Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

ноябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Саморегулирование в энергетике

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Необходимость государственного содействия становлению института саморегулирования нашла свое отражение в программных документах Правительства Российской Федерации и в выступлениях Президента РФ Д.А. Медведева, полностью поддерживающего уже достаточно солидные по возрасту идеи передачи государственных функций общественным организациям, в том числе, саморегулируемым. Поддержка и идея саморегулирования бизнеса прозвучала в недавнем выступлении президента на заседании комиссии по модернизации технологического развития экономики в январе в городе Липецке. Развитие саморегулирования в целом и в отдельных отраслях экономики в частности выделяется в качестве одной из задач в документах, определяющих основные стратегические направления РФ в срочной и долгосрочной перспективе, таких как концепция социально-экономического развития и основные направления деятельности правительства РФ на период 2012 года.
27 ноября 2009 г. вступил в силу Федеральный закон 261 об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, установивший требования к энергетическим обследованиям, которые могут проводить только организации или лица, являющиеся членами СРО. В силу 30 июля 2010 г. вступил Федеральный закон 190 о теплоснабжении, согласно которому предлагается с 1 января 2011 г. введение в силу нормы о необходимости наличия у теплоснабжающих и тепловых организаций свидетельства о допуске к работам СРО в сфере теплоснабжения.
Сегодня зарегистрированы 16 саморегулируемых организаций в области энергообследований не только в Москве, но и в других регионах РФ. Основная цель энергоаудита – это получение объективных данных об объеме используемых ресурсов, определение показателей энергетической эффективности, определение потенциала энергосбережений, повышение энергетической эффективности, разработка перечня типовых доступных мероприятий по энергосбережению, повышение энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки. По результатам энергетического обследования обязательно составляется энергетический паспорт, который является официальным документом, содержащим информацию об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, объеме используемых энергетических ресурсов и его изменениях, показателях энергетической эффективности.
По данным Ростехнадзора, более 80% энергоблоков, опасных производственных объектов тепло- и электроэнергетики отработали расчетный срок службы. К 2015 г. 90 электроблоков отработают уже парковый ресурс. В промышленной энергетике 34000 агрегатов под надзором Ростехнадзора, 40 из которых отработали нормативный срок службы. С целью получения объективных данных по показателям энергетической эффективности и потенциала энергосбережения, разработки перечня типовых доступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведения их стоимостной оценки, НТЦ «Промышленная безопасность» предложило Минэнерго России включить работы по оценке технического состояния оборудования, эксплуатируемого на опасных производственных объектах, в перечень обязательных работ по энергетическим обследованиям.
В перечень организаций, для которых проведение энергетического обследования является обязательным, входят органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц, организации с участием в государстве или муниципального образования и организации, осуществляющие регулированные виды деятельности. Кроме того, обязательному энергетическому обследованию подлежат организации, осуществляющие производство и транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, нефтепродуктов, фактически вся экономика РФ. Организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива превышают 10 млн руб. за календарный год. Организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемой полностью или частично за счет Федерального, субъектов Федерации и местных бюджетов.
Федеральным законом государственное лицензирование в области энергетических обследований не предусмотрено. Оказывать услуги в этой области могут только лица, являющиеся членами СРО в области энергетического обследования, включенных в государственный реестр таких организаций. Постановлением Правительства РФ на Министерство энергетики РФ возложены функции по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования и контроля за их деятельностью. Создание и функционирование СРО в области энергетического обследования должны осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона 261 и ФЗ-315  «О саморегулируемых организациях».
Некоммерческая организация может приобрести статус саморегулируемой организации в области энергетического обследования при условии ее соответствия следующим требованиям: это объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее, чем 40 субъектов профессиональной деятельности. Наличие документов, в том числе стандартов правил, обязательных для выполнения всеми членами СРО в области энергетического обследования. Наличие компенсационного фонда, сформированного за счет взносов членов СРО в области энергетического обследования как способа обеспечения имущественной ответственности членов СРО в области энергетического обследования.
Фактически принцип создания СРО аналогичен тем организациям, которые в других отраслях промышленности сегодня созданы или создаются. С учетом мнения ведущих специалистов институтов, предприятий были выработаны приоритетные направления работы по ведению саморегулирования. Получила одобрение и идея создания СРО в области промышленной безопасности, объединяющая лиц, проводящих оценку соответствия, прежде всего, экспертизы промышленной безопасности.
В настоящее время уже созданы или находятся на стадии создания более 20 некоммерческих партнерств, будущих СРО в области промышленной безопасности. В октябре 2009 г. только началась, к сожалению, регистрация СРО в области промышленной безопасности в государственном реестре, ведение которого осуществляет Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии Росреестр. На 20 августа в Госреестре зарегистрированы 14 СРО в области промышленной безопасности. Чем больше становится таких организаций, тем громче слышны их обращения о необходимости введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве.
Сейчас уже стало ясно, что для того, чтобы механизмы саморегулирования в области промышленной безопасности работали на полную мощность, необходимо внесение соответствующих изменений в ФЗ РФ №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Такая позиция поддержана и в части парламентских слушаний на тему о совершенствовании законодательной базы, обеспечения безопасности опасных производственных объектов, которая была рекомендована Федеральному Собранию РФ внести изменения в ФЗ №116, в том числе, в части разграничения ответственности государства и субъектов экономической деятельности, передачи отдельных функций СРО.
По словам Сергея Николаевича Мартюшова, ведущего советника аппарата Комитета по энергетике Государственной Думы РФ, если рассматривать механизмы энергетического обследования, то становится ясно, что хотя в законе и говорится, что энергетическое обследование проводится в общем случае в добровольном порядке, проведение его является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулирование деятельности, организаций, осуществляющих в производстве транспортировку воды и природного газа, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, нефтепродуктов, переработку природного газа, транспортировку нефти, нефтепродуктов, организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 млн рублей на календарный год. То есть, вот эти перечисленные пункты практически говорят, что вся экономика подлежит обязательному энергетическому обследованию. И не только экономика, а все сферы деятельности. Таким образом, в сферу проведения обязательных энергетических обследований попадают все мало-мальски значительные объекты экономики.
В законе сказано, что энергетическое обследование вправе проводить только лица, которые являются членами СРО в области энергетического обследования. Первое обязательное энергетическое обследование должно быть организовано и проведено до 31 декабря 2012 года, последующие – не меньше, чем 1 раз в каждые 5 лет. Таким образом, есть еще некоторое время для создания СРО в области проведения энергетических обследований и разработки нормативной базы, регулирующей их деятельность. Уполномоченный Федеральный орган исполнительной власти, который должен разработать соответствующую нормативную базу, осуществляет сбор, обработку, систематизацию, анализ данных энергетических паспортов. Каждая СРО в области энергетического обследования раз в три месяца обязана направлять заявления и копии энергетических паспортов, составленных ее членами по результату проведения ими за указанный период обязательных энергетических обследований. Уполномоченный Федеральный орган исполнительной власти вправе запрашивать и получать у СРО в области энергетического обследования данные о добровольно проведенных энергетических обследованиях, а также данные по результатам добровольных обследований энергетических паспортов.
Вот все, что фактически в законе сказано о деятельности организаций в области энергетических обследований энергоаудита. Если требования к энергетической эффективности, составлению региональных, муниципальных программ к внедрению обязательных приборов учета прописаны в законе достаточно подробно, то работа организаций в области энергетических обследований, требует еще большой работы в области подзаконных актов. В частности, как будут организации обследовать органы государственной власти, режимные объекты, объекты атомной энергетики, объекты обороны. Что это будут за организации, как они будут объединяться в СРО? Все это требует уточнения в нормативной базе.

