Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2017

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 

Номера в бесплатном доступе

Выставки

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Предлагается законодательно предусмотреть возможность работодателя самостоятельно оценить свою деятельность на предмет соответствия ее обязательным требованиям, установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда"
КЛИМЕНКО Максим Михайлович, эксперт-консультант по промышленной безопасности,  директор по развитию экспертно-консалтинговой группы «МТК Эксперт»

Вопрос: Предприятие получило в хозяйственное ведение газовую котельную. Бывший собственник регистрировал ОПО «Сеть газопотребления». 
Готовимся оформлять объект на себя. Нужно ли проводить экспертизу промышленной безопасности сети газопотребления при смене юридического лица — владельца ОПО?

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда"
Гимадиев Алмаз Тагирович, заместитель руководителя Приволжского управления Ростехнадзора

В Приволжском управлении Ростехнадзора проанализировали состояние промышленной и энергетической безопасности

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда"

Поиск по сайту

Теги

Уроки ОЗП надо учесть при подготовке к новой зиме

КРЫЛОВА Елена Михайловна, заместитель руководителя Приволжского управления Ростехнадзора (по Республике Марий Эл)

КРЫЛОВА Елена Михайловна
заместитель руководителя Приволжского управления Ростехнадзора (по Республике Марий Эл)

Данилов Андрей Семенович, заместитель руководителя Приволжского управления Ростехнадзора (по Чувашской Республике)

Данилов Андрей Семенович
заместитель руководителя Приволжского управления Ростехнадзора (по Чувашской Республике)

Зарипов Марс Миннеханович, начальник Межрегионального отдела по надзору  за энергоснабжающими организациями, электрическими станциями и ГТС Приволжского управления Ростехнадзора

Зарипов Марс Миннеханович
начальник Межрегионального отдела по надзору за энергоснабжающими организациями, электрическими станциями и ГТС Приволжского управления Ростехнадзора

Номер журнала: 

Рубрика: 

В нашем импровизированном круглом столе приняли участие  руководители и специалисты Приволжского управления Ростехнадзора, которые представляют три региона — Республику Татарстан, Республику Марий Эл, Чувашскую Республику. 

- Какую оценку можно поставить тем, кто участвовал в подготовке к ОЗП 2016-2017 гг. и обес-печивал его прохождение? Насколько полной была подготовка? Были ли учтены недочеты и ошибки прошлых сезонов?

М.М. Зарипов: 
- Всего в отопительный период под контролем в Республике Татарстан находилось 164 теплоснабжающих и теплосетевых организаций, 1895 отопительных и отопительно-производственных котельных, 40 субъектов теплоэнергетики, из которых четыре осуществляют производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, 36 — передачу электрической энергии. 
При подготовке к осенне-зимнему периоду 2016-2017 г.г. согласно Федеральному закону от 27.07.2010 г, № 190-ФЗ «О теплоснабжении», во исполнение поручения заместителя председателя Правительства РФ Д.Н. Козака от 02.06.2016 г., Приволжским управлением Ростехнадзора были проведены проверки готовности к прохождению осенне-зимнего максимума 2016-2017 г.г., всех задействованных в прохождении ОЗП подконтрольных управлению организаций. По итогам проведенных внеплановых проверок было выявлено 2518 нарушений, привлечены к административной ответственности 11 юридических и 83 должностных лица.

Е.М. Крылова: 
- В отопительный период 2016-2017 гг. Марийским территориальным отделом Приволжского управления Ростехнадзора согласно срокам, указанных в распоряжениях, были проведены проверки 27 теплоснабжающих организаций из 40, 108 отопительных котельных из 383, выявлено 874 нарушений, привлечено к административной ответственности 36 должностных и девять юридических лиц.
По результатам проверок Приволжским управлением Ростехнадзора всем теплоснабжающим организациям были выданы предписания с указанием нарушений и сроков исполнения сентябрь-октябрь 2016 г. 
До 15.11.2016 г. Приволжским управлением были проведены проверки исполнения ранее выданных теплоснабжающим организациям предписаний, по результатам которых установлено, что 12 теплоснабжающими организациями нарушения в установленные сроки не исполнены. По результатам проверок должностные и юридические лица были привлечены к административной ответственности по ст.19.5 ч. 1 КоАП РФ, и вновь выданы предписания с указанием новых сроков исполнения.

