Уровень травматизма на строительных площадках Татарстана с каждым годом уменьшается
КУДРЯШОВ Василий Александрович
начальник Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан
Номер журнала:
Рубрика:
Задачи Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан при исполнении государственной функции — учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц.
Всего за семь месяцев 2016 года Инспекцией проведены 2183 проверки. В ходе проведенных проверок составлено 709 предписаний об устранении выявленных нарушений.
За отчетный период 159 объектов капстроительства, на которых были завершены работы, подтверждены заключениями о соответствии требованиям технических регламентов, иных нормативно-правовых актов и проектной документации. В целом по факту нарушений при строительстве объектов капитального строительства за 7 месяцев 2016 года (январь-июль) вынесено 719 постановлений о привлечении к административной ответственности в виде штрафов на сумму 23,6 млн руб.
Серьезные нарушения нормативных требований, а также требований в области охраны труда и техники безопасности, санитарных норм и правил, норм противопожарной безопасности выявляются в связи с отсутствием рабочей документации на объектах, проектов производства работ, документов, подтверждающих качество поступающих материалов, изделий (сертификаты, паспорта, накладные и т.п.), что не позволяет качественно вести строительство и, соответственно, в полном объеме осуществлять надзор на указанных объектах.
Одним из индикаторов качества эффективности строительного надзора является количество обращений жителей домов в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан на выявляемые скрытые недоделки в заселенных домах. Нужно отметить, что по сравнению с прошлым годом в 2015 году число выявляемых жильцами дефектов и недоделок в заселенных домах снизилось более чем в два раза — на 52 %. Это говорит о надлежащем надзоре за строительством со стороны сотрудников Госстройнадзора.
Для повышения эффективности Госстройнадзора и в антикоррупционных целях в Инспекции была создана служба внутреннего контроля в виде «Мобильного сектора», сотрудники которого проводят действия с целью предупреждения и выявления допущенных инспекторами нарушений при осуществлении государственного надзора с выездом на объект перед выдачей заключения о соответствии. «Мобильный сектор» контролирует соблюдение ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», соблюдение административного регламента предоставления государственных услуг, наличие соответствующей документации и выявляет нарушения в действиях должностных лиц при проведении строительного надзора.
Безопасность проведения строительных работ
Инспекция государственного строительного надзора Республики Татарстан в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей ведет надзор за соблюдением на объектах строительства республики требований охраны труда, безопасности строительства и соответствия организации строительных площадок установленным нормативам.
Нужно отметить, уровень травматизма на строительных площадках Татарстана с каждым годом уменьшается. Также число смертельных случаев уменьшилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так или иначе, вопрос нарушения охраны труда и техники безопасности всегда остается насущным.
Наиболее характерные нарушения требований по охране труда и технике безопасности, а они выявлены практически на всех строительных площадках, это в первую очередь:
- неудовлетворительная организация обучения и проведения инструктажа по охране труда с работниками на рабочих местах;
- у работников, находящихся на строительной площадке, отсутствует спецодежда, спецобувь, строительные каски и средства защиты;
- неудовлетворительная организация строительной площадки, а именно: проходы к рабочим местам не очищены от мусора, строительные материалы складируются с нарушением нормативных требований;
- отсутствие защитных, сигнальных ограждений рабочих мест, площадок, маршей и проходов к ним, расположенных на высоте более 1,3 метра, а также отсутствие ограждений ям и траншей;
- отсутствие защитных, сигнальных ограждений и знаков безопасности на границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов и потенциально опасных производственных факторов;
- грубые нарушения правил устройства и эксплуатации временных электросетей;
- работы на высоте выполняются со средств подмащивания (лесов, подмостей, настилов, площадок, лестниц и других аналогичных вспомогательных устройств и приспособлений), не обеспечивающих безопасные условия работы и др.
Также пристальное внимание сотрудниками Инспекции уделяется средствам подмащивания, в ходе проверок которых выявляются следующие нарушения:
1. Средства подмащивания (строительные леса) не соответствуют требованиям безопасности, а именно: имеют рабочие настилы с зазором между досками более 5 мм, настилы не прикреплены к поперечинам лесов, отсутствует бортовой элемент не менее 0,15 м, перильное и бортовое ограждения настилов, под концы каждой пары стоек лесов в поперечном направлении не укладывается цельная (неразрезная) подкладка из доски толщиной не менее 5 см.
2. Фактическое крепление лесов к стенам здания не соответствует рекомендациям по креплению лесов и не обеспечивает их устойчивости.
Санитарно-экологическое состояние строительных площадок
С 1 апреля по 30 мая 2016 года в Татарстане прошел санитарно-экологический двухмесячник по очистке территорий. В Инспекции была организована работа по обеспечению эффективного контроля за надлежащим санитарно-экологическим состоянием земельных участков, на территории которых осуществляется строительство, а также контроля за обеспечением своевременного вывоза строительных отходов производства со строительных площадок на объекты размещения отходов организациями, осуществляющими строительство.
В рамках санитарно-экологи-ческого двухмесячника в Татарстане были проведены 334 проверки на объектах, поднадзорных Инспекции государственного строительного надзора, выявлено 75 нарушений санитарно-экологических требований, наложено штрафов на 2,4 млн руб. Наиболее характерными нарушениями стали следующие:
1. На территории стройплощадки и прилегающей к ней территории выявлены скопления отходов строительного производства, твердых бытовых отходов на грунтовой поверхности.
2. Не организованы специальные места для складирования отходов и не осуществляется своевременный вывоз отходов.
3. В отклонении от утвержденного проекта организации строительства и стройгенплана объекта отсутствует проектный пункт мойки колес с оборотной системой водоснабжения с очистным устройством на въезде-выезде со стройплощадки для исключения выноса грязи и мусора со строительной площадки на проезжую часть.
4. Не установлены предусмотренные проектом организации строительства биотуалеты для санитарно-бытовых нужд работающих, на стройплощадке установлен и используется надворный туалет выгребного типа без водонепроницаемого выгреба, без подключения к сетям водопровода и канализации.
Пристальное внимание сотрудниками Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан уделяется средствам подмащивания, в ходе проверок которых выявляются следующие нарушения:
1. Средства подмащивания (строительные леса) не соответствуют требованиям безопасности, а именно: имеют рабочие настилы с зазором между досками более 5 мм, настилы не прикреплены к поперечинам лесов, отсутствует бортовой элемент не менее 0,15 м, перильное и бортовое ограждения настилов, под концы каждой пары стоек лесов в поперечном направлении не укладывается цельная (неразрезная) подкладка из доски толщиной не менее 5 см.
2. Фактическое крепление лесов к стенам здания не соответствует рекомендациям по креплению лесов и не обеспечивает их устойчивости.
Фотографии к статье взяты с сайта Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан.