Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Сезонные риски и профилактика чрезвычайных ситуаций на автодорогах

 
Латыпов Марат Раисович, начальник Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, генерал-майор

Латыпов Марат Раисович
начальник Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, генерал-майор

Номер журнала: 

Рубрика: 

Сегодня автомобиль является одним из самых опасных видов транспорта. Каждый год в авариях гибнут тысячи россиян. Еще больше людей получают травмы различной степени тяжести. Особенно сложный и опасный период для водителей – осенне-зимний. С просьбой рассказать о профилактике ЧС на зимних дорогах редакция обратилась в Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан.

По территории Республики Башкортостан проходят три автомобильные дороги федерального значения (М-5 «Урал», М-7 «Волга, Р-240 «Уфа-Оренбург») общей протяженностью 780,2 км и 36 дорог регионального значения (протяженностью 2673,6 км). С учетом рисков на федеральных автомобильных дорогах (далее ФАД) имеется 14 наиболее опасных участков протяженностью 22,6 км.

МЧС: мониторинг и профилактика

Ежесуточно с целью контроля за обстановкой на дорогах оперативной дежурной сменой центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан (ОДС ЦУКС Главного управления) осуществляется мониторинг по информационным системам, системам видеонаблюдения и СМИ. Организовано взаимодействие с заинтересованными министерствами, ведомствами и дорожными службами.
При получении информации о неблагоприятных (опасных) погодных явлениях ОДС ЦУКС Главного управления проводит следующую работу: 
1. Уточняет параметры прогноза через дежурного синоптика Башкирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. 
2. Доводит экстренное предупреждение (неблагоприятный метеопрогноз) до руководящего состава Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан.
3. Готовит экстренное предупреждение, с учетом особенностей территории, включающее в себя перечень рекомендованных к исполнению превентивных мероприятий, уточняет прогноз возникновения возможных ЧС по наихудшему сценарию.
4. Доводит экстренное предупреждение и уточненный прогноз с использованием всех имеющихся каналов связи в муниципальные образования (по линии ЕДДС), а также в организации, согласно заключенным соглашениям, привлекаемые к реагированию в случае возникновения заторов на ФАД. 

5. Направляет оперативную группу гарнизонов пожарной охраны для осуществления мониторинга оперативной обстановки на ФАД с проведением заслушивания старших ОГ по складывающейся обстановке в режиме ВКС. 
7. Контролирует приведение мобильных городков жизнеобеспечения и мобильных пунктов обогрева в готовность к развертыванию в районе аварийно-опасных участков. 
8. Контролирует обстановку на ФАД посредством просмотра камер видеонаблюдения в онлайн-режиме. 
9. По линии ЕДДС МО проводит систематическое (каждые 2-3 часа) уточнение метеообстановки на территориях. 
10. Организует взаимодействие с сотрудниками Башкирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по вопросам уточнения метеообстановки (каждые 2 часа). 
11. Уточняет группировку сил и средств Ф и ТП РСЧС на ФАД (общий состав, количество сил и средств работающих на ФАД, количество сил и средств, находящихся в резерве). 
12. Проверяет готовность стационарных пунктов обогрева и питания к работе в условиях возникновения ЧС. 
13. Проводит в режиме ВКС с ЕДДС МО, ДДС Ф и ТП РСЧС заслушивание по проводимым превентивным мероприятиям. 
14. Оповещает население об ухудшении погодных условий. 
15. Оповещает водителей (дальнобойщиков) посредством КВ радиостанций (радиоканал «Дальнобойщик»). 

Оперативное реагирование

При получении информации о произошедшей чрезвычайной ситуации на ФАД Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан осуществляет следующие мероприятия:
- привлечение необходимых сил к ликвидации последствий затора (деблокирование и извлечение людей из поврежденных транспортных средств, оказание доврачебной медицинской помощи); 
- организация развертывания подвижных пунктов обогрева; 
- организация тушения пожаров и проведение первоочередных спасательных работ; 
- организация, при необходимости, проведения специальной разведки и контроля состояния окружающей среды на месте затора; 
- организация, при необходимости, проведения комплекса работ по специальной обработке (дегазации, дезактивации, демеркуризации, дезинфекции и др.) транспортных средств, места затора и прилегающей территории, проведение мероприятий по локализации и ликвидации источников опасности; 
- проведение первоочередных спасательных работ (деблокирование и извлечение людей из поврежденных транспортных средств, оказание доврачебной медицинской помощи пострадавшим); 
- организация, при необходимости, применения средств индивидуальной защиты, соблюдения режимов радиационной, химической и биологической безопасности. 