А.С. Данилов: 
- В соответствии с требованиями ст.  20 Федерального закона от 27.07. 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверку готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляют как органы местного самоуправления поселений, городских округов, так и федеральный орган исполнительной власти с функциями контроля и надзора в сфере безопасного ведения работ, связанных с безопасностью электрических и тепловых установок, тепловых сетей. На территории Чувашской Республики это — Приволжское управление Ростехнадзора.
Нами проведены проверки хода подготовки к ОЗП в отношении энерго- и теплоснабжающих организаций. По состоянию на 01.09.2016 г. была проверена 41 организация. По результатам проведенных проверок выявлено 153 нарушения, привлечены к административной ответственности 18 должностных и три юридических лица, и выданы предписания со сроками устранения данных нарушений.

- Какие проблемы, связанные с  ОЗП, все-таки были выявлены этой зимой? В чем была их причина? Каким образом и насколько оперативно удалось их решить? Кто понес наказание за нарушения? Какие санкции применялись?

М.М.Зарипов: 
- Как уже говорилось ранее, еще на этапе подготовки к осенне-зимнему периоду инспекторами Ростехнадзора было выявлено 2518 нарушений. 11 юридических и 83 должностных лица были привлечены к штрафам 220 
и 158 тыс. руб. соответственно.
К сожалению, в разных районах Татарстана в ходе прохождения осенне-зимнего периода имели место аварийные ситуации как с электро-, так и с теплоснабжением. Приведем несколько примеров:
1. 21.12.2016 г. произошло отключение высоковольтной линии 110кВ «Сулеево-Чишма» 1,2 цепь.  Без электричества на время остались около 2 тыс. жителей Сармановского и Азнакаевского районов республики. Причина — провода верхней фазы приблизились на недопустимое расстояние к укосу траверсы опоры отпайки высоковольтной линии 110кВ «Сулеево-Чишма» на ПС 110кВ «Промысловая» (на балансе НГДУ «Джалильнефть» ПАО «Татнефть»). Внеплановая проверка ПАО «Татнефть» Ростехнадзором выявила ряд грубейших нарушений, приведших к аварии. Так, не было проведено техническое освидетельствование отпайки ВЛ-110кВ на ПС-159 «Промысловая», не было на объекте и технической документации. 
2. 10.12.2016 г. в г. Елабуга, на ул. Хирурга Нечаева, ООО «Промснабсервис» производил горизонтальное бурение для прокладки электрокабеля и повредил трубопровод тепловой сети. восемь многоквартирных домов почти на сутки остались без тепла. Актом расследования причин инцидента установлены четыре противоаварийных мероприятия. Все они выполнены. 
3. 15.03.2017 г. в филиале АО «Татэнерго» — «Казанские тепловые сети» произошел разрыв продольного сварного шва подающего трубопровода на 14-м тепловоде. Причина — усталость сварного шва наружной поверхности боковой образующей трубы при одновременном коррозийном износе. Заменен участок трубы длиной 11,8 м. 
4. 20.03.2017 г. на тепловоде №  4 филиала АО «Татэнерго» — «Казанские тепловые сети» произошел разрыв стенки подающего трубопровода. Причина — локальная язвенная коррозия наружной поверхности боковой образующей трубы. Пришлось заменить участок трубы длиной 4 м, при этом теплоснабжение потребителей не прекращалось. По результатам расследования причин инцидента установлено семь противоаварийных мероприятий, все предписания выполнены.
Шесть аварий произошло на подземно расположенных трубопроводах тепловых сетей г. Нижнекамск. Причина — общая: длительная эксплуатация трубопроводов без должного контроля за их состоянием, а также несвоевременный или некачественный ремонт. 
Имели место и факты сокрытия аварийных ситуаций. Так, филиал АО «Татэнерго» — Казанская ТЭЦ-2 умолчал об аварийном отключении ТГ-2 в конце 2016 г. Между тем ремонт занял более 25 суток. А такие случаи согласно п.4 «Правил расследования причин аварий в электроэнергетике», подлежат расследованию комиссией под руководством федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением требований безопасности в электроэнергетике.
08.12.2016 г. в течение одних суток произошло сразу два отключения электроснабжения котельной № 4 АО «Альметьевские тепловые сети», что привело к остановке водогрейных котлов и мини-ТЭЦ. Только благодаря оперативным действиям персонала удалось избежать прекращения подачи тепла населению г. Альметьевска.

Котельные на резервное топливо, случись такая необходимость во время отопительного периода, перейти не смогут, так как оборудование резервного топливного хозяйства неисправно.

