Тушение пожара и действия работников на речном транспорте

КНЯЗЕВ Алексей Андреевич
старший инженер отдела государственного пожарного надзора Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике
Номер журнала:
Рубрика:
Предупреждение, локализация и тушение пожаров аналогичны для судов всех типов. Кроме того, проведение операций по борьбе с пожаром требует четкой согласованности действий на всех этапах.
На начальном этапе действий осуществляется подача сигнала тревоги и сообщение о месте возникновения пожара. Сигнал тревоги подается обычно одним из членов экипажа. Сообщение о месте возникновения пожара позволяет определить конкретное место работы пожарных; тип пожара, его интенсивность, возможность распространения, последовательность действий; системы вентиляции, которые следует отключить; двери и люки, которые следует закрыть, чтобы локализировать пожар.
Эффективность борьбы с пожаром зависит от местонахождения его очага и особенностей конструкции судна. Огнетушащее вещество выбирается в зависимости от свойств горящих материалов, а выбор способа атаки — от местонахождения пожара. Конкретные условия пожара определяют порядок проведения операции по борьбе с ним.
Руководитель операции, находясь на месте пожара, проводит оценку пожарной ситуации. По возможности быстро определяются: тип пожара (какие материалы горят), огнетушащее вещество, требуемый способ атаки, способ предотвращения распространения огня, количество людей, привлекаемых к тушению пожара, и другие задачи. При оценке условий пожара должна быть налажена связь, и определено место сосредоточения спасателей и техники. Связь устанавливается по телефону, посыльными и двухсторонней радиосвязью.
Место сосредоточения спасателей и техники должно выбираться в незадымленной зоне, но как можно ближе к месту пожара. Идеальным является место на открытой палубе с наветренной стороны. Если пожар возник в нижней части судна, то спасатели и техника сосредотачиваются ниже палубы, желательно поблизости от судового телефона. Если телефон отсутствует, то разворачивается временный пункт связи. Спасатели и техника не должны располагаться там, где существует опасность пожара. Все средства борьбы с ним должны быть доставлены к месту нахождения спасателей и техники. Туда же доставляется все необходимое для оказания первой помощи пострадавшим. Немедленная атака предпринимается для предотвращения или ограничения распространения огня на прилегающие к пожару районы. В зависимости от пожарной ситуации существуют два способа атаки — прямой и непрямой, которые при правильном их применении в равной степени эффективны, но значительно отличаются по мерам пожаротушения. При прямой атаке огнетушащее вещество направляется непосредственно в очаг пожара. Приблизиться к зоне пожара нетрудно, если пожар еще небольшой. Однако по мере его усиления тепло, газы и дым затрудняют локализацию огня и подход к очагу. Если пожар уже набрал силу, то прямую атаку сочетают с вентиляцией, то есть отводом продуктов сгорания, оказавшихся внутри судна, в атмосферу. Большая часть смертельных случаев в результате пожара является следствием не воздействия пламени, а отравления газами, образующимися при сгорании, или недостатка кислорода. С целью отвода газа наружу открывают двери, иллюминаторы, люки. Непрямая атака применяется, когда спасатели не могут приблизиться к очагу пожара: как правило, это может происходить в нижней части судна. Успех непрямой атаки зависит от полной локализации пожара. Все возможные пути распространения огня должны быть отрезаны закрытыми дверями и люками, отключенной системой вентиляции. Атака в этом случае производится с определенного расстояния.
При одном из способов тушения в помещение, где возник пожар, пробивается небольшое отверстие, куда вставляется ствол и впрыскивается распыленная струя воды. Вода превращается в пар, который действует как средство объемного тушения. Для успешной атаки этим способом, во-первых, необходимо полностью локализовать огонь, чтобы с помощью пара уменьшить содержание кислорода в воздухе зоны пожара, во-вторых, такая атака возможна лишь при достаточно высокой температуре, позволяющей превратить воду в пар. Другой способ непрямой атаки связан с применением такого вещества объемного тушения, как углекислый газ. Спасение людей, оставшихся в помещениях судна, должно осуществляться одновременно с тушением пожара. Если к спасательным работам приступить не сразу, то в результате прямой атаки с использованием распыленной струи воды пожар может переместиться в район, где находятся люди. При непрямой атаке возможно образование пара, который способен вызвать ожоги у людей.