 


МАРТЮШОВ Сергей Николаевич, ведущий советник аппарата Комитета по энергетике Госдумы РФ

Государственная политика в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Что должно получаться по результатам энергетического обследования? В законе говорится: это получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов, определение показателей энергетической эффективности, определение потенциала энергосбережения, повышение энергетической эффективности, разработка типовых доступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение их стоимостной оценки. Что нам даст перечень типовых общедоступных мероприятий? Даст он повышение энергоэффективности в 2- 2,5 раза, которое требуется для нашей экономики. С одной стороны, такая общая формулировка в законе требует значительных усилий при разработке подзаконных актов, конкретизирующих данное положение. С другой стороны, это позволяет наполнить эти положения закона значительным реальным содержанием и сделать их действенными механизмами повышения энергоэффективности отраслей отечественной экономики. С одной стороны, огромная ответственность ложится на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который должен организовать методическое обеспечение, регламентацию деятельности СРО в области энергетического обследования. С другой стороны, встает вопрос о специализированных СРО в области энергетического обследования.


ПРИДАННИКОВ С.П., заместитель руководителя Приволжского управления Ростехнадзора

Когда несколько лет назад были впервые поставлены вопросы сертификации электроэнергии, всплыл целый комплекс проблем, которые необходимо решить в данной области. Были необходимы сертифицированные лаборатории, которые замеряют параметры качества электрической энергии. Должна быть соответствующая техническая база для оборудования этих лабораторий, обученный персонал. Необходим орган сертификации качества электрической энергии.


СОЛОВЬЕВ А.Б., заместитель руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора 

Для достижения должного уровня промышленной безопаности в Удмуртской Республике необходима масштабная модернизация промышленных мощностей. Эта сложная и комплексная государственная задача может быть решена через реализацию Закона по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Закон вводит комплексную систему государственного контроля. Вводится двухуровневая система государственного контроля – это федеральный и региональный государственный контроль. Следует обратить внимание на то, что объектом контроля являются не только организация в любой форме собственности, но и руководители, а также должностные лица.


КОТЕЛЬНИКОВ Владимир Семенович, генеральный директор ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность», председатель Координационного Совета НП «ЭНЕРГОАУДИТ»Актуальные вопросы в области энергетических обследований

Специалистами ряда крупных институтов были проанализированы нормативно-методические документы, регламентирующие порядок проведения энергетических обследований. В результате рассмотрения было установлено, что при оценке энергетической эффективности обследуемого оборудования практически не учитывается его техническое состояние. В крайнем случае, энергоаудитор рассматривает работу по оценке технического состояния оборудования как дополнительную задачу, решаемую при энергетических обследованиях. В то же время одной из целей энергоаудита провозглашена оценка долей энергетических потерь, которые связаны с ухудшением технического состояния  оборудования и систем. Опыт проведения работ по экспертизе промышленной безопасности оборудования, эксплуатирующегося на опасных производственных объектах тепло-, электроэнергетики, ТЭЦ, ГРЭС, котельных, площадках хранения мазутного топлива, трансформаторных подстанций и так далее, позволяет сделать вывод, что эта задача может быть решена только в рамках работ по технической диагностике такого оборудования, проводимой конкретными специализированными экспертными организациями с использованием современной аппаратуры в неразрушающем контроле нормативно-технических документов и конструкторских документациях заводов-изготовителей.


РАДИОНОВ О.В., министр промышленности и энергетики

Удмуртской РеспубликиПредприятиям, в первую очередь, необходимо до конца 2012 года провести энергоаудит, чтобы понять, на каком уровне энергопотребления на единицу продукции они находятся в настоящий момент. Это сразу покажет уровень их конкурентоспособности и определит необходимые меры, проводимые в данной сфере. Энергоэффективность сегодня — это вопрос выживания предприятий завтра.

 

Все статьи рубрики