011 г. № 342н.
Аттестация рабочих мест по условиям труда включает в себя не только оценку санитарно-гигиенических условий на рабочем месте и оценку по фактору травмоопасности, но и учитывает обеспеченность средст­вами индивидуальной защиты, а также их эффективность.
В соответствии с порядком проведения аттестации рабочих мест  оценку обеспечен­ности работников СИЗ проводят независимые по отношению к работодателю специалисты аттестующей организации, вошедшей в Реестр МЗСР РФ организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (в данном случае по проведению аттестации рабочих мест).
Оценка обеспеченности работников СИЗ осуществляется путем сравнения фактически выданных средств с нормами бесплатной выдачи сертифицированной спецодеж­ды, спецобуви, а также смываю­щих и обезвреживающих средств, на основании наличия личной карточки учета выдаваемых СИЗ работникам, в которой отражаются сведения о работнике, наименование профессии, нормы выдачи, коли­чество, сроки носки и другие необходимые сведения. При оценке обес­печенности одновременно производится оценка соот­ветствия выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда, проверка порядка обес­печения работников СИЗ и проверка наличия сертификата соот­ветствия СИЗ или подтверждается деклара­цией о соответствии.
Оценка обеспеченности СИЗ проводится на последнем этапе аттес­тации уже при наличии результатов гигие­нической оценки условий труда и травмоопасности рабочего мес­та. В этом случае сравниваются параметры условий труда с маркировкой СИЗ, то есть возможность обеспечения защиты работника от вредных факторов и оценка выдаваемых СИЗ в зависимости от защитных свойств, на основании классификатора.
Результаты оценки оформляются протоколом, в адресной части указываются сведения:
- о наименовании должности или профессии;
- о дате проведения оценки и номере протокола;
- о наименовании организации, в которой занят данный работник;
- об аттестующей организации, привлекаемой для проведения процедуры аттестации;
- в строке «основание для выдачи средств индивидуальной защиты работнику» средства защиты разделяются на обязательные и дополнительные (в ранее действующих документах этого условия не было):
- в подстроке «обязательные» отражаются наименование Типовых отраслевых норм, а также в данной подстроке рекомендуется указывать пункт, раздел, орган, утвердивший нормы, номер и дату утверждения;
- в подстроке «дополнительные» указываются средства защиты по результатам аттестации рабочих мест, которые закрепляются внутренним документом организации, например: коллективным договором, соглашением по охране труда, стандартом организации, менеджментом качества продукции и т.д. В данной подстроке могут быть указаны виды средств защиты, которые на основании аттестации рабочих мест были заменены на обеспечивающие более полную защиту от вредных факторов. Также в данную подстроку можно занести средст­ва защиты, которые необ­ходимы при работе на высоте, на строительных площадках, но не преду­смотрены Типовыми отраслевыми нормами, хотя необходимы при выполнении своих должностных обязанностей и должны быть на рабочем месте (например предохранительные пояса, каски). Они могут выдаться как дежурные;
- в строке «результаты оценки СИЗ» отражаются перечни СИЗ, положенных работнику согласно действующим нормам, а также проводится сравнительный анализ об их наличии, соответствии СИЗ усло­виям труда, наличии сертификата или дек­ларации соответствия с указа­нием номера и срока действия.
В протоколе отражается наличие заполненной в установленном порядке личной карточки учета СИЗ. Протокол не оформляется на те рабочие места, на которых средства защиты не преду­смотрены Типовыми нормами и не требуются по фактическому состоянию условий труда.
Если на рабочем месте соблюдены все требования, то оно считается соот­ветствующим требованиям обеспеченнос­ти работников СИЗ. Если есть хотя бы один и более несоответст­вий, рабочее место считается не соответст­вующим требова­ниям обеспеченности работников СИЗ (отсутствуют сертификаты, не в полном объеме выдаются средст­ва защиты в соответствии с Типовыми нормами и т.д.).
Дополнительно может быть проведена оценка эффективности выданных СИЗ (экспертная оценка действую­щих в организации процессов и мер, направленных на использование сертифицированных СИЗ для предотвращения и (или) уменьшения уровней воздействия на работников вредных и (или) опасных произ­водственных факторов). Это еще одно из направлений деятельности Минздравсоцразвития России, требующее определенных разработок в самое ближайшее время. Протокол обеспеченности работников СИЗ подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими оценку, а также от­ветственным должностным лицом аттестующей организации и заверяется печатью аттестующей организации. Сделанные выводы в протоколе оценки обеспеченности работников СИЗ переносятся в строку 030 карты аттестации рабочего места – «соответствует» или «не соответствует».

