Ситуация по охране труда в Республике Татарстан
МУХАМЕТШИН Ирек Гарафутдинович
заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Республике Татарстан (по охране труда)
Номер журнала:
Рубрика:
Ситуация с охраной труда в Республике Татарстан не удовлетворяет в полной степени ни органы власти, ни надзорные органы, ни работодателей, ни самих работников. В прошлом году на предприятиях и в организациях республики погибло 103 работника, каждый третий из которых — работник строительства. Причин такого положения называют много, в том числе и повышенные темпы строительства как в г. Казани, так и по Республике Татарстан.
На наш взгляд, это связано с отношением собственников и работодателей к хозяйственной деятельности, когда на первом месте находится получение прибыли, а не какие-либо социальные вопросы. Конечно, не ведя строительство, можно снизить травматизм. Но как снизить травматизм на строительных объектах, не снижая темпы строительства? И определенный опыт в республике есть. С 1 июля 2014 года решением Республиканской межведомственной комиссии по охране труда объявлен трехмесячник по обеспечению безопасных условий и охраны труда на строительных объектах Республики Татарстан (далее — РТ).
В рамках указанного трехмесячника Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ ежемесячно рассматривались вопросы охраны труда на заседании рабочей группы, Министерством труда, занятости и социальной защиты РТ были организованы семинары, обучение по знанию требований охраны труда работодателей и работников субъектов малого и среднего бизнеса строительной сферы деятельности. Руководители муниципальных образований совместно с отраслевыми профсоюзными организациями, другими заинтересованными органами организовали проведение объездов строительных объектов, выездных заседаний Координационного совета по охране труда с заслушиванием руководителей, допустивших нарушения требований безопасности труда, несчастные случаи с тяжелым и смертельным исходом.
В период трехмесячника Государственной инспекцией труда самостоятельно проведены обследования 15 строительных объектов, по результатам которых в судебном порядке приостановлена работа на 10 строительных объектах, по трем объектам решениями судов генеральные подрядчики привлечены к административной ответственности в виде штрафа. Всего в текущем году решениями судов по материалам инспекторов труда ввиду угрозы жизни и здоровью работников приостановлены работы на 15 строительных объектах.
В результате проведенной работы всеми заинтересованными органами достигнуто снижение травматизма в строительной отрасли. По оперативным данным Государственной инспекции труда за 9 месяцев 2014 года в строительстве количество погибших уменьшилось на 4 человека или на 16 % (за 9 мес. 2014 года — 21, за 9 мес. 2013 года — 25), количество тяжелых несчастных случаев — на 9 человек или 26 % (за 9 мес. 2014 года — 26, за 9 мес. 2013 года — 35). Всего по республике количество погибших за 9 месяцев текущего года уменьшилось на 20 человек.
О декларациях соответствия
Перейдем к специальной оценке условий труда и вопросам, которые возникают в этой сфере. Специальная оценка условий труда касается как работников, так и работодателей. При этом с 2015 года вводятся санкции в отношении хозяйствующих субъектов, которые не провели СОУТ или провели, но с нарушениями. И это направление как один из важнейших элементов обеспечения безопасности труда в РТ находится в центре внимания Государственной инспекции труда.
Хочется отметить, что многие хозяйствующие субъекты направляют в Инспекцию декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. К сожалению, предприятия и организации не всегда понимают, в каких случаях нужно направлять декларацию в Государственную инспекцию труда.
Если эксперты не идентифицируют вредные факторы на рабочем месте, то работодатель сможет оформить декларацию соответствия условий труда — документ, который подтверждает безопасность рабочего места.
Декларирование проводится только в том случае, если на рабочем месте по заключению эксперта отсутствуют вредные и (или) опасные производственные факторы. В частности, чтобы идентифицировать вредные факторы, эксперт по спецоценке использует Классификатор вредных и опасных производственных факторов (далее — классификатор). Он сравнивает факторы, которые есть на рабочем месте, с факторами из классификатора. Если есть совпадения, то принимается решение о дальнейших измерениях. Если совпадений нет, условия труда на данном рабочем месте признают допустимыми и никаких измерений не проводят.
Для идентификации вредных факторов эксперт по СОУТ должен изучить техническую документацию на производственное оборудование, которое есть на рабочем месте; документацию, которая описывает технологический процесс; должностные инструкции и другие документы, в которых описаны обязанности работника; проекты строительства и реконструкции производственных объектов; характеристики сырья и материалов, с которыми работает сотрудник; сертификаты соответствия оборудования, инструментов, технологических процессов, материалов установленным требованиям; результаты предыдущей аттестации рабочего места.
Рабочие места, на которых после проведения идентификации в ходе специальной оценки условий труда проводились исследования и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов, по результатам которых условия труда были квалифицированы как «оптимальные», в декларацию не включаются.
При этом форма и порядок подачи деклараций соответствия рабочих мест определены Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 февраля 2014 года № 80н. Приказ был зарегистрирован 22 мая 2014 года в Минюсте РФ.
Проверка аккредитованных организаций
В соответствии с поручением Председателя Правительства РФ во всех субъектах РФ территориальными органами Роструда проводятся проверки хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по проведению СОУТ и имеющих соответствующую аккредитацию.
В Республике Татарстан такие работы осуществляют 24 предприятия. Из них в текущем году проверено 10. Результаты проверок не вселяют оптимизма. Две организации прекратили свою деятельность, в двух предприятиях из оставшихся восьми были выявлены нарушения, связанные с неукомплектованностью штата компании экспертами. В соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года их должно быть не менее пяти. Кроме того, Инспекцией проверяется уровень обученности эксперта по СОУТ: он в обязательном порядке должен пройти 72-часовой курс обучения, как того требует законодательство. Отметим, что в целях проверки знаний экспертов Инспекция будет проводить их тестирование.
Об ответственности и демпинге
Несмотря на то, что статьи КоАП об ответственности работодателей за нарушение установленного порядка проведения СОУТ либо ее непроведение вступают в законную силу только с 1 января 2015 года, Государственная инспекция труда по Республике Татарстан в ходе надзорно-контрольных мероприятий обращает внимание на нарушения, связанные со спецоценкой. В частности, если рабочее место не аттестовано или закончен срок его аттестации, то в обязательном порядке должна быть проведена СОУТ. При внеплановых проверках, связанных, например, с несчастными случаями, также проверяется факт аттестации этого рабочего места или проведения СОУТ.
В случае нарушения организацией порядка спецоценки административный штраф с 1 января 2015 года для должностного лица будет равен от 20 до 30 тыс. рублей, для юридического — от 70 до 100 тыс. рублей. За совершение аналогичных правонарушений для должностных лиц предусмотрены штрафные санкции в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет или штраф в размере от 40 до 50 тыс. рублей, для юридического лица — от 100 до 200 тыс. рублей или административное приостановление деятельности сроком до 90 суток.
Хочется обратить внимание еще на один момент. Речь идет о демпинге цен на услуги по проведению СОУТ. Многие организации, имеющие соответствующую аккредитацию, пытаются в ходе конкурентной борьбы с коллегами идти по пути снижения цен. Несмотря на кажущуюся привлекательность экономии средств, заказчики могут столкнуться с тем, что СОУТ будет проведена частично, не в полном объеме и некачественно. Штрафные санкции за эту будут очень серьезными. Нужен ли такой результат руководителям предприятий? — Вряд ли. Поэтому при проведении тендеров надо руководствоваться не только стоимостью СОУТ, но и обращать внимание на качество проведения оценки.