Ростехнадзор вскрывает проблемы безопасности магистральных трубопроводов
Номер журнала:
Рубрика:
Комиссия Волжско-Окского управления Ростехнадзора расследовала обстоятельства этой аварии. Причиной ее стало механическое разрушение тела трубы газопровода клыком кабелеукладчика Т-330, принадлежащего ООО «СПМК-38». За последние два года это первая авария на объектах магистрального трубопроводного транспорта.
- Предприятия трубопроводного транспорта проводят систематическую работу по безопасному функционированию системы транспортирования и обеспечению поставки газа, нефти и нефтепродуктов. Однако, несмотря на принимаемые меры, полностью исключить аварии на магистральных трубопроводах не представляется возможным, – комментирует ситуацию начальник отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта Назарова Наталья Викторовна. В данном случае имело место грубое нарушение со стороны производителя работ «Правил охраны магистральных трубопроводов». ООО «СПМК-38» г. Энгельск Саратовской области не имел разрешения на производство работ в охранной зоне газопровода-отвода к ГРС «Никольск».
- Если говорить о результатах деятельности отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта, то в соответствии с планом работы в первом полугодии 2011 г. было проведено 9 обследований состояния промышленной безопасности поднадзорных организаций, – рассказывает Н.В. Назарова. – В ходе проведенных обследований было выявлено и предписано к устранению 54 нарушения правил и норм, к административной ответственности привлечено 1 юридическое лицо и 16 должностных, общая сумма наложенных штрафов – 76,9 тыс. рублей.
В марте-апреле 2011 г. сотрудники Волжско-Окского управления Ростехнадзора провели проверку филиала ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» – Кировское ЛПУМГ. В частности инспекторы установили, что на предприятии в полном объеме проведена подготовка к пропуску весеннего половодья, но в то же время выявлен ряд нарушений обязательных требований. Например, на предприятии не выполнен капитальный ремонт магистрального газопровода «Охранск-Киров», истек срок безопасной эксплуатации ГРС «Поздино 22», отсутствуют защитные кожухи на пересечениях магистрального газопровода «Оханск-Киров» и другое. Большая часть нарушений была устранена уже в ходе проверки, по остальным замечаниям руководству предприятия выдано предписание об устранении выявленных нарушений в установленные для этого сроки. Наряду с этим инспекторы составили протоколы об административном правонарушении на 7 должностных лиц. Выполнение мероприятий по исполнению выданного предписания взято под контроль.
Антитеррористическая
безопасность
На особом контроле у инспекторов отдела – вопросы антитеррористической устойчивости объектов магистрального трубопроводного транспорта. По результатам проверок состояния защищенности от террористических актов опасных производственных объектов установлено, что ОАО «Верхневолжскнефтепровод» и ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород», эксплуатирующие объекты магистрального трубопроводного транспорта, разработали мероприятия по предотвращению террористических актов, имеют службы собственной безопасности или заключили договоры со специализированными службами для охраны ОПО, территории наиболее важных ОПО имеют ограждения, охранную сигнализацию и системы видеонаблюдения. Мероприятиями по предотвращению террористических актов предусмотрен обход данных объектов по графику. Все объекты обеспечены бесперебойной связью с выходом на диспетчерские пункты аварийных служб и охраны. Отработаны схемы взаимодействия и связи с территориальными и местными правоохранительными органами и ФСБ. В соответствии с планами учебно-тренировочных занятий на ОПО проводятся практические занятия по отработке сценариев террористических актов.
Качество строительства
Большая работа ведется Волжско-Окским управлением Ростехнадзора и по обеспечению безопасности строительства объектов капитального строительства, таких как, например, газопровод Починки – Грязовец (в состав которого входит линейная часть КС «Лукояновская»).
- Практически во всех актах технического расследования причин аварий на магистральных трубопроводах отмечается брак, допущенный при строительстве. Поэтому очень важно на этапе строительства новых больших проектов вести тщательный надзор за качеством строительства. Практика показывает, что когда ведутся масштабные стройки, упускаются из виду некоторые «мелочи», которые выявляются впоследствии и становятся основными причинами аварий, – уточняет Наталья Викторовна. – В 2011 г. проведено 24 проверки объектов капитального строительства. Выявлено 140 нарушений. Наложено 33 штрафа на должностных лиц на сумму 35,8 тыс. рублей. Выдано 1 заключение о соответствии объекта капитального строительства установленным требованиям.
Вопросы восстановления
охранных зон
До сих пор актуальными проблемами защищенности объектов магистрального трубопроводного транспорта остаются вопросы восстановления охранных зон объектов магистрального трубопроводного транспорта, а также обеспечение промышленной безопасности ГРС, находящихся на балансе потребителя, и бесхозяйных. Эти вопросы невозможно решить без взаимодействия местных органов власти и заинтересованных предприятий. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ выделение земель под строительство и выдача разрешения на строительство осуществляются администрациями муниципальных образований, поэтому необходимо исключить случаи допущения нарушений в охранных зонах и зонах минимально допустимых расстояний магистральных трубопроводов. На постоянном контроле должны быть вопросы по обеспечению охранных зон и зон минимально допустимых расстояний магистральных трубопроводов и при проведении государственной экспертизы проектов.
- Не лишним будет напомнить, какую опасность представляют нарушения в охранных зонах и зонах минимально допустимых расстояний магистральных трубопроводов, и к каким последствиям могут привести аварии на магистральных трубопроводах, проходящих в непосредственной близости от поселений и различных объектов с массовым пребыванием людей. Так, например, при аварии на магистральном газопроводе осколки трубопровода весом более 10 тонн разлетаются в стороны на 200-300 м, – отметила в заключение разговора начальник отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта Волжско-Окского управления Ростехнадзора.