Выдача средств 
индивидуальной защиты

В последнее время на уровне Правительства РФ принимаются новые Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных спецодежды, спецобуви и других СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными усло­виями труда, а также на работах, выполняемых в особо температурных условиях или связанных с загрязнением, среди них:
- работникам организаций элект­роэнергетической промышленности от 25.04.2011 г. № 340 н (зарегистрирован в Минюсте РФ 24.05.2011 г. № 20834);
- работникам специфических профессий строительства метрополитенов, туннелей и других подземных сооружений специального назначения от 07.12.2010 г. № 1077н (заре­гистрирован в Минюсте РФ 30.12.2010 г. № 19480);
- работникам, занятым на эксплуатации метрополитенов от 07.12.2010 г. № 1078н (зарегистрирован в Мин­юсте РФ 30.12.2010 г. № 19481);
- работникам нефтяной промышленности от 09.12.2009 г. № 970н (зарегистрирован в Минюсте РФ 27.01.2010 г. № 16089);
- работникам автомобильного, морского, речного и внутризаводского железнодорожного транспорта от 22.06.2009 г. № 357н (зарегистрирован в Минюсте РФ 01.09.2009 г. № 14683);
- работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики от 01.10.2008 г. № 541н (заре­гистрирован в Минюсте РФ 20.10.2008 г. № 12499);
- работникам ЖКХ от 03.10.2008 г. № 543н (зарегистрирован в Минюсте РФ от 20.10.2008 г. № 12511);
- работникам сельского и водного хозяйства от 12.08.2008 г. № 416н (зарегистрирован в Минюсте РФ 05.09.2008 г. № 12229);
- работникам, занятым на строи­тельных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах от 16.07.2007 г. № 477 (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.10.2007 г. № 10332);
- типовые нормы выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслей экономики от 20.04.2006 г. № 297.

Ответственность 
работодателя

Минздравсоцразвитием РФ во исполнение поручений Президента РФ и Председателя Правительства РФ подготовлен законопроект по внесению изменений в Кодекс РФ об адми­нистративных правонаруше­ниях и ст. 143 Уголовного кодекса РФ, в соот­ветствии с которым предла­гается дополнить Кодекс перечнем административных правонарушений в области охраны труда, обусловленных несоблюдением работодателями своих обязанностей, установленных ст. 212 Трудового кодекса РФ, с увеличением штрафных санкций за данные правонарушения. Также подготовлена новая редакция ст. 143 Уголовного кодекса РФ, устанавливающая от­ветственность за нарушения требований охраны труда, если они повлекли за собой по неосторож­ности гибель двух и более лиц.
В настоящее время нарушение законодательства о труде и об охране труда согласно ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 1 до 5 тыс. рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1 до 5 тыс. рублей или админист­ративное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц – от 30 до 50 тыс. рублей или административное приос­тановление деятельности на срок до 90 суток;
- нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым адми­нистративному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет.
Законопроект предусматри­вает предложения по выделению шес­ти отдельных составов правонарушений в области охраны труда и устанавли­вает четкую градацию размера штрафных санкций в зависимости от тяжести последствий того или иного правонарушения, например:
- необеспечение работников СИЗ: от 100 до 200 тыс. рублей – за нарушения установленного порядка; от 300 до 500 тыс. рублей – за непроведение установленной процедуры вследст­вие полного игнорирования работодателем норм закона и от 500 до 600 тыс. рублей – за повторное (в течение года) аналогичное правонарушение;
- допуск к выполнению работ работников, не прошедших в установленном порядке обучение по охране труда, – от 100 до 600 тыс. рублей;
- неинформирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах – от 100 до 400 тыс. руб­лей и другие.
В заключение хотелось бы сказать о уже принятых изменениях в нормативной базе. Ст. 14.48 Кодекса об адми­нистративных правонарушениях дополнена и изменена в части предоставления недостоверных результатов исследований (испытаний), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. рублей либо дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет, а на юридических лиц – от 400 до 500 тыс. рублей. 

Все статьи рубрики