Специальная оценка условий труда: разъяснения от Минтруда
КОРЖ Валерий Анатольевич директор Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Номер журнала:
Рубрика:
Известно, что многие компании не до конца понимают, зачем им проводить спецоценку условий труда, хотя это на сегодняшний день единственный инструмент достоверного определения условий труда на рабочих местах. Ее результаты имеют универсальный характер. На основании результатов спецоценки работодатель определяет, как именно надо улучшать условия труда, какими средствами защиты обеспечить работников, как рассчитать им компенсации за вредную работу. От результатов спецоценки зависит и размер страховых взносов в Пенсионный фонд.
То есть ответственный работодатель, нацеленный на обеспечение безопасных условий труда на рабочих местах, используя результаты спецоценки, может снизить свои издержки как на выплату компенсаций работникам, так и на уплату за них страховых взносов за счет улучшения условий труда и устранения вредных рабочих мест.
Спецоценка на рабочих местах, ранее прошедших аттестацию по условиям труда, обязательно должна быть проведена не позднее чем через 5 лет с даты окончания ранее проведенной процедуры аттестации. При этом работодатель вправе провести спецоценку и раньше, не дожидаясь истечения срока действия имеющихся результатов аттестации.
Следовательно, работодатель должен обеспечить завершение спецоценки и подписание отчета не позднее того дня, когда исполнится 5 лет с даты окончания предыдущей оценки условий труда, чтобы избежать возникновения ответственности за ненадлежащее проведение спецоценки.
Напоминаем, что спецоценка считается завершенной, когда утвержден отчет о ее проведении. Такой отчет на всех «несписочных» рабочих местах должен быть утвержден не позднее 31 декабря 2018 года.
Сроки проведения спецоценки устанавливаются в договоре между работодателем и организацией, проводящей спецоценку. Если оценивающая организация эти сроки не соблюдает, вопросы нарушения договора решаются в рамках гражданского законодательства.
Методика проведения спецоценки не предусматривает обязательное проведение измерений температуры в помещении офиса в летний и зимний периоды. Необходимость дополнительных замеров температуры в офисе определяется решением комиссии.
Организация, проводившая спецоценку, должна указать в Карте специальной оценки условий труда СНИЛС работников, количество женщин, инвалидов на рабочем месте. Учет СНИЛС работников, занятых на вредных и опасных работах, необходим для того, чтобы Пенсионный фонд РФ мог установить их «вредный» стаж и, соответственно, право на досрочное пенсионное обеспечение. А учет количества женщин и инвалидов на рабочем месте позволяет вести достоверный статистический учет этих категорий работников, в том числе для предоставления им социальных гарантий и компенсаций за вредную работу.
Исследования и измерения вредных и опасных факторов на рабочих местах должны проводиться тогда, когда на этих рабочих местах идет штатный производственный процесс, трудятся люди. Ведь именно используемое в ходе работы оборудование, сырье и материалы могут быть источниками вредных и опасных факторов. Если же какое-либо рабочее место вакантно и на нем никто не работает, проведение спецоценки будет неполноценным.
Обоснованием результатов проведения спецоценки могут быть материалы отчета по проведению спецоценки, разъяснения по вопросам проведения. Предоставить их работодателю — обязанность организации, проводящей спецоценку. Если оценивающая организация отказывается их предоставить, работодатель вправе провести экспертизу качества спецоценки.
Кроме того, работодатель вправе обратиться в инспекцию по труду с жалобой на нарушение оценивающей организацией порядка проведения спецоценки.
Если в итоге работник считает, что он трудится под воздействием вредных факторов, а работодатель этого не выявил или проигнорировал его жалобы, то у работника есть право на достоверную информацию об условиях труда на своем рабочем месте. И если он не согласен с результатами спецоценки, он может обратиться в инспекцию по труду в соответствующем субъекте РФ или непосредственно в Роструд с жалобой на действия/бездействие должностных лиц, участвующих в проведении спецоценки. В настоящее время рабочая группа из представителей федеральных органов исполнительной власти, объединений профсоюзов и объединений работодателей проводит мониторинг правоприменительной практики Закона и Методики проведения спецоценки. Возможно, по результатам ее работы Методика будет уточнена.
Кроме того, в соответствии с поручением Президента РФ в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» до конца текущего года будут внесены изменения, обеспечивающие проведение в 2015 - 2016 гг. спецоценки на рабочих местах основного персонала крупных предприятий промышленности, транспорта и связи.