Е.М. Крылова:
- Напомню, что в процессе подготовки к ОЗП 2016-2017 гг., в Республике Марий Эл к административной ответственности за обнаруженные нарушения и несвоевременное их устранение были привлечены девять юридических и 36 должностных лиц (общая сумма наложенных штрафов составила 252 тыс. рублей). 
Несоответствие технических ус-тройств требованиям правил, отсутствие нормативного запаса топлива и подготовленного персонала, непроведение поднадзорными предприятиями технических освидетельствований зданий и технических устройств, а также то, что 70 % этих техустройств уже выработали нормативный срок службы, не гарантировало безаварийное прохождение отопительного периода 2016-2017 гг. 
В процессе прохождения осенне-зимнего периода 2016-2017 гг., Марийский территориальным отделом проводились проверки исполнения теплоснабжающими организациями ранее выданных предписаний. По факту неисполнения были возбуждены дела об административных правонарушениях по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ в отношении восьми должностных лиц, на общую сумму в 6,5 тыс. руб. и девяти должностных лиц на общую сумму в 87,5 тыс. руб. Отмечу, что 10 теплоснабжающих организаций 85 нарушений в установленные сроки не устранили. 
Одновременно Марийским ТО, в период с января по май 2017 г. было проведено 20 плановых выездных проверок относительно энергосбережения и энергоэффективности, выявлено 75 нарушений. К административной ответственности по ст. 9.11 КоАП РФ привлечено 20 должностных лиц. Основные нарушения: электротехнический персонал и персонал, обслуживающий тепловые энергоустановки не проходит проверку знаний норм и правил; электроустановки не обеспечены испытанными средствами защиты; в индивидуальных тепловых пунктах манометры установлены без трех-ходовых кранов или заменяющих его устройств, позволяющих проводить периодическую проверку манометра; в индивидуальных тепловых пунктах отсутствуют устройства для механической очистки от взвешенных частиц; не проводится периодическая проверка готовности узлов учета к эксплуатации перед отопительным сезоном (не проводится нумерация и ревизия запорной арматуры); отсутствуют должностные инструкции и инструкции по эксплуатации для персонала, эксплуатирующего теплопотребляющие энергоустановки, отсутствуют схемы ИТП с установленными в них оборудованием, трубопроводами, арматурой и контрольно-измерительными приборами; нарушена тепловая изоляция на трубопроводах, проложенных в подвалах. 

А.С. Данилов: 
- Аварий, послуживших причиной прекращения энергоснабжения потребителей более чем на сутки, а также аварийных ситуаций при теплоснабжении, расследование которых, согласно Правилам о расследовании причин аварийных ситуаций при теплоснабжении должно проводиться органами Ростехнадзора, в осенне-зимний отопительный период в Чувашской Республике зафиксировано не было. Благодаря масштабной работе, проделанной инспекторским составом в период подготовки к ОЗП, удалось избежать крупных аварий в  котельных, на инженерных сетях и в жилых домах. 
 В то же время на тепловых сетях г. Чебоксар (обслуживаются ООО «Коммунальные технологии») зафиксировано пять аварийных ситуаций, приведших к перерывам в теплоснабжении на срок более шести часов, либо приведших к снижению температуры теплоносителя в подающем тепловоде на 30 и более процентов. 
Проводимые проверки продемонстрировали однотипные нарушения, характерные для целого ряда организаций: так, не в полном объеме обеспечивается категория надежности электроснабжения котельных (зафиксировано в МП УР «Урмарытеплосеть», ООО «Коммунальщик»  
(г. Козловка), МУП ДЭЗ ЖКХ «Ибресинского района», СПОК «Дружба» (Чебоксарский район), ООО «Исток» (Красночетайский район);  нарушение тепловой изоляции трубопроводов (ООО «Коммунальщик» (г. Козловка), МП УР «Урмарытеплосеть»); отсутствие заключенного в установленном федеральным законодательством порядке соглашения об управлении системой теплоснабжения (ГУП «Чувашгаз» (г. Чебоксары), ООО «Новое село», СПОК «Дружба», МУП ЖКХ «Ишлейское» (Чебоксарский район), ООО «Юманайское ЖКХ» (Шумерлинский район), МП УР «Урмарытеплосеть» (пгт Урмары), ООО «Коммунальщик» (г. Козловка); отсутствие утвержденного графика ограничения теплоснабжения в случае дефицита тепловой мощности источников и пропускной способности сетей (ООО «Новое село», СПОК «Дружба», МУП ЖКХ «Ишлейское» Чебоксарский район.

- Какие основные нарушения и замечания при подготовке муниципальных образований и районов к ОЗП выявляются при работе комиссией по проверке? Каковы причины в отказе выдачи паспорта готовности к ОЗП? Все ли районы и муниципальные образования Республики Татарстан получили паспорта готовности к ОЗП 2016-2017 гг.?