Причины ЧС на дорогах

Теперь попробуем разобраться, в чем же заключаются основные причины чрезвычайных ситуаций на дорогах?
Одной из главных причин большинства автомобильных аварий является осознанное нарушение требований правил дорожного движения водителями транспортных средств и, что совсем не редкость, пешеходами и прочими участниками дорожного движения. 
Еще одной причиной серьезных дорожно-транспортных происшествий  является техническая неисправность транспортного средства. 
Невнимательность – очень распространенная причина автомобильных аварий. Разговоры по мобильному телефону, настройка радио, попытки разглядеть нумерацию домов на улице и прочие действия, которые нужно совершать, лишь припарковавшись в разрешенном месте – отвлекают внимание водителя от участия в движении и мешают адекватно оценивать обстановку на дороге. Не лучше ведут себя и пешеходы, излишне увлеченные разговором по мобильному телефону или чем-то еще.
Очень часто дорожно-транспортные происшествия происходят по причине неудовлетворительного состояния проезжей части – когда дороги  сплошь покрыты выбоинами, ямами и иными дефектами. Даже небольшого размера яма, неожиданного появившаяся прямо посреди проезжей части, может стать причиной серьезного ДТП.
Не стоит забывать, что мокрая или покрытая гололедом поверхность проезжей части может сделать автомобиль полностью неуправляемым. Особенно внимательным нужно быть во время управления автомобилем в условиях ограниченной видимости – проливной дождь, метель или туман.
Небольшая неисправность одного или нескольких светофоров, регулирующих движение на пересечении оживленных автомобильных дорог, может повлечь за собой череду серьезных аварий. Поэтому нужно всегда быть начеку при проезде перекрестков, движение на которых регулируется при помощи технических средств.
Это основные, но далеко не единственные причины возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Риски зимой растут

Особое внимание в условиях зимы водителям необходимо обратить на соблюдение скоростного режима, дистанции до впереди движущегося транспортного средства. Ее необходимо увеличить как минимум вдвое, быть предельно внимательными и осторожными при проезде мест массового нахождения людей. 
Надо помнить, что во время снегопада существенно ухудшаются дорожные условия – ограничивается видимость и обзорность. Падающий снег образует пленку и завихрения за автомобилем, сзади появляется плотный снежный шлейф, который способен скрыть даже загорающиеся огни стоп-сигналов. 
В снегопад даже при движении по регулярно расчищаемым участкам можно встретить на дороге отдельные заносы. Такие участки рекомендуется проезжать сходу на пониженной передаче с равномерной скоростью.
Надо помнить, что после движения по глубокой колее или при снежных заносах под крыльями автомобиля накапливается большое количество снега. Если его вовремя не убрать, то после длительного движения он может превратиться в ледяной налет, который ограничит угол поворота передних колес и окажется серьезной помехой для управления автомобилем.
Также при движении в условиях снегопада необходимо учитывать ухудшение обзорности из-за неполной очистки переднего стекла и отсутствия очистки боковых стекол.
Следует принимать во внимание особенности поведения пешеходов, которые в непогоду обычно спешат и бывают недостаточно внимательны. Устранить повышенную опасность в снегопад можно снижением скорости и проявлением большей осмотрительности, внимательности и осторожности.
Большую опасность для движения автомобиля представляет гололед, при котором коэффициент сцепления снижается по сравнению с сухим покрытием в 8 и более раз.

