Снятие ГПМ с учета в Ростехнадзоре
КЛИМЕНКО Максим Михайлович
эксперт-консультант по промышленной безопасности, директор по развитию экспертно-консалтинговой группы «МТК Эксперт»
Номер журнала:
Рубрика:
Ответ:
Эксплуатация грузоподъемных механизмов (подъемных сооружений) регламентирована Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения», утв. Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 г.
№ 533 (далее ФНП по ПС).
Согласно п. 147 ФНП по ПС грузоподъемная техника перед пуском в работу подлежит учету в органах Ростехнадзора (за исключением ПС из п. 148 ФНП) и регистрации в качестве ОПО.
В том же п. 147 ФНП по ПС указано, что ГПМ подлежат снятию с учета в Ростехнадзоре в следующих случаях:
1) при утилизации (ликвидации);
2) при передаче другому владельцу (продажа, передача в аренду, оперативное управление, хоз. ведение и т.д.);
3) при переводе в разряд не подлежащих учету.
Остановимся на п. 3 более подробно.
Перечень ГПМ, которые не подлежат учету в органах Ростехнадзора, дан в п. 148 ФНП по ПС.
Таким образом, для перевода вашей грузоподъемной техники в разряд не подлежащей учету, вам нужно привести ее в соответствие с параметрами, указанными в п. 148 ФНП по ПС.
Например, если краны мостового типа и консольные краны г/п до 10 т включительно перевести на дистанционное управление (радиоуправление), то они подлежат снятию с учета в органах Ростехнадзора при условии демонтажа кабины управления (п. 60 ФНП по ПС).
А как быть в случае, когда крану-манипулятору снизили грузоподъемность до 900 кг? Подлежит он в таком виде снятию с учета в Ростехнадзоре?
Увы, нет. Чтобы снять кран-манипулятор с учета в Ростехнадзоре, нужно провести его реконструкцию, в результате которой будут снижены грузоподъемность и грузовой момент.
Согласно приложению № 1 к ФНП по ПС реконструкция ГПМ — это:
- изменение конструкции ПС или его основных показателей назначения, вызывающее необходимость внесения изменений в паспорт (например, изменение типа привода, длины стрелы, высоты башни, длины пролета, грузоподъемности, устойчивости);
- переоборудование ПС для работы с другими грузозахватными органами или грузозахватными приспособлениями;
- другие изменения, вызывающие перераспределение и изменение нагрузок на расчетные элементы металлоконструкции и/или приводы ПС.
Регулировка ограничителя грузового момента для снижения грузоподъемности, как правило, не является реконструкцией ПС. Следовательно, после снижения грузоподъемности ПС таким способом оно не подлежит снятию с учета в органах Ростехнадзора.
Обратите внимание:
Согласно п. 148 ФНП по ПС ответственность:
- за обеспечение безопасной эксплуатации ПС, не подлежащих учету в органах Ростехнадзора;
- за назначение ответственных лиц, обеспечивающих безопасную эксплуатацию таких ПС;
возлагается на владельца такой грузоподъемной техники (эксплуатирующую организацию).
При этом порядок обслуживания и допуск персонала к обслуживанию ГПМ, не подлежащих учету в органах Ростехнадзора, устанавливаются в соответствии с требованиями руководств (инструкций) по эксплуатации ПС.