М.М. Зарипов: 
- В Татарстане паспорта готовности к осенне-зимнему периоду получили не все. Так, из 36 субъектов электроэнергетики, осуществляющих деятельность на территории Республики Татарстан, акты готовности выданы только 35 организациям. Предприятие ООО «КАМАЗ-Энерго» было признано не готовым к работе в условиях осенне-зимнего периода 2016-2017 гг. и паспорт готовности не получило.
Из 164 теплоснабжающих и теплосетевых организаций акты готовности не получили восемь. 
По итогам оценки готовности к прохождению осенне-зимнего максимума 2016-2017 гг., из 45 муниципальных образований Республики Татарстан пять муниципальных образований также не получили паспорта готовности  — это г. Казань (паспорта готовности не получили шесть теплоснабжающих организаций — ОАО «Судоходная компания «Татфлот», Казанский территориальный участок Горьковской дирекции по тепловодоснабжению, ООО УК «Оржив-1», филиал ООО УК «Просто молоко» (Казанский молочный комбинат), ТСЖ «Наш дом-1» и Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»), г. Набережные Челны (не определена эксплуатирующая организация), Агрызский (АО «Таткамунэнерго»), Новошешминский (Новошешминский отдел образования) и Спасский (Спасский отдел образования) муниципальные районы. Два района обратились повторно для получения акта, но по результатам повторной проверки готовым к прохождению ОЗП был признан только Спасский муниципальный район. 
При проверке готовности к ОЗП 2016-2017 гг., выяснилось, что самый молодой город России — Иннополис  — до сих пор не включен в состав муниципального образования Верхнеуслонский район. Не заявлен Иннополис и как отдельный субъект. Паспорта готовности к ОЗП он не получал. 

Эксплуатация котлов проводилась без докотловой обработки воды, что приводит к скорейшему износу оборудования.

Е.М. Крылова:
- При проверках Приволжским управлением Ростехнадзора 17 муниципальных образований Республики Марий Эл было установлено, что ряд МО не выполнили требования раздела V п. 18 подпункта 4 Правил по оценке готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ № 103 от 12.03.2013 г. Так, инспекторы управления установили, что на 49 котельных не было обеспечено наличие запаса основного (уголь) и резервного (дрова) топлива. Отмечена серьезная нехватка подготовленного персонала на объектах. Зафиксировано, что техническое освидетельствование зданий и сооружений, специализированными организациями — не проводилось.Также не был должным образом проведен осмотр тепловых сетей. Между тем на ряде участков тепловая изоляция сетей  оказалась нарушена и в порядок на момент проверок приведена не была. Инспекторы Ростехнадзора также отмечают, что на объектах теплоэнергетики не проводились должным образом осмотры, текущий и капитальный ремонты дымовых труб. Эксплуатация котлов проводилась без докотловой обработки воды, что приводит к скорейшему износу оборудования. С нарушением требований правил производилась эксплуатация баков-аккумуляторов. 
Все эти нарушения привели к тому, что 10 муниципальных образований и один городской округ Республики Марий Эл паспорта готовности к ОЗП не получили. Это: г. Йошкар-Ола, Горномарийский, Килемарский, Куженерский, Мари-Турекский, Медведевский, Моркинский, Новоторъяльский, Оршанский, Параньгинский и Юринский муниципальные районы. Повторно за актом готовности обратился только один муниципальный район — Медведевский. 

А.С. Данилов: 
- На территории Чувашской Рес-публики паспорта готовности к отопительному периоду 2016-2017 гг., не получили два муниципальных образования — это г. Канаш (одна из энергоснабжающих организаций – ЗАО «Промтрактор-Вагон» — продолжала использовать выработавшие ресурс технические устройства, не позаботившись о проведении экспертизы безопасности и определения остаточного ресурса. Кроме того, на предприятии не проводилась докотловая обработка воды, и инспекторам так и не смогли предъявить режимные карты котлов, акт и заключение о проведении режимо-наладочных испытаний паровых котлов специализированной организацией. Также предприятие не переоформило лицензию на эксплуатацию одного опасного производственного объекта) и Алатырский район (две котельные — в самом г. Алатырь и п. Восход. Организация, ранее эксплуатирующая котельные ООО «ЖКХ» Алатырского района, была признана банкротом, и две котельные на момент проверки так и не были переданы на обслуживание иной, имеющей необходимую лицензию специализированной организации).

