Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

март 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Система выдачи предписаний об устранении нарушений требований промышленной безопасности

 
МАРТЫНОВА  Римма Владимировна,  ведущий специалист-эксперт  правового обеспечения  Западно-Уральского  управления  Ростехнадзора

МАРТЫНОВА Римма Владимировна
ведущий специалист-эксперт правового обеспечения Западно-Уральского управления Ростехнадзора

Номер журнала: 

Рубрика: 

Статья 17 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. устанавливает, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
- выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами;
- принять меры по контролю за устране­нием выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обес­печению безопасности государст­ва, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответст­венности.
В случае, если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляе­мые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окру­жающей среде, безопасности государст­ва, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуаль­ного предпринимателя в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об адми­нистративных правонарушениях, отзыва продукции, представ­ляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота и довести до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.
При этом ч. 2 ст. 25 вышеназванного Федерального закона устанавливает ответственность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за  неисполнение в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. 
Статья 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за невыполнение в срок  законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).
С 1 января 2011 г. введена в действие ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный  контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безо­пасности и безопасности гидротехнических сооружений». Часть 11 предусматривает серьезные санкции за данный вид нарушений. Так, на должностное лицо может быть наложен административный штраф в размере от 30 до 50 тыс. рублей или применена дисквалификация на срок от 1 до 3 лет; на юридическое лицо – адми­нистративный штраф в размере от 400 до 700 тыс. рублей. При этом, за адми­нистративные правонарушения, предусмотренные ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Для сравнения отмечу, что до введения в действие ч. 11 должностными лицами Рос­технадзора подлежала применению ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, санкция которой преду­сматривала ответственность для должностных лиц в виде  административного штрафа от 1 до 2 тыс. руб­лей или дисквалификации на срок до трех лет; для юридических лиц – в виде административного штрафа от 10 до 20 тыс. рублей.
В 2011 г. по результатам проверок выполнения ранее выданных предписаний по  инициативе сотрудников Удмуртских территориальных отделов Западно-Уральского управления Рос­технадзора были привлечены к административной ответственности по ч. 1 и ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение ранее выданных предписаний 17 правонарушителей, в том числе 11 должностных лиц и 6 юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Удмуртской Республики. Общая сумма наложенных и взысканных административных штрафов составляет 159 тыс. рублей.
Федеральный закон № 171-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 23 июля 2010 г., вступивший в силу с 1 января 2011 г., расширил полномочия должностных лиц Ростехнадзора в части рас­смотрения  административных дел. Статья 23.31 КоАП РФ в новой редакции относит рассмотрение административных дел, возбужденных по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, к компетенции органов, осуществляющих государственный конт­роль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопаснос­ти гидротехнических сооружений, то есть Рос­технадзора и его территориальных органов. Административные дела, возбужденные по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, подлежат рассмотрению судами общей юрисдикции и мировыми судьями.
Таким образом, из семнадцати адми­нистративных дел три дела по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ были рассмотрены должностными лицами Удмуртских территориальных отделов Западно-Уральского управления Ростехнадзора. Сумма  административных штрафов по этим трем делам составила более 50 % от суммы всех административных штрафов, взысканных в 2011 г. с правонарушителей за невыполнение предписаний.
Говоря о сфере ответственности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, также важно отметить другую сторону вопроса – законодательно установленную защиту их прав. Эти моменты, в част­ности, отражены в ст. 21 Федерального закона № 294-ФЗ «Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки».
Данная статья устанавливает следующие права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки.
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;
3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отдельно следует выделить ст. 18 настоя­щего Федерального закона «Обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки». Должностные лица органа государственного конт­роля (надзора), органа муниципального конт­роля при проведении проверки обязаны, в частности:
- своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
- соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
- проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением;
- проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку – только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 настоящего Федерального закона, копии документа о согласовании проведения проверки;
- не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
- знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;
- учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государст­ва, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
- не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации. 

Все статьи рубрики