Что делать, если на работу приняли бывшего госслужащего?
Алферова Елизавета Вячеславовна
ведущий специалист-эксперт отдела бухгалтерского учета, отчетности, организационно- кадрового обеспечения и аналитики Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан
Номер журнала:
Рубрика:
В нашу коммерческую организацию принят на работу специалист, прежде работавший на государственной службе. Просим ответить на следующие вопросы: На основании каких нормативных актов организация обязана сообщить о принятии бывшего госслужащего на прежнее место его работы? Имеет ли значение, что новое место его работы — коммерческая организация? В течение какого времени необходимо направить такую информацию? Какие санкции могут быть применены к организации в случае ненаправления такой информации? Каков порядок наложения санкций?
Ответ:
В соответствии с ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ и ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя государственного служащего по последнему месту его службы.
Информацию о включении той или иной должности в конкретный перечень работодатель может получить в справочно-правовых системах или по запросу в соответствующем госоргане.
Сообщение должно быть направлено с соблюдением правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 г. № 29.
Данная процедура предусмотрена для контроля за соблюдением специальных правил трудоустройства бывших госслужащих и направлена на пресечение возможности возникновения конфликта интересов.
Организационно-правовая форма предприятия не имеет значения. Важно лишь то, осуществлял ли гражданин в период прохождения государственной службы функции государственного управления в отношении нового работодателя. Например, если бывший госслужащий проводил внеплановую проверку у будущего работодателя, то теперь он имеет право устроиться к нему на работу только с разрешения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Исключением является только тот случай, когда бывший служащий трудоустроился в государственный (муниципальный) орган.
Работодатель при заключении трудового договора с гражданином, ранее замещавшим должность государственной службы, должен обратить внимание на следующие нюансы:
- указанная обязанность возникает при заключении трудового договора как по основному месту работы, так и по совместительству, независимо от размера заработной платы;
- указанная обязанность возникает и при заключении гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), в случае если их стоимость превышает 100 000 руб. в месяц, либо если договор заключен на срок менее месяца, но стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) превышает 100 000 руб.;
- срок для направления сообщения о заключении трудового договора исчисляется в календарных днях. Он отсчитывается со дня, следующего за днем заключения договора или фактического допущения бывшего служащего к работе с ведома или по поручению работодателя. Если последний день срока совпадает с нерабочим днем, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день.
За несообщение либо несоблюдение порядка сообщения о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим работодатель может быть привлечен к ответственности в соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ. Этой статьей предусмотрено наложение административного штрафа:
- на граждан — в размере от 2000 до 4000 руб.;
- на должностных лиц — от 20 000 до 50 000 руб.;
- на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 руб.
В соответствии со ст. 28.4 КоАП административные производства, предусмотренные ст. 19.29 КоАП, возбуждаются исключительно прокурором.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение данного правонарушения составляет шесть лет.
В силу ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ назначение виновному лицу административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, не освобождает данное лицо от исполнения требований, предусмотренных ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».