Ростехнадзор вырабатывает комплекс мер по обновлению предприятиями основных производственных фондов
Шапкин Борис Иванович
заместитель руководителя Управления Ростехнадзора по Удмуртской Республике
Номер журнала:
Рубрика:
6 сентября в Доме Правительства Удмуртской Республики состоялась пресс-конференция с заместителем руководителя Управления Ростехнадзора по Удмуртской Республике Б.И. Шапкиным. Основной целью встречи стало информирование общественности республики о состоянии энергетической, экологической и промышленной безопасности на объектах, поднадзорных Ростехнадзору.
В соответствии с данными Управления Ростехнадзора по Удмуртской Республике на текущий момент в государственном реестре опасных производственных объектов в 644 организациях, связанных с нефтедобывающим комплексом, зарегистрировано 1 400 опасных производственных объектов, где применяется 18 тысяч технических устройств. Все компании имеют соответствующие лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов. На каждом предприятии в той или иной степени реализуется система производственного контроля. Все опасные объекты, находящиеся в эксплуатации, застрахованы в пользу третьих лиц. Всего разработано 40 деклараций промышленной безопасности, непосредственно обеспечено обслуживание и ремонт оборудования в порядке, предусмотренном действующими нормами и правилами.
Как отметил в ходе пресс-конференции заместитель руководителя Управления Ростехнадзора по Удмуртской Республике Борис Иванович Шапкин, за 8 месяцев текущего года в отношении данных организаций было проведено более 300 контрольных мероприятий. В процессе осуществленных проверок выявлено 2 700 нарушений. По результатам надзорной деятельности привлечено к ответственности 110 должностных лиц, а также 8 юридических лиц. В двух случаях по итогам судебных разбирательств была приостановлена эксплуатация опасных производственных объектов.
«Цифры достаточно внушительные, – подчеркнул Б. И. Шапкин. – Каждое из выявленных нарушений могло стать источником возникновения серьезных инцидентов и внештатных ситуаций на опасных производственных объектах». В целом в результате скоординированных действий органов Ростехнадзора и эксплуатирующих организаций в период с 2005 года в Удмуртии не зафиксировано случаев травматизма и аварий на объектах, поднадзорных Службе.
Круг нарушений, констатируемых в ходе обследований и проверок, достаточно широк. В числе наиболее существенных факторов, влияющих на безопасность, Борис Иванович Шапкин назвал износ основных производственных фондов. Сегодня на предприятиях нефтегазодобывающего комплекса износ оборудования и технических устройств достиг 70%. Что касается систем газораспределения и газопотребления, то здесь в целом по республике данный показатель находится на уровне 30%, в Ижевске эта цифра приближается к 60-70%.
Анализируя основные нарушения, фиксируемые в процессе контрольных мероприятий, Б. И. Шапкин также отметил, что на предприятиях несвоевременно проводится экспертиза промышленной безопасности, нарушаются сроки испытаний и диагностирования оборудования, не соблюдаются требования технологической дисциплины, нормативно-технических документов.
Кроме того, к работам на опасных производст-венных объектах допускаются инженерно-технические работники, персонал, не прошедший в установленном порядке подготовку и проверку знаний, – сказал Борис Иванович. – Между тем, по информации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, 70% случаев аварий и травматизма происходит по причине человеческого фактора, чаще всего из-за неквалифицированных действий обслуживающего персонала, недостаточно эффективной организации и обеспечения производственного контроля.
Внедрение системы управления промышленной безопасностью в нефтедобывающей отрасли в настоящее время выполнено только в двух организациях – ОАО «Удмуртнефть» и ОАО «Белкамнефть». Механизм функционирования «внутреннего» менеджмента организаций, направленного на обеспечение безопасности, должен быть отлажен более четко.
Отвечая на вопросы участников пресс-конференции о причинах несвоевременности и недостаточной активности в части модернизации оборудования, Борис Иванович сказал, что руководители поднадзорных предприятий и организаций объясняют проблему модернизации и обновления основных фондов недостаточностью финансовых средств.
Для органов Ростехнадзора, как организации обеспечивающей со стороны государства контрольные и надзорные функции промышленной безопасности опасных производственных объектов, данные объяснения не являются достаточным аргументом и не дают право и основание эксплуатирующим организациям не проводить работы по обновлению и модернизации оборудования или проводить их не в том объеме как это требует действующее законодательство, Нормы и Правила.