Безопасное вождение зимой

Прежде всего, в гололед перед выездом необходимо периодически проверять давление воздуха в шинах, не говоря уже о рисунке протектора, который должен быть «зимним». 
Выехав из гаража, на свободном участке дороги затормозите автомобиль и проверьте, все ли колеса одновременно начинают тормозить. При этом оцените длину тормозного пути на обледенелом дорожном покрытии, устойчивость автомобиля при торможении и стремление его к заносу. Делать это, конечно, надо при небольшой скорости движения.
Зимой очень важно издали различать состояние отдельных участков покрытия, причем цвет дорожной поверхности говорит о многом. В период потепления можно считать, что светлые участки дороги, покрытые наледью, являются менее скользкими. В условиях подмораживания лучшими сцепными качествами обладают, как правило, темные участки.
Особенно скользкими становятся хорошо накатанные в мороз площадки, на которых происходит частое торможение, обычно предшествующее перекресткам с интенсивным движением.
Какими же приемами безопасного вождения необходимо пользоваться при гололедице? Прежде всего, следует ехать очень медленно, осмотрительно и исключительно плавно. Поверхность дороги бывает настолько скользкой, что остановить автомобиль на крутом спуске иногда вообще невозможно.
Поэтому, съезжая с крутого склона или подъезжая к повороту, нужно заранее переключиться на низкую передачу, чтобы не прибегать, по возможности,  к торможению.
Обледенелые подъемы старайтесь преодолевать на несколько повышенной скорости, чтобы на самом подъеме не пришлось переключать передачи, а можно было даже постепенно уменьшать нажатие на педаль газа.
На перекрестках опасайтесь столкновения с машинами, следующими в поперечном направлении. Будьте предусмотрительны: ведь не все водители учитывают опасность гололеда. Лучше повременить с выездом на перекресток, чем поставит себя под удар машины, которой управляет неосторожный водитель.
На пешеходных переходах и в других местах возможного появления пешеходов на проезжей части, проявляйте повышенную осторожность. Помните, что пешеход также идет по обледенелой дороге и не имеет возможности быстро остановиться.
При движении по обледенелой дороге не следует повышать скорость, надеясь на противоскользящие материалы, которыми посыпают дороги. Иногда случается так, что при торможении песок не удерживается на обледенелом покрытии и свободно сдвигается колесами автомобиля. 
Опасен при гололеде и свежевыпавший снег, который маскирует обледенелое покрытие. При торможении снег не укатывается, а перемещается впереди колес автомобиля. Сцепление шин с дорогой снижается, и тормозной путь автомобиля увеличивается. 
В условиях скользкого покрытия даже трогание с места без буксования ведущих колес требует определенной сноровки. Движение можно начинать со второй передачи, чтобы уменьшить тяговое усилие на ведущих колесах. Когда колеса буксуют, выделяется большое количество тепла, что приводит к подтаиванию дорожного покрытия, ухудшая начальные условия движения.
Как известно, несмотря на все меры предосторожности, направленные на предотвращение пробуксовывания ведущих колес на скользкой дороге, полностью добиться этого не удается. С частичным проскальзыванием колес постоянно приходится считаться. Прежде всего, это означает некоторую потерю скорости.
Поэтому зимой для всех маневров автомобиля, связанных с поворотом, надо рассчитывать на темп движения, замедленный (минимум на 10-15 %) по сравнению с летними условиями. Об этом нужно помнить и при перестроении из одного ряда в другой, до и после обгона или опережения.
Выезд на полосу встречного движения совершается с умеренной скоростью, и только после этого увеличивают ее до пределов, необходимых для обгона автомобиля. Надо по крайней мере в два раза увеличить зазор между обгоняемым и обгоняющим автомобилями по сравнению с обычными условиями движения. В это же время не следует близко подъезжать к краю проезжей части, так как случайный заезд одним колесом на заснеженную обочину легко может вызвать боковой занос автомобиля.
Возвращение на свою полосу движения также должно происходить после снижения скорости, но не ниже скорости обгоняемого автомобиля.

Действия при неисправности

Поломка автомобиля всегда происходит невовремя и некстати, особенно если это случилось на трассе за пределами города. Как правило, в этом случае водитель начинает нервничать, а паника, охватывающая многих, — плохой помощник. 
Рассмотрим базовые рекомендации, которым должен следовать каждый водитель в такой ситуации:
1. Максимально быстро убрать авто на обочину и включить «аварийку».
Для этого следует повернуть ключ в замке зажигания, чтобы предотвратить блокировку руля, поставить рычаг КП в нейтральное положение, открыть дверь со стороны водителя и, упираясь плечом в стойку, выкручивая руль, выкатить авто на обочину.
При этом надо понимать, что все эти действия можно проводить только в том случае, если автомобиль заглох в крайней правой полосе. В других случаях перемещение авто может только усугубить ситуацию и спровоцировать ДТП.
2. Поставить знак аварийной остановки, который в соответствии с Правилами дорожного движения вне населенных пунктах должен устанавливаться на расстоянии не менее 30 метров от неисправного автомобиля.
3. Максимально обеспечить свою безопасность. Выходить на шоссе без надобности не следует, надеть светоотражающий жилет. Человека на дороге в таком жилете со светоотражающими элементами видно издалека, и это является еще одним элементом безопасности. 
4. Если машина сломалась на трассе, не следует пытаться ее чинить самостоятельно. Вызовите эвакуатор или позвоните с мобильного телефона на номер 112. Это единый номер вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации. Напомним, что вызов номера 112 возможен при отсутствии денежных средств на телефоне, при заблокированной SIM-карте и даже при ее отсутствии в телефоне.
Никогда не выезжайте (особенно на дальние расстояния) на автомобиле, в котором есть какая-то неисправность или почти пустой бак. Надежда на то, что «авось пронесет» зимой может стать губительной.

