Технологическая модернизация становится энергодонором экономики
ЛОГИНОВ Вячеслав Васильевич
начальник Удмуртского территориального отдела по надзору в энергетике и котлонадзору Западно-Уральского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
Действие документа распространяется в том числе на предприятия (вне зависимости от их организационно–правовых форм), на руководителей организаций, а также на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей. Контролирующими функциями наделяются федеральные органы исполнительной власти и ее уполномоченные представители, которые будут осуществлять контроль над соблюдением норм энергосбережения и энергоэффективности на федеральном и региональном уровнях соответственно.
В числе прочего эти правила гос-контроля определяют порядок проведения обязательных проверок соблюдения закона.
Они будут проходить дважды каждые три года, причем совместно с другими органами исполнительной власти: такая возможность также прописана в документе. Акт проверки оформляется должностным лицом контролирующего органа по ее завершению в двух экземплярах. В случае, если проверяемая сторона окажется несогласной с актом проверки и приложенным к нему предписанием на устранение выявленных нарушений, для нее предусмотрена возможность в течение 15-ти дней после получения соответствующих документов составить письменное возражение.
В целом снижение потребления топлива на электростанциях возможно за счет повышения эффективности теплоснабжения и теплопотребления. Огромный потенциал существует и в ЖКХ: в жилых, коммерческих и общественных зданиях инвестиции в энергосбережение могли бы привести к существенной ежегодной экономии.
Достичь поставленных целей невозможно в одностороннем порядке, без системного подхода и при отсутствии правовой базы. Принятие Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в корне поменяло ситуацию. Вместе с соответствующей нормативной базой он создал предпосылки для успешной реализации программ по снижению энергоемкости, особенно в сфере ЖКХ.
Государство также уделило внимание вопросам энергоаудита. Этот вид контроля становится обязательным для всех предприятий ТЭК, крупных потребителей энергоресурсов, органов государственной и местной власти, бюджетных и регулируемых организаций.
По закону энергетические обследования должны проводиться на них не реже одного раза в пять лет. В результате такой проверки предпри-ятие или организация будут получать паспорт, состоящий из трех разделов: потребление энергоресурсов, потенциал энергосбережения и типовые мероприятия по энергосбережению.
Филиал ОАО «ТГК-5» Удмуртский (входит в ЗАО «КЭС») в 2011 году уже сэкономил 2263 тонны условного топлива. Экономия топлива на ТЭЦ филиала стала возможной благодаря улучшению одного из важнейших показателей эффективности работы электростанций — удельного расхода топлива на выработку энергоресурсов.
Так, удельный расход условного топлива филиала на отпуск электроэнергии по сравнению с 2010 годом уменьшился на 1,2 г/кВтч. Эти цифры являются неотъемлемой частью программы повышения энергетической эффективности генериру-ющего предприятия, рассчитанной на 2009-2012 гг.
Экономия топлива достигается преимущественно за счет поддержания оптимального и экономичного режима эксплуатации генерирующего оборудования, а также за счет его своевременных и качественных ремонтов и внедрения новых технологий и материалов при модернизации энергопроизводства.
Все ремонтные программы, реализованные в 2011 году на Ижевских ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и Сарапульской ТЭЦ, направлены на повышение надежности и улучшение технико-экономических показателей работы станций. В процессе ремонтов и реконструкции действующего оборудования внедряются новые технологии. Все основные характеристики его работы (присосы воздуха, температура уходящих газов, пароводяные потери и прочие) приводятся в соответствие с нормативными требованиями. Это ведет к снижению затрат, потерь и издержек при производстве и транспортировке тепло- и электроэнергии.
Экономия, в свою очередь, позволяет филиалу направлять средства на развитие предприятий, обновление производственных фондов и повышение конкурентоспособности электростанций. В итоге энергосбережение и энергоэффективность дают предприятию существенный запас прочности, необходимый для поддержания высокого уровня надежности тепло- и электроснабжения потребителей.
В законе «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» заложены решения для многих стратегических задач, которые стоят перед российским теплоснабжением.
Прежде всего, обозначен приоритет развития когенерации (процесс совместной выработки электрической и тепловой энергии) как наиболее эффективного способа выработки тепла и электроэнергии. Не секрет, что оборудование, установленное на электрических станциях, к сожалению, до сих пор характеризуется высоким уровнем износа. По официальным данным он достигает 70-75 %. Эта неприятная ситуация вызвана тем, что в последние 25 лет отечественная энергетика практически не модернизировалась. Очевидно, что основные фонды требуют значительного обновления.
Решение этой задачи является одним из основных направлений деятельности КЭС-Холдинга. Крупная инвестиционная программа ЗАО «КЭС» «Диадема» включает в себя 24 проекта на 16-ти площадках, и к концу 2015 года КЭС планирует суммарно ввести в работу более 3 ГВт мощности — это почти в два раза больше, чем знаменитый план ГОЭЛРО.
Сегодня для республики, и всей страны в целом модернизация энергетики не менее актуальна, чем век назад. Ведь именно энергетики должны поддерживать рост экономики в регионах: крупную промышленность, малый и средний бизнес, строительные компании. Отрасль действительно переживает новый этап: в обновление электроэнергетики направляются большие инвестиции.