- В настоящее время разворачивается подготовка к ОЗП 2017-2018 гг. Создана ли комиссия по подготовке? Кто в нее вошел? Какими нормативными актами будет регулироваться подготовка к ОЗП 2017-2018 гг.?

М.М. Зарипов: 
- Основные нормативные акты при подготовке к осенне-зимнему периоду 2017-2018 г.г., остаются прежними. Особый же упор организациям, обеспечивающим подачу тепла населению и на социальные объекты, надлежит сделать на состояние технологического оборудования, степень износа которого вызывает серьезные опасения. 

Е.М. Крылова:
- 24.04.2017 г., Правительством Республики Марий Эл было принято Постановление «О подготовке объектов жизнеобеспечения населения и социальной сферы в Республике Марий Эл к работе в осенне-зимний период 2017-2018 гг.». Администрациям муниципальных районов и городских округов республики рекомендовалось в срок до 27.04.2017 гг. предоставить в Марийский территориальный отдел Приволжского управления Ростехнадзора программы оценки готовности к предстоящему осенне-зимнему периоду. Однако по состоянию на 22 мая лишь семь муниципальных образований предоставили в Управление такие программы: Советский, Сернурский, Медведевский, Параньгинский, Килемарский муниципальные районы, а также города Козьмодемьянск и Волжск. 

А.С. Данилов: 
- В целях подготовки к осенне-зимнему периоду 2017-2018 гг., Чувашский территориальный отдел Приволжского управления Ростехнадзора предлагает муниципальным образованиям разработать график ремонтов объектов жилищно-коммунального хозяйства и объектов инфраструктуры, а также создать комиссии (с включением в их состав представителей управления) по проверке готовности муниципальных образований к ОЗП. Обязательным требованием является заключение договоров на эксплуатацию опасных производственных объектов с организациями, имеющими лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов.

- Что необходимо учесть и на что обратить внимание в первую очередь в ходе подготовки к предстоящему ОЗП районам и муниципальным образованиям, предприятиям и организациям? Что Вам кажется наиболее важным при подготовке к ОЗП, учитывая Ваш опыт?

М.М. Зарипов: 
- Практически во всех районах Республики Татарстан имеются сложности как в генерации, так и сетях. Основной проблемой являются высокая степень изношенности и низкая скорость замены оборудования. Основными направлениями реконструкции на объектах энергетики являются проекты, позволяющие наращивать мощности, а замене оборудования уделяется гораздо меньше внимание. Взять, например, г. Нижнекамск: в общей сложности там эксплуатируется 141 км трубопроводов в двухтрубном исчислении, половина — подземно проложенные трассы. Износ сетей составляет порядка 50 %. Ориентировочные расчеты показывают: для того, чтобы поддерживать сети в безаварийном состоянии, ежегодно нужно производить замену не менее чем пять км, а реально замена составляет всего 500-600 метров в год. Вынуждены признать, что при таком подходе количество аварий будет расти в геометрической прогрессии. 
Для исправления сложившейся ситуации необходимо реально оценить состояние сетей в каждом муниципальном образовании, наращивать скорость по замене изношенного оборудования. К сожалению, практика выявления «слабых мест» на сетях методом порыва высоким давлением при испытаниях приводит к обнаружению дефектов только в тех случаях, когда стенки трубопроводов истончаются до критических величин в 1-2 мм (при норме толщины в 8 мм). Не выявленные ослабленные участки проявляют себя уже в отопительный сезон, когда коррозийное воздействие на трубопроводы возрастает. Чтобы избежать опасности зимних прорывов теплотрасс, а значит и угрозы оставления людей без тепла, необходимо активнее переходить на методы диагностирования, эффективно используемые на более опасных производственных объектах нефтехимии и  нефтепереработки. 
Следует особо подчеркнуть, что тепловые сети, обеспечивающие теплом социально значимые объекты, законодательно относятся к III классу опасности, что соответствует ОПО, на котором эксплуатируется 20 тонн высокотоксичных веществ или 50 тыс. тонн горючих жидкостей. Согласитесь, что сложно представить ситуацию, когда, например, нефтепровод эксплуатируется до разрыва, а замена начиналась бы только после аварии. 

Е.М. Крылова: 
-Хочется обратить внимание теплоснабжающих организаций на необходимость формирования достаточного для прохождения всего отопительного сезона запаса основного и резервного топлива. Кроме того, мы указываем на необходимость своевременной проверки качества поступающего топлива (угля). Делать это необходимо в специализированных (аккредитованных) лабораториях.

Все статьи рубрики