Осторожно, пешеход!

Риск стать участником ДТП присутствует как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов. И зачастую виновниками ДТП являются именно пешеходы, которые переходят проезжую часть в неположенном месте, забывают смотреть по сторонам, разговаривают по телефону, прослушивают музыку в наушниках (что отвлекает внимание от дороги).
Напомним, что в условиях гололеда необходимо принимать дополнительные меры по обеспечению своей безопасности:
1. Зимой темнеет рано, если прибавить к этому ухудшение видимости в снегопад, то получается, что пешеход окажется почти незаметен при движении вдоль дороги или при ее переходе. На этот случай желательно пользоваться светоотражающими элементами (фликерами) или фонариком. Это выделит человека и поможет водителю заблаговременно сбросить скорость или принять необходимые меры во избежание ДТП.
2. Одно из самых аварийных мест — остановка общественного транспорта. В таких местах водителю втройне необходимо быть внимательным. Большое количество перебегающих дорогу на автобус, с автобуса граждан, в том числе и в неположенных местах не упрощают дорожную обстановку.
3. При подъезде к пешеходным переходам и местам расположения образовательных организаций (обозначенных знаками 1.23 «Дети») быть особенно внимательными и ожидать неожиданный выход пешеходов на проезжую часть из-за стоявших автомобилей. При этом следует учитывать тот факт, что поведение детей бывает непредсказуемым. Если вы видите детей на обочине дороги, необходимо быть готовым к любой ситуации и максимально снизить скорость движения.
4. Пешеходам следует переходить проезжую часть, только убедившись в том, что все автомобили остановились и пропускают пешего участника движения.
5. Переходя дорогу с ребенком, крепко держите его за руку. Если малыш вырвется из рук на дороге, беды не избежать. Показывайте детям пример правильного поведения на проезжей части. Не нарушайте ПДД. Покажите ребенку, как нужно себя вести, и объясните, что на дороге делать нельзя ни при каких обстоятельствах.
Напоминаем водителям, что безопасность движения на скользкой дороге зависит только от них. Опыт и мастерство, внимательность и дисциплинированность — надежная гарантия безаварийной работы в осенне-зимний сезон.


В 2019 г. Главным управлением МЧС России по Республике Башкортостан взяты на учет четыре чрезвычайные ситуации, связанные с дорожно-транспортными происшествиями:
08.02.2019 г. дорожно-транспортное происшествие с участием городского маршрутного микроавтобуса марки «Газель», который совершил наезд на электрическую опору в г. Стерлитамаке. В салоне автобуса находилось 20 человек, из них три  ребенка.
14.07.2019 г. дорожно-транспортное происшествие с участием заказного автобуса марки King Long, принадлежащего ООО ГК «Альтекс», г. Набережные Челны. Автобус съехал с дороги, а затем  опрокинулся  на 61 км  автодороги республиканского значения «Уфа — Инзер — Белорецк» вблизи н.п. Ирныкши Архангельского района. Погибло шесть человек, пострадало 40 человек (в том  числе два ребенка), спасено 34 человека.
12.10.2019 г. дорожно-транспортное происшествие с участием двух автотранспортных средств: маршрутного автобуса марки «ПАЗ» и автомобиля марки «ВАЗ 2109» на перекрестке улиц 50 лет СССР и проспекта Октября в г. Уфе. Погибших нет, пострадало 10 человек (в том  числе один ребенок).
26.11.2019 г. дорожно-транспортное происшествие с участием вахтового автобуса марки «НЕФАЗ», который совершил наезд на многоквартирный пятиэтажный жилой дом в г. Уфе. В салоне автобуса находилось 30 человек, 11 из них пострадали.
В ушедшем году 19 сентября в Белорецком районе произошло страшное ДТП с участием грузового автомобиля Volvo и легкового автомобиля Volkswagen Polo. Данное ДТП не подходит под критерии чрезвычайной ситуации, но последствия не менее страшны, погибла целая семья, из них два ребенка — пяти и трех лет.

Все статьи рубрики