К сожалению, на фоне того, что регулярно осуществляется строительство новых опасных производственных объектов, ежегодно вводится свыше 500 км систем газораспределения и газопотребления. Так, в 2006 году введено в эксплуатацию 587 км газовых сетей и переведены на газовое топливо 32 котельные, в текущем году планируется ввод в эксплуатацию около 700 км газовых сетей, оборудование, технические устройства, применяющиеся уже несколько десятков лет, модернизируются, реконструируются и заменяются не так активно, как того требуют условия безопасной эксплуатации.
Подробно остановившись на проблеме нарушения сроков диагностирования оборудования, Б. И. Шапкин заострил внимание на том, что по истечении установленных сроков предприятия обязаны проводить оценку соответствия технических устройств либо объектов требованиям промышленной безопасности. «Данный процесс должен осуществляться с привлечением специализированных организаций, – сказал Борис Иванович. – Имеют место случаи, когда графики диагностирования, согласованные с Ростехнадзором, срываются, за что должностные лица привлекаются к административной ответственности».
Кроме прочего, Б. И. Шапкин проинформировал присутствующих о степени решенности вопроса, связанного с регистрацией объектов. В прошлом году в ходе проверок выявлено 177 систем газораспределения и газопотребления, не зарегистрированных в государственном реестре. На основе полученных результатов была организована и проведена необходимая работа. Благодаря осуществленной деятельности на текущий момент вне реестра находятся лишь 13 объектов, которые впоследствии также будут зарегистрированы и взяты под контроль в установленном порядке.
Ключевым моментом доклада Б.И.Шапкина стала информация о том, что на текущий момент разрабатывается комплекс мероприятий по замене и модернизации эксплуатируемого оборудования, внедрению новых, более совершенных технологий. Также оптимизируется система подготовки и аттестации персонала, занятого на опасных производственных объектах, обеспечивается проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений, технических устройств.
О подготовке к осеннее-зимнему отопительному периоду 2007-2008 гг.
На сегодняшний день проблема готовности объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительно-зимнему периоду 2007-2008 гг. для Ростехнадзора входит в число наиболее приоритетных. Данная тема стала одной из активно обсуждаемых и на состоявшейся пресс-конференции. В целом по республике Управлением Ростехнадзора по УР контролируется функционирование 1 057 отопительных, отопительно-производственных котельных. В настоящее время, как отметил в ходе пресс-конференции Борис Иванович Шапкин, готовность данных объектов находится на достаточно низком уровне – 60-70%. На текущий момент подписано 143 акта технической готовности котельных, что составляет лишь 14% от необходимых показателей.
В соответствии с Положением о подготовке теплоэнергоснабжающего оборудования к отопительному периоду, а также Постановлением Правительства Удмуртской Республики, акты готовности должны быть подписаны в срок до 1 октября. Для оборудования, находящегося в ведении РАО «ЕЭС России», установлена следующая дата – 15 ноября. Как показывает практика прошлых лет, отметил Б. И. Шапкин, готовность котельных к указанному сроку составляет 97%. РАО «ЕЭС России» обеспечивает 100-процентный показатель готовности к ОЗП.
В зависимости от температуры наружного воздуха, а также на основании решений администраций городов и районов республики, все системы теплоснабжения должны быть введены в действие своевременно.
В настоящее время совместно с Министерством строительства, архитектуры и жилищной политики, Министерством ГО и ЧС по Удмуртской Республике, другими заинтересованными органами государственной власти идет планомерное обследование объектов жизнеобеспечения жилищной сферы в городах и районах республики.
Управление Ростехнадзора по Удмуртской Республике со своей стороны принимает все исчерпывающие меры, для того чтобы поднадзорные объекты электро- теплоэнергетики и объекты социальной сферы подошли к предстоящему отопительному сезону с максимальной степенью готовности, так как в главная цель Управления состоит в том, чтобы обеспечить в полном объеме состояние защищенности жизненно важных интересов и прав населения Удмуртской Республики.
Ростехнадзор сообщает
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Удмуртской Республике информирует о проведении заседаний экспертных комиссий государственной экологической экспертизы обосновывающих материалов к лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов следующих предприятий и учреждений:
1. МУ «Центр дошкольного образования и воспитания Октябрьского района г. Ижевска»;
2. Потребительский гаражно-строительный кооператив «Ижсталь», г. Ижевск;
3. ООО «НПО «НОРТ», г. Ижевск;
4. ГУ «Автобаза Государственного Совета Удмуртской Республики», г. Ижевск.
5. Алнашское МУП «КамСервис», с. Алнаши;
6. МУП «Ритуальные услуги», г. Сарапул;
7. ООО «Автотехцентр «Навигатор», г. Ижевск;
8. ООО «Нефтяная компания «Топливно-энергетические ресурсы», г. Ижевск.