Территориальные управления Ростехнадзора начали проверку деятельности CРО
ЕЛИЗАРЬЕВА Марина Юрьевна
советник отдела государственного строительного надзора и надзора за СРО Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
В 2013 году было создано Министерство строительства и ЖКХ РФ, которому был передан ряд функций Минрегионразвития РФ, в том числе по разработке и утверждению перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
На сегодняшний день эта работа идет совместно с национальными объединениями саморегулируемых организаций. Федеральная служба по технологическому, экологическому и атомному надзору принимает непосредственное участие в этом процессе. Для получения хозяйствующим лицом свидетельства СРО о допуске к тому или иному виду работ установлен ряд, казалось бы, минимальных требований (статьи 55.6, 55.8 Градостроительного кодекса РФ). Заявитель должен направить в саморегулируемую организацию определенный перечень документов, подтвердить наличие необходимого количества специалистов, их квалификацию, подтвердить, что эти специалисты регулярно проходят повышение квалификации. Если они выполняют работы на особо опасных, технически сложных объектах, поднадзорных Ростехнадзору, то они должны быть аттестованы в области промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений. При наличии всех подтверждающих документов саморегулируемая организация принимает решение о приеме хозяйствующего субъекта в члены СРО и о выдаче свидетельства о допуске к тем или иным видам работ.
Далее в течение трех дней заявитель, уже являясь членом СРО, должен оплатить вступительный взнос и взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в полном объеме. В приложении к свидетельству о допуске указан весь перечень видов работ, которые может выполнять данный хозяйствующий субъект.
Важно отметить, что СРО может выдать свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении только видов работ, решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске которых отнесено общим собранием членов СРО к сфере деятельности саморегулируемой организации. По итогам собрания строительная организация обязана подать соответствующие документы в Ростехнадзор на включение в реестр принятых изменений. Только после регистрации изменений Федеральной службой саморегулируемая организация получает право выдавать новые свидетельства о допуске. Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией без ограничения срока и территории его действия.
Но, как показали надзорно-контрольные мероприятия, проведенные Ростехнадзором в отношении саморегулируемых организаций, даже эти минимальные требования нарушаются часто нарушаются.
Контрольно-надзорная деятельность в отношении СРО
Ростехнадзору поручено ведение государственного реестра саморегулируемых организаций. На 1 сентября текущего года в нем зарегистрировано 505 саморегулируемых организаций, из них 273 основаны на членстве лиц, осуществляющих строительство, 192 — на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, 40 — инженерные изыскания. Помимо ведения Государственного реестра СРО Ростехнадзор осуществляет функции по надзору за их деятельностью. В ст. 55.19 Градостроительного кодекса РФ определены соответствующие надзорные механизмы. В первую очередь это плановые проверки. Начиная с 2014 года, они проводятся и территориальными управлениями Ростехнадзора. До этого данная функция была прерогативой центрального аппарата Федеральной службы.
Следующий механизм — это внеплановые проверки. Перечень оснований для их осуществления определен в Градостроительном кодексе РФ. Отмечу, что государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей...», но с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных ст. 55.19 Градостроительного кодекса РФ.
Еще одно направление — это систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ поступивших в Ростехнадзор документов и сведений, мониторинг размещенной на официальных сайтах саморегулируемых организаций информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Перечень информации, которая должна размещаться в свободном доступе на этих ресурсах, определена в ст. 7 Федерального закона «О саморегулируемых организациях». Ростехнадзор осуществляет мониторинг и этой деятельности СРО.
Результаты 2014 года
Представим результаты кон-трольно-надзорной деятельности Ростехнадзора в отношении саморегулируемых организаций за семь месяцев 2014 года. На 2014 год было запланировано 112 плановых проверок. Из них на 1 сентября текущего года проведено 70. Внеплановых проверок проведено 57, из них 34 — проверки ранее выданных предписаний, 23 проверки осуществлены по обращениям, поступившим в Ростехнадзор.
