Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Строгое следование законодательству позволит снизить уровень производственного травматизма

 
Синицына Татьяна  Александровна, руководитель Государственной инспекции труда —  главный государственный инспектор труда в Ярославской области

Синицына Татьяна Александровна
руководитель Государственной инспекции труда — главный государственный инспектор труда в Ярославской области

Номер журнала: 

Рубрика: 

Ярославская область входит в число наиболее развитых в промышленном отношении субъектов России.  Здесь сосредоточены предприятия таких отраслей, как машиностроение, металлообработка, пищевая, химическая и нефтехимическая промышленность и др. Немало также предприятий АПК. О состоянии производственного травматизма в регионе редакции журнала рассказала руководитель Государственной инспекции труда — главный государственный инспектор труда в Ярославской области Т. А. Синицына.

В 2020 г. в Ярославской области сохраняется тенденция к снижению уровня производственного травматизма. Количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями (с тяжелым и смертельным исходом) за прошедшие месяцы с начала  года снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В текущем году также отмечается уменьшение количества погибших на производстве. По печальной традиции количество погибших остается наиболее высоким по сравнению с другими видами экономической деятельности в обрабатывающих производствах, сельском хозяйстве и сфере транспорта.
Со вступлением в силу с 01.01.2014 г. федеральных законов от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» было обеспечено внедрение специальной оценки условий труда в целях установления реального состояния условий труда на рабочих местах.

Статистика 

За прошедший период 2020 г. на предприятиях Ярославской области комиссиями под председательством государственных инспекторов труда или с их участием расследовано 28 несчастных случаев. 
Из них 12 случаев с тяжелыми последствиями признаны связанными с производством (11 тяжелых несчастных случаев на производстве и один случай со смертельным исходом). Эти несчастные случаи с тяжелыми последствиями произошли на предприятиях обрабатывающих производств, сельского хозяйства, торговли, транспортировки и хранения продукции, а также в сферах здравоохранения, административной, профессиональной и научной деятельности.
По результатам проведенных расследований 16 случаев (два тяжелых несчастных случая на производстве и 14 случаев со смертельным исходом) были признаны не связанными с производством.

 Причины трагедий

Большинство из несчастных случаев, связанных с производством, произошли при эксплуатации транспортных средств (четыре случая) и падении пострадавшего с высоты (четыре случая). 
Основными причинами данных несчастных случаев соответственно явились:
- нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств;
- нарушение правил дорожного движения;
- неудовлетворительная организация производства работ.

Типичные нарушения 

В ходе расследования государственными инспекторами труда несчастных случаев на производстве, а также при проведении ими проверок соблюдения на предприятиях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов выявляются нарушения в сфере охраны труда,  самым распространенным из которых является невыполнение работодателем предусмотренных ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанностей обеспечить:
- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
- создание и функционирование системы управления охраной труда;
- применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.

Нарушение правил

В ряде случаев работодателями не выполнялись требования Типового положения о системе управления охраной труда, утв. Приказом Минтруда России от 19.08.2016 г. № 438н, устанавливающие обязательность организации работы по управлению профессиональными рисками, исходя из специфики деятельности, по обеспечению порядка реализации таких мероприятий по управлению профессиональными рисками как оценка уровней профессиональных рисков, снижение уровней профессиональных рисков.
Также неоднократно выявлены нарушения требований: 
- Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утв. Приказом Минтруда РФ от 17.09.2014 г. № 642н;
- Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 г. № 1/29; 

- Правил по охране труда при работе на высоте, утв. Приказом Минтруда России от 28.03.2014 г. № 155н;
- Правил по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования, утв. Приказом Минтруда России от 23.06.2016 № 310н.

Ответственность

Перечисленные нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, образуют составы административных правонарушений, предусмотренных ст. 5.27.1 КоАП РФ (нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации). 
Ответственность за данные административные правонарушения предусмотрена как в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и должностных лиц. Санкции, предусмотренные частями 1-5 указанной статьи, предусматривают наказание в виде штрафа: 
- в отношении юридических лиц — в размере от 50 до 200 тыс. руб.;
- в отношении должностных лиц — в размере от 2 до 40 тыс. руб. 
Кроме этого, указанные санкции предусматривают в определенных случаях наказание в виде предупреждения, дисквалификации и административного приостановления деятельности.
За прошедший период 2020 г. Государственной инспекцией труда в Ярославской области за нарушение трудового законодательства в сфере охраны труда в отношении юридических лиц вынесено 87 постановлений о привлечении к административной ответственности, в отношении должностных лиц организаций и предприятий — 111 постановлений. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 7550 тыс. руб.

Эффективность СУОТ

На работодателя возлагается непосредственная ответственность и обязанность по обеспечению безопасных условий труда и охраны здоровья работников в организации. Создание и обеспечение эффективного функционирования системы управления охраной труда (СУОТ) способствует выполнению этих обязанностей. 
Организующим звеном при внедрении и функционировании системы управления охраной труда является служба охраны труда или специалист по охране труда. 
Успешная деятельность системы управления охраной труда в первую очередь зависит от профессионализма руководителей и специалистов в области охраны труда. Поэтому первоочередными мерами, направленными на обеспечение безопасных условий труда, являются именно меры по созданию и обеспечению функционирования системы управления охраной труда на предприятии, создание, введение в штат организации подразделений, специалистов по охране труда, их профессиональная подготовка и обучение.
Это позволит организовать рассматриваемую деятельность в строгом соответствии с действующими нормативными правовыми актами в сфере охраны труда и, соответственно, избежать нарушений трудового законодательства, снизить уровень производственного травматизма.

Все статьи рубрики