До того как пострадавшему будет оказана первая помощь, его необходимо эвакуировать с места происшествия. Отравившегося угарным газом следует как можно быстрее вынести на свежий воздух. Человека, находящегося под обломками, высвобождают и выносят из опасного места, затем осматривают и при необходимости оказывают медицинскую помощь.
Специфической особенностью деятельности спасателей является выполнение ПСР под водой, включающих в себя оказание помощи пострадавшим, находящимся под водой, поиск и подъем утонувших, эвакуацию людей из отсеков затонувших судов, обследование дна и поиск затонувших предметов, обследование подводной части судна, обнаружение повреждений судна и их устранение, обследование подводных гидротехнических сооружений, расчистку фарватера, промывку тоннелей, участие в подъеме затонувших судов и различных предметов.
Действия работников
в случае пожара
На пассажирских судах обязательно должна быть информация для пассажиров с указанием их действий по общесудовой тревоге при пожаре в каюте или обнаружении его признаков на судне, а также другая информация, которую администрация судна считает необходимой. На пассажирских судах, перевозящих иностранцев, информация должна быть изложена на русском и английском языках, оформлена в виде стенда и помещена в вестибюлях пассажирских помещений.
В пассажирских каютах на видном месте у выхода должна быть вывешена каютная карточка, в которой указываются: значение сигналов тревог, обязанности и место сбора пассажиров данной каюты по тревогам, номер и место нахождения спасательного средства, за которым закреплены пассажиры каюты по шлюпочной тревоге.
В течение 24 часов после посадки пассажиров в начальном пункте рейса, а также после посадки большого количества пассажиров в промежуточных пунктах с использованием средств радиосвязи или путем сбора пассажиров должен быть проведен инструктаж о мерах пожарной безопасности, которые они должны соблюдать в рейсе.
При дальнейшем следовании в рейсе необходимо ежедневно проводить передачу по судовой радиотрансляции о соблюдении пассажирами противопожарного режима на судне. Текст передачи утверждается капитаном судна и может быть записан на магнитную ленту.
На пассажирских 2-4-палубных судах в целях своевременного обнаружения пожара необходимо вести постоянный контроль над соблюдением противопожарного режима.
Мероприятия по контролю должны состоять из обхода производственных и служебных помещений по утвержденным капитаном судна маршрутам; проверки соблюдения пассажирами установленного на судне противопожарного режима; проверки положения противопожарных закрытий согласно их маркировке или приказу по судну; немедленного оповещения вахтенного начальника об обнаруженных недостатках, неисправностях и о возникновении пожара. О результатах выполнения данных мероприятий делается соответствующая запись в вахтенном журнале.
На что нужно обратить внимание в статье:
1. При оценке условий пожара должна быть налажена связь и определено место сосредоточения спасателей и техники. Связь устанавливается по телефону, посыльными и двухсторонней радиосвязью.
2. Место сосредоточения спасателей и техники должно выбираться в незадымленной зоне, но как можно ближе к месту пожара. Идеальным является место на открытой палубе с наветренной стороны. Если пожар возник в нижней части судна, то спасатели и техника сосредотачиваются ниже палубы, желательно поблизости от судового телефона.
3. Спасение людей, оставшихся в помещениях судна, должно осуществляться одновременно с тушением пожара.
4. В течение 24 часов после посадки пассажиров в начальном пункте рейса, а также после посадки большого количества пассажиров в промежуточных пунктах с использованием средств радиосвязи или путем сбора пассажиров должен быть проведен инструктаж о мерах пожарной безопасности, которые они должны соблюдать в рейсе.