Практически все проверенные саморегулируемые организации допускают нарушения как Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона «О саморегулируемых организациях», так и собственных документов, которые они разрабатывают в рамках своей деятельности.
В ходе плановых мероприятий не были проведены проверки в отношении трех СРО в связи с отсутствием их по месту государственной регистрации. По двум из них судом вынесены постановления о назначении административного наказания за воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органа государственного надзора. Выявлен факт предоставления подложных документов — справки из банка о наличии компенсационного фонда. Материалы по данному факту направлены в МВД РФ и прокуратуру. К сожалению, ни в Градостроительном кодексе РФ, ни в законе «О саморегулируемых организациях», ни в законе «О банковской деятельности» не предусмотрен механизм предоставления надзорным органам банковской информации о компенсационных фондах саморегулируемых организаций.
Было выявлено более 600 нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности и о СРО. Вынесено 10 постановлений о назначении административного наказания за нарушения саморегулируемой организацией обязанностей по раскрытию информации.
Остановимся на основных нарушениях требований, предъявляемых к саморегулируемым организациям законодательством РФ, выявленных при проведении плановых и внеплановых проверок.
В первую очередь это нарушения требований в отношении выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и правил контроля над деятельностью членов саморегулируемой организации, в том числе:
- уплата взносов в компенсационный фонд третьими лицами или в рассрочку;
- выдача свидетельств о допуске до оплаты взноса в компенсационный фонд;
- несоблюдение минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске;
- неоднократная неуплата или несвоевременная уплата членских взносов в течение года;
- неприменение предусмотренных законодательством мер дисциплинарного воздействия к членам саморегулируемой организации.
В ряде СРО членские взносы не платятся в течение двух лет. При этом никаких дисциплинарных мер к ним не применяется. В некоторых СРО отсутствует контроль над деятельностью своих членов, не соблюдаются сроки проведения их проверок. Сами проверки если и осуществляются, то формально. Нарушаются условия членства в саморегулируемых организациях. Таким образом, хозяйствующие субъекты, которые не удовлетворяют даже минимальным требованиям, предъявляемым к членам СРО, могут осуществлять работы, по сути, не имея права на эту деятельность. Присутствуют нарушения, связанные с раскрытием информации СРО о своей деятельности и деятельности своих членов.
К вопросу о контроле. В ст. 55.14 Градостроительного кодекса РФ указывается, что саморегулируемая организация вправе рассматривать жалобы на действие своих членов. К чему привело слово «вправе»? Многие некоммерческие партнерства, ссылаясь на то, что это «право», а не «обязанность» игнорируют жалобы. Но есть добросовестные СРО, которые не только рассматривают, но и выезжают на объект, проверяют все указанные в жалобе возможные факты нарушения законодательства. Приглашают на рассмотрение жалобы не только виновное лицо, но и, как установлено в Градостроительном кодексе РФ, лицо, направившее жалобы, и выносят соответствующие меры дисциплинарного воздействия, если факты подтверждены.
Нарушения и наказания
В настоящее время в КоАП РФ установлено всего три статьи, которые можно применить к саморегулируемым организациям:
- Статья 19.4.1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля — наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствующем размере.
- Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль — наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствующем размере.
- Статья 14.52. Нарушение саморегулируемой организацией обязанностей по раскрытию информации — предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствующем размере.
Нормотворчество
Система СРО требует совершенствования нормативно-правовой базы. В этом году появилось соответствующее поручение Президента РФ. Ростехнадзором разрабатываются законопроекты по следующим направлениям:
- внесение изменений в Градостроительный кодекс РФ;
- внесение изменений в Гражданский кодекс РФ;
- внесение изменений в ст. 333.33 Налогового кодекса РФ;
- внесение изменений в КоАП РФ;
- внесение изменений в Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
- внесение изменений в Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О СРО»;
- внесение изменений в Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».
Законопроекты размещены на официальном сайте regulation.gov.ru.