Барьеры для формирования рынка энергосервиса должны быть минимизированы
Номер журнала:
Масштабную работу осуществляет в этой области АНО «Агентство по энергосбережению УР». В 2011 г. в Удмуртии проведено порядка 250 энергетических обследований, из них Агентством – 118.
Для того чтобы обеспечить соблюдение поставленных Законом сроков, темпы обязательных энергетических обследований должны быть увеличены. С этой целью в Удмуртии ведется работа по организации СРО (саморегулируемой организации) в области энергетического обследования. Агентством и ИжГТУ создано некоммерческое партнерство «Энергостандарт», которое в последующем будет преобразовано в СРО. В настоящее время производится набор членов НП.
Кроме того, АНО «Агентство по энергосбережению УР» ведет активную работу по реализации энергосервисных контрактов. Впервые понятие этого нового «финансового инструмента» было введено в ФЗ-261 «Об энергосбережении».
Суть энергосервисного контракта – осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Основная идея энергосервисных контрактов состоит в том, что исполнитель (энергосервисная компания), реализуя энергосберегающие мероприятия у заказчика, гарантирует неизменность ежемесячного платежа за энергоресурсы на уровне платежа до реализации мероприятий. При этом платеж будет включать в себя как текущий сниженный платеж за энергоресурсы, так и ежемесячный платеж за энергосберегающее мероприятие. Данная схема действует на период окупаемости мероприятия. В последующем средства от экономии энергоресурсов, а также установленное энергосберегающее оборудование остаются у заказчика. Все мероприятия производятся без привлечения дополнительных средств бюджета в рамках действующих статей затрат на оплату ТЭР.
Реализация энергосервисных контрактов является одним из целевых индикаторов РЦП «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в УР на 2010-2014 гг. и целевые установки до 2020 г.».
В соответствии с этой программой количество энергосервисных контрактов в республиканской бюджетной сфере до 2014 г. должно составить не менее 129. В муниципальной бюджетной сфере и ЖКХ их количество, по оценкам Агентства, должно превысить несколько тысяч.
За последние два года Агентством заключено 9 энергосервисных договоров на общую сумму 24 млн рублей, с общим годовым экономическим эффектом более 8 млн рублей. Срок окупаемости проектов – от 1 до 5 лет.
В недавнем времени введены в эксплуатацию два объекта, реализованные по схеме энергосервисных договоров: техническое перевооружение котельной в с. Постол Завьяловского района; техническое перевооружение котельной в д. Лудорвай Завьяловского района. Срок окупаемости проектов – до 5 лет. Генподрядчик – ГУП «ТПО ЖКХ УР».
В рамках реализации энергосберегающих проектов по схеме энергосервисных договоров завершается работа на объекте «Топочная в д. Родники Увинского района», данный проект предусматривает перевод системы отопления школы от электрокотельной на отопление от котельной, работающей на альтернативном биотопливе – пеллетах. Проектом предусмотрена установка пеллетного котла GRANDEG ECO-100. Срок окупаемости – 4 года.
Основная цель Агентства при реализации энергосервисных контрактов – формирование рынка энергосервиса, а также пропаганда инструментов реализации и внедрения энергосберегающих мероприятий в сфере ЖКХ и бюджетной сфере.
Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Майская, д. 29, тел.: (3412) 908-984,
www.energosber18.ru, http://